Пояснительная записка.
Направленность и профиль дополнительной общеобразовательной программы
и направление деятельности: данная дополнительная образовательная программа имеет
художественную направленность. Направление деятельности – театральное. Кружок
однопрофильный.
Вид программы и её уровень: модифицированная программа, общекультурный
(базовый) уровень.
Отличительные
особенности
программы;
новизна,
педагогическая
целесообразность программы. В программе систематизированы средства и методы
театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской
творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная
деятельность
как
процесс
развития
творческих способностей
ребенка
является
процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций,
процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат.
Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности
ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль.
Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные
психические функции.
Эту идею выдвигвал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не
следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что
ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом
процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят,
упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской
постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и
воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое
значение и всю свою силу в приложении к ребенку.
Актуальность программы заключается в том, что она ориентирована на
всестороннее
развитие
личности
ребенка,
его
неповторимой
индивидуальности,
направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на
психологических особенностях развития школьников. Участие в школьном театральном
кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации,
формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения
взаимодействовать
в
коллективе,
для
развития
художественного
эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
творчества,
Адресат программы - рассчитана на школьников 11 – 17 лет (разновозрастная
группа), увлеченных искусством слова, театром, игрой на сцене; специальной подготовки
детей не требуется.
Формы организации образовательного процесса, виды занятий, режим занятий.
Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно
и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского
мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы,
тренинги, спектакли и праздники.
Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой проведение
бесед об искусстве. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов.
Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по
прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные
жизни и творчеству того или иного мастера сцены.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда
деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской
культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с
игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев,
находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы
фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес
к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной
стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе
репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой
пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию
творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного
анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков
героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и
т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную
со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы
по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение учебного года по 2 занятия (для 7а,б
классов) по 40 мин.)) с перерывом в 15 минут.
Объем программы - сроки реализации дополнительной общеобразовательной
программы. Объем программы – 136 часов. Сроки реализации – 1 учебный год, занятия
проводятся по 4 часа в неделю.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы.
Цель: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков,
раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства;
организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи:
1. Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в
области театрального искусства.
2. Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование
речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом
индивидуальных возможностей каждого ребенка.
3. Привлечение детей
к активному чтению
лучших образцов классической
литературы, познанию красоты правильной литературной речи.
4. Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья.
5. Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству.
6. Формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской)
средствами любительского театра.
7. Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания,
доверия, уважения друг к другу.
8. Участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях.
9. Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду,
искусству.
Ожидаемые результаты по уровням, разделам и темам программы
и способы определения их результативности.
Требования к уровню подготовки учащихся
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр.
2. Чем отличается театр от других видов искусств.
3. С чего зародился театр.
4. Какие виды театров существуют.
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
6. Что такое выразительные средства.
7. Фрагмент как составная часть сюжета.
8. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены.
2. Об оформлении сцены.
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
4. О рождении сюжета произведения.
5. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
6. О сверхзадаче и морали в произведении.
УМЕЕТ:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в сценическом пространстве.
5. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
6. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
7. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
8. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного актёрского мастерства.
3. Образного восприятия окружающего мира.
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
5. Коллективного творчества.
6. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
7. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
8. Анализировать последовательность поступков.
9. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
Планируемые результаты:
Личностные результаты. У учеников будут сформированы:
۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;
۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
۰развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
۰формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
۰умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Предметные результаты. Учащиеся научатся:
۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;
۰строить этюд в паре с любым партнёром;
۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
۰ сочинять этюды по сказкам;
۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение);
۰правильно выполнять цепочки простых физических действий.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД: Обучающийся научится:
۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
۰ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
۰ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД: Обучающийся научится:
۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов,
подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:
۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность ۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
۰ обращаться за помощью;
۰ формулировать свои затруднения;
۰ предлагать помощь и сотрудничество;
۰ слушать собеседника;
۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
۰ формулировать собственное мнение и позицию;
۰осуществлять взаимный контроль;
. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических
линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах;
участие в муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля.
Система поощрений:
благодарственные письма кружковцам и их родителям;
дипломы за актерское мастерство;
творческие поездки на смотры, праздники одаренных детей и под.
Формы аттестации/контроля:
- собеседование, беседа;
- игровые задания для определения уровня практических умений и теоретических
знаний;
- отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли;
- презентация, творческий отчет.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ
театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится
коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные
сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются
типичные ошибки.
Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в общешкольных
мероприятиях и в районных конкурсах.
Учебно-тематический план (136ч)
№
Название раздела
п/п
Количество часов
всего
теория
практика
Формы
аттестации/контроля по
разделам
1
Вводное занятие
2
1
1
Беседа. Правила
поведения. Инструктаж
2
Основы театральной
культуры
19
13
6
Беседа. Педагогическое
наблюдение, опрос,
тестирование, творческие
задания
3
Сценическая речь
17
5
12
Наблюдение, контрольные
упражнения. Конкурс
чтецов
4
Ритмопластика
7
-
7
Контрольные упражнения,
этюдные зарисовки, этюды
5
Актерское мастерство
14
4
10
Формы текущего,
промежуточного контроля,
педагогическое
наблюдение, творческие
задания
6
Режиссура и сценарное
мастерство
14
9
5
Формы текущего,
промежуточного контроля,
педагогическое
наблюдение, творческие
задания
7
Знакомство с драматургией
62
6
56
Наблюдение, самооценка,
рефлексия, показ
1
-
1
Творческий отчёт
136
38
98
(работа над пьесой и
спектаклем)
8
Итоговое занятие
ИТОГО:
Содержание учебной программы.
Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками
элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального
искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды
театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Театральная
игра
направлена
не
столько
на
приобретение
ребенком
профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения,
эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться
со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и
специальные театральные игры.
Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в
школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на
мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность
анализировать различные ситуации с разных позиций.
Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями.
Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских
условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых
обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим
действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо
знакомых небольших сказок.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев
спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность,
образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества.
Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и
упражнения,
призванные
обеспечить
развитие
естественных
способностей
школьников, обретение ими ощущения гармонии
психомоторных
своего
тела с
окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие
ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям
школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела.
Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный
сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или
последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и
образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую
ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания
и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией,
разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры
со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять
небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры,
которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и
фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять
предложения и
небольшие сюжетные рассказы.
Их необходимо
связывать
со
специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми
предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
дыхательные
и
артикуляционные
упражнения;
дикционные
и
интонационные
упражнения; творческие игры со словом.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,
разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;
учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Выразительные
средства
в
театре.
Раздел
предполагает
знакомство
с
многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет,
музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно
создавать декоративно-художественное оформление.
Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя
знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:
-
выбор пьесы и обсуждение ее сдетьми;
деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;
работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным
текстом;
поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка
танцев;
создание совместно с детьми экскизов декораций и костюмов;
переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых
обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических
условиях; закрепление отдельных мизансцен;
репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и
реквизита, с музыкальным оформлением;
-
рапетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;
назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
премьера спектакля;
-
повторные показы спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с
воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,
удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
пополнять словарный запас, образный строй речи.
Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей
с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре
общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей
(быть
искусным
читателем,
зрителем
театра),
индивидуальную
диагностику
нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога
работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра.
Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка.
Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке
работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение
необходимых изменений, репетиции перед новым показом.
Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
1. Вводное занятие
Теория. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях, Уставом. Инструктаж по технике безопасности на
занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе. Знакомство с правилами
противопожарной безопасности. Беседа: Роль и место театра в развитии цивилизации.
Театр как синтетический вид искусства. Театр - искусство коллективное. Практика.
Соответствующая возрасту игра на знакомство.
2. Основы театральной культуры
История театра
Теория. Возникновение театра. Происхождение древнегреческой драмы и театра.
Римский театр. Отличие римского театра от древнегреческого.
Средневековый европейский театр (литургическая драма, миракль, мистерия, фарс,
моралите).
Театр эпохи Возрождения. Гуманистическая литература. Здание театра и сцена.
Итальянский театр (комедия дель арте). Испанский театр (комедии «плаща и шпаги»).
Английский театр «Глобус» Шекспира.
Театр французского классицизма. Корнель. Расин. Мольер.
Театр эпохи Просвещения. Французский театр. Итальянский театр. Гольдони.
Гоцци. Немецкий театр. Лессинг. Гете. Шиллер. Сценическое искусство.
Истоки русского театра. Скоморохи - первые русские актеры-потешники.
Русский театр 17-18 вв. Школьный театр в России. Придворный театр
в
России.
Крепостной
театр.
Основание
русского
государственного
профессионального театра. Профессиональные русские театры.
Русский театр 19 века. Русский театр 20 века.
Вахтангов Е.Б. и его театр.
Выдающиеся актеры и режиссёры.
Практика. Просмотр видеозаписей, учебных фильмов. Проектная работа.
Виды театрального искусства
Теория. Драматический театр. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл. Театр
кукол. Особенности. Самые знаменитые театры мира.
Практика. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок. Сравнение.
Обсуждение.
Театральное закулисье
Теория. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.
Практика. Творческая мастерская.
Театр и зритель
Теория. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ спектакля.
Практика. Посещение театра. Обсуждение спектакля. Написание эссе.
3. Сценическая речь
Теория. Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:
■определение целей и условий выполнения, рекомендации;
■педагогический показ;
■просмотр упражнения;
■комплексный контроль и корректировка.
Только в результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил - показал;
посмотрел - уточнил - показал; посмотрел - сделал замечание - показал; посмотрел показал ошибку - показал правильный вариант), можно добиться максимальной
эффективности в освоении того или иного упражнения.
Речевой тренинг
Теория. Осанка и свобода мышц. Дыхание. Свойства голоса. Резонаторы. Закрытое
звучание. Открытое звучание. Речевая гимнастика. Полетность. Диапазон голоса.
Развитие диапазона голоса. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Орфоэпия. Интонация.
Выразительность речи.
Практика. Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика.
Упражнения. Речевые тренинги. Работа над интонационной выразительностью.
Дыхание
Объяснить связь дыхания, длинной фразы и голосового посыла, значение работы
диафрагмы.
Включить в работу и чередовать работу с разными голосовыми атаками.
По усмотрению педагога можно включить в работу дыхательную гимнастику по
методике Стрельниковой, но только как дополнение, альтернативную гимнастику и
обязательно с удобным для группы темпом.
Артикуляция
Артикуляцию можно использовать в любой предложенной форме. Можно
построить жесткую схему сродни фитнесу и физкультуре (время/счёт).
Дикция
Основная задача блока - закрепить правильно найденные звуки и научить
подростков говорить внятно, а не небрежно.
Голос
Работу с голосом нужно начать только с мягкого вибрационного массажа или
упражнений на полу. Также на материале стихотворений с использованием сонорный
звуков. Можно использовать упражнения на посыл и словесное действие (позвать,
остановить). Возможна работа с литературой или над материалом в связке с предметом
«мастерство актёра».
Работа над литературно-художественным произведением
Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор
произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного
произведения.
4. Ритмопластика
Пластический тренинг
Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической
выразительности.
Разминка,
настройка,
релаксация,
Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику.
расслабление/напряжение.
Пластический образ персонажа
Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности. Походка,
жесты, пластика тела. Этюдные пластические зарисовки.
Варианты упражнений и рекомендации по коррекции смотрите в методическом
пособии- практикуме «Ритмика и сценические движения», изданном Центром науки и
методологии Театрального института им. Бориса Щукина.
5. Актерское мастерство
Элементы внутренней техники актёра (актёрского мастерства)
Теория. Упражнения на организацию внимания, памяти, воображения, фантазии,
мышечной свободы, перемены отношения (к предмету, месту действия, к партнеру),
физического самочувствия, предлагаемых обстоятельств, оценки факта, сценического
общения.
Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. Словесные
действия. Способы словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства.
Связь словесных элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа
роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.
При постановке задач стоит указывать, на развитие каких качеств и навыков
направлено упражнение, обсуждать желаемые результаты. Важна осмысленность подхода
учеников к выполнению. Оценивание результата в этой возрастной группе идет по самой
высокой планке, как со взрослыми.
Необходимо повторять столько раз, сколько потребуется, и в таком количестве,
сколько будет необходимо для достижения практически «идеального» результата.
Практика. Знакомство с правилами выполнения упражнений и игр.
Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков.
Коллективные коммуникативные игры. Моделирование образа в процессе общения.
Развитие навыка импровизации как необходимого условия правды общения на сцене.
Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения и
этюды. Работа над индивидуальностью.
6. Режиссура и сценарное мастерство
Возникновение
и
развитие
режиссерского
искусства.
Взгляды
К.С.
Станиславского, В.И. Немировича-Данченко на назначение режиссера. Режиссер и его
роль в творческом процессе. Функции режиссера – постановщика. Опыт выдающихся
режиссеров.
Действие как психофизический процесс. Виды действия, его свойства и составные
части. Событийное рождение действия. Организация событий режиссером. Цель
мизансцены, практическое применение мизансцены в построении театрализованного
представления. Мизансцена как пластическое выражение сущности события. Зависимость
выразительных средств от режиссерского замысла и своеобразия стиля и жанра
произведения
Формирование образно - смыслового хода будущего сценария. Образно смысловой ход как своеобразный стержень, единый прием, соединяющий все эпизоды
сценария в стройную драматургическую структуру. Образное видение будущего
спектакля и воплощение режиссера своего замысла в постановочном плане. Композиция
драмы – особенности ее построения как выражение внутренней целостности. Принцип
построения драмы.
7. Знакомство с драматургией. Работа над пьесой и спектаклем
Выбор пьесы
Теория. Выбор пьесы классиков или современных авторов с актуальными для
участников проблемами и героями. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ
пьесы.
Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный
ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».
Анализ пьесы по событиям
Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий.
Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.
Работа над отдельными эпизодами
Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа
над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных
сцен, картин.
Выразительность речи, мимики, жестов
Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и
приемов.
Закрепление мизансцен
Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.
Изготовление реквизита, декораций
Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального
оформления.
Прогонные и генеральные репетиции
Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с
использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
Показ спектакля
Практика. Показ полноценного спектакля на классическом или современном
материале. Анализ показа спектакля (рефлексия).
8.Итоговое занятие
Практика. Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по темам
обучения. Основы театральной культуры - тест по истории театра и театральной
терминологии. Чтецкий отрывок наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из
спектакля. Награждение.
Календарно-тематическое планирование (136 часов)
№
п/п
1
2
Дата
Наименование тем
(разделов)
Введение. Роль и место
театра в развитии
цивилизации.
Введение. Театр как
синтетический вид
искусства.
Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
1. Вводное занятие (2ч)
Теория. Театр - искусство коллективное.
Знакомство с обучающимися.
Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях,
Уставом.
Форма
организации
Беседа.
Правила
поведения.
Инструктаж.
Инструктаж по технике безопасности на
занятиях, во время посещения
спектаклей, поездок в автобусе.
Знакомство с правилами
противопожарной безопасности.
Практика. Соответствующая возрасту
игра на знакомство.
2. Основы театральной культуры (19ч)
3
4
5
Возникновение театра.
Происхождение
древнегреческой драмы и
театра
Теория. Знакомство с возникновением
театра. Римский театр. Отличие
римского театра от древнегреческого.
История театра.
Средневековый
европейский театр
Теория. Знакомство с возникновением
театра. (литургическая драма, миракль,
мистерия, фарс, моралите).
История театра. Театр
эпохи Возрождения.
Теория. Знакомство с возникновением
театра. Гуманистическая литература.
Здание театра и сцена. Итальянский
театр (комедия дель арте). Испанский
Беседа.
Педагогическо
е наблюдение.
Опрос.
Тестирование.
Творческие
задания.
театр (комедии «плаща и шпаги»).
Английский театр «Глобус» Шекспира.
6
История театра. Театр
французского классицизма.
Корнель. Расин. Мольер.
Теория. Знакомство с возникновением
театра.
7
История театра. Театр
эпохи Просвещения.
Теория. Знакомство с возникновением
театра. Французский театр.
Итальянский театр. Гольдони. Гоцци.
Немецкий театр. Лессинг. Гете.
Шиллер. Сценическое искусство.
8
История театра.
Теория. Знакомство с возникновением
театра. Скоморохи - первые русские
актеры-потешники.
Истоки русского театра.
9
История театра.
Русский театр 17-18 вв.
10
История театра.
Русский театр 19 и 20
веков.
11
История театра.
Вахтангов Е.Б. и его театр.
12
История театра.
Проектная работа.2часа
Теория. Знакомство с возникновением
театра. Школьный театр в России.
Придворный театр в России.
Крепостной театр. Основание русского
государственного профессионального
театра. Профессиональные русские
театры.
Теория. Знакомство с возникновением
театра.
Теория. Знакомство с возникновением
театра. Выдающиеся актеры и
режиссёры.
Практика. Просмотр видеозаписей,
учебных фильмов.
13
Драматический театр.
Музыкальный театр: Опера,
Балет, Мюзикл.
Теория. История театра.
14
Театр кукол. Особенности.
Самые знаменитые театры
мира.
Теория. История театра
15
Просмотр видеозаписей
лучших театральных
постановок.
Практика. Просмотр. Сравнение.
Обсуждение.
16
Театральное закулисье.
Сценография.
Теория. Знакомство с видами
театральных декораций и бутафории,
грима, костюмов.
17
Театральное закулисье.
Творческая мастерская.
Практика. Мастер-класс по
изготовлению театральных декораций и
бутафории, грима, костюмов.
18
Театр и зритель.
Театральный этикет.
Теория. Культура восприятия и анализ
спектакля.
19
Театр и зритель.
20
Театр и зритель.
Практика. Посещение театра.
Обсуждение спектакля. Написание эссе.
21
Театр и зритель.
3. Сценическая речь (17ч)
22
23
Упражнения по
сценической речи по
алгоритму.
Речевой тренинг. Осанка и
свобода мышц. Дыхание.
Свойства голоса.
Резонаторы.
24
Речевой тренинг. Закрытое
звучание. Открытое
звучание. Речевая
гимнастика. Полетность.
25
Речевой тренинг. Диапазон
голоса. Развитие диапазона
голоса.
26
Речевой
тренинг. Артикуляционная
гимнастика. Дикция.
Орфоэпия.
27
Речевой
тренинг. Интонация.
Теория.
-определение целей и условий
выполнения, рекомендации;
-педагогический показ;
-просмотр упражнения;
-комплексный контроль и
корректировка.
Практика. Варианты упражнений.
Педагогическо
е наблюдение.
Контрольные
упражнения.
Конкурс
чтецов.
Выразительность речи.
28
Речевые тренинги. Работа
над интонационной
выразительностью.
Практика. Постановка дыхания.
Артикуляционная гимнастика. Речевая
гимнастика. Упражнения.
29
Речевые тренинги. Работа
над интонационной
выразительностью.
Практика. Варианты упражнений.
30
Дыхание. Связь дыхания,
длинной фразы и
голосового посыла,
значение работы
диафрагмы.
Практика. Объяснить связь дыхания,
длинной фразы и голосового посыла,
значение работы диафрагмы.
Включить в работу и чередовать работу
с разными голосовыми атаками.
31
Дыхание. Дыхательная
гимнастика по методике
Стрельниковой.
Практика. Дыхательная гимнастика как
дополнение, альтернативной
гимнастике и обязательно с удобным
для группы темпом.
32
Артикуляция.
Практика. Использование артикуляция
в любой предложенной форме. Можно
построить жесткую схему сродни
фитнесу и физкультуре (время/счёт).
33
Дикция.
Практика. Основная задача блока закрепить правильно найденные звуки и
научить подростков говорить внятно, а
не небрежно.
Возможно использования знаний по
орфоэпии (например, варианты
ударений).
Важно индивидуальное звучание,
можно предложить каждому придумать
свою многоговорку.
34
Голос. Работа с голосом.
Практика. Мягкий вибрационный
массаж и упражнения на полу, в т.ч. на
материале стихотворений с
использованием сонорный звуков.
35
Голос. Варианты
упражнений.
Практика. Использование упражнений
на посыл и словесное действие (позвать,
остановить).
36
Голос. Работа с
литературой.
Практика. Работа с литературой или
над материалом в связке с предметом
«мастерство актёра».
37
Голос. Варианты
упражнений. Методическое
пособие-практикум
«Культура и техника речи»
Практика. Использование
методического пособия «Культура и
техника речи», изданном Центром
науки и методологии Театрального
института им. Бориса Щукина.
38
Работа над литературнохудожественным
произведением.
Практика. Особенности работы над
стихотворным и прозаическим текстом.
Выбор произведения: басня,
стихотворение, отрывок из
прозаического художественного
произведения.
Конкурс
чтецов.
4. Ритмопластика (7ч)
39
Пластический тренинг.
40
Пластический образ
персонажа. Музыка и
движение.
41
Пластический образ
персонажа. Музыка и
движение.
42
Пластический образ
персонажа. Музыка и
движение.
43
Пластический образ
персонажа. Этюдные
пластические зарисовки.
44
Пластический образ
персонажа. Этюдные
Практика. Работа над освобождением
мышц от зажимов. Развитие
пластической выразительности.
Разминка, настройка, релаксация,
расслабление/напряжение. Упражнения
на внимание, воображение, ритм,
пластику.
Практика. Приемы пластической
выразительности. Походка, жесты,
пластика тела.
Практика. Варианты упражнений и
рекомендации по коррекции смотрите в
методическом пособии- практикуме
«Ритмика и сценические движения»,
изданном Центром науки и
Контрольные
упражнения.
Этюдные
зарисовки.
Этюды.
пластические зарисовки.
45
Пластический образ
персонажа. Этюдные
пластические зарисовки.
методологии Театрального института
им. Бориса Щукина.
5. Актерское мастерство (14ч)
46
Наблюдение за
предметами. Этюды.
Практика. Пластические этюды.
47
Наблюдение за животными.
Этюды.
Практика. Пластические этюды.
48
Элементы внутренней
техники актёра.
49
Элементы сценического
действия - бессловесные и
словесные. Их способы.
Теория. Логика действий и
предлагаемые обстоятельства.
Упражнения на организацию внимания,
памяти, воображения, фантазии,
мышечной свободы, перемены
отношения (к предмету, месту действия,
к партнеру), физического самочувствия,
предлагаемых обстоятельств, оценки
факта, сценического общения.
50
51
Связь словесных элементов
действия с бессловесными
действиями. Составные
образа роли.
Драматургический
материал как канва для
выбора логики поведения.
При постановке задач стоит указывать,
на развитие каких качеств и навыков
направлено упражнение, обсуждать
желаемые результаты. Важна
осмысленность подхода учеников к
выполнению. Оценивание результата в
этой возрастной группе идет по самой
высокой планке, как со взрослыми.
Необходимо повторять столько раз,
сколько потребуется, и в таком
количестве, сколько будет необходимо
для достижения практически
«идеального» результата.
52
Актерский тренинг.
Упражнения на
раскрепощение и развитие
актерских навыков.
Практика. Коллективные
коммуникативные игры. Знакомство с
правилами выполнения упражнений и
игр.
53
Актерский тренинг.
Упражнения на
раскрепощение и развитие
Пример. Упражнение, направленное на
внимание - «Пишущая машинка».
Формы
текущего,
промежуточног
о контроля.
Педагогически
е наблюдения.
Творческие
задания.
актерских навыков.
54
Актерский тренинг.
Моделирование образа в
процессе общения.
55
Актерский тренинг.
Моделирование образа в
процессе общения.
56
Актерский тренинг.
Моделирование образа в
процессе общения.
57
Актерский тренинг.
Развитие навыка
импровизации как
необходимого условия
правды общения на сцене.
58
Актерский тренинг.
Развитие навыка
импровизации как
необходимого условия
правды общения на сцене.
59
Актерский тренинг.
Развитие навыка
импровизации как
необходимого условия
правды общения на сцене.
6.Режиссура и сценарное мастерство (14ч)
60
61
Введение в основы
предмета «режиссура»
Понятие «режиссура».
Режиссер, его роль и
значение в творческом
процессе создания
Теория. Возникновение и развитие
режиссерского искусства. Взгляды К.С.
Станиславского, В.И. НемировичаДанченко на назначение режиссера.
Режиссер и его роль в творческом
процессе. Функции режиссера –
постановщика. Опыт выдающихся
режиссеров.
Теория. Режиссер – идейный и
художественный руководитель театра,
педагог, организатор. Исторические
Педагогическое
наблюдение.
Самооценка.
Творческие
задания.
Рефлексия.
Показ.
драматического спектакля
предпосылки возникновения режиссуры
как профессии. Режиссер – создатель
спектакля, объединяющий все
компоненты в единое художественное
целое. Функции и обязанности режиссера.
Роль личности режиссера в
формировании идейно-нравственного
облика членов театрального коллектива.
62
Взаимодействие
драматурга, режиссера,
актера, зрителя в процессе
создания спектакля
Теория. Четырехчленная формула театра:
драматург – режиссер – актер – зритель.
Их взаимосвязь и взаимовлияние в
процессе создания спектакля, роль и
значение каждого компонента в
творческом процессе. Ведущая роль
драматурга. Функции режиссера. Актер –
самостоятельный творец, но и участник
создания целостного художественного
спектакля. Зритель – полноценный
участник спектакля. Сотворчество театра
и зрителя.
63
Действие – главное
средство сценической
выразительности.
Сценическое событие
Теория. Действие как психофизический
процесс. Виды действия, его свойства и
составные части. Активность, логика
действия. Элементы действия.
Понятие «событие». Событийное
рождение действия. Цепь основных
событий. Организация событий
режиссером.
64
Мизансцена – язык
режиссера
Теория. Понятие «мизансцена». Виды
мизансцен. Цель мизансцены,
практическое применение мизансцены в
построении театрализованного
представления. Мизансцена как
пластическое выражение сущности
события.
65
Сверхзадача и сквозное
действие
Теория. Учение К.С.Станиславского о
сверхзадаче и сквозном действии.
Композиционное построение сквозного
действия представления. Направленность
сверхзадачи на сознание зрителя.
Взаимосвязь идеи и сверхзадачи. Замысел
режиссера.
66
Выразительные средства
театра: пространство и
время
Практика. Поиски выразительности в
спектакле. Зависимость выразительных
средств от режиссерского замысла и
своеобразия стиля и жанра произведения.
Атмосфера как выразительное средство
спектакля. Роль декорационного,
цветового, светового, музыкального
решения в создании атмосферы.
Взаимосвязь выразительных средств
режиссуры и их единство в создании
целостного художественного образа
спектакля.
67
Сценарно-режиссерский
ход
Практика. Формирование образно смыслового хода будущего сценария.
Образно - смысловой ход как
своеобразный стержень, единый прием,
соединяющий все эпизоды сценария в
стройную драматургическую структуру.
Виды сквозного (сценарного) хода.
Сюжетный ход, основные виды.
68
Инсценирование. Этапы
работы над инсценировкой
Практика. Инсценирование как
творческий процесс превращения
литературного произведения в
сценическое действие. Основные
принципы инсценирования: сохранение
авторской идеи и стилистики
литературного произведения; внесение
изменений в литературное произведение;
использование выразительных средств
театра; диалоги и монологи персонажей
инсценировки как главные элементы
сценического действия.
69
Процесс формирования и
режиссерского замысла
Теория. Замысел – это творчески
организующее начало в работе режиссера,
приводящее к гармонии и целостности
все компоненты, рождающие спектакль.
Художественная целостность и глубина
замысла.Тема, идея, материал – основные
компоненты авторского замысла.
70
71
Процесс воплощения
режиссерского замысла
Практика. Образное видение будущего
спектакля и воплощение режиссера
своего замысла в постановочном плане.
Драматургия – первооснова Теория. Понятия «драма», «драматургия».
спектакля
Время драмы — настоящее, рождающееся
из прошлого и трансформирующееся в
наступающее будущее. Действие –
основной, существенный признак драмы.
Ведущая роль драматургии в театральном
искусстве. Основные моменты
драматургического развития.
Драматургия и современность.
72
Композиционное
построение сценария
Практика. Понятие драматургической
композиции. Экспозиция. Завязка как
начало конфликтной ситуации. Развитие
основного действия. Методические
требования к выстраиванию эпизодов.
Кульминация. Продумывание развязки и
финала действия. Роль пролога и эпилога
в сценарии.
73
Законы построения
драматического
произведения
Теория. Композиция драмы – особенности
ее построения как выражение внутренней
целостности. Принцип построения драмы.
Значение законов драматургии в
технологии создания произведения.
Выявление законов драматургии через
композицию. Применение законов
драматургии в сочинении различных
форм.
7.Знакомство с драматургией. Работа над пьесой и спектаклем (62ч)
74
75
Выбор пьесы.
Идейно-тематический
анализ произведения
Теория. Выбор пьесы классиков или
современных авторов с актуальными
для участников проблемами и героями.
Работа за столом. Чтение. Обсуждение
пьесы. Анализ пьесы.
Теория. Сверхзадача. Тема. Идея.
Педагогическо
е наблюдение.
Самооценка.
Рефлексия.
Показ.
76
Определение темы пьесы.
Теория. Анализ сюжетной линии.
Главные события, событийный ряд.
Основной конфликт. «Роман жизни
героя».
77
Анализ пьесы по событиям.
78
Анализ пьесы по событиям.
Теория. Выделение в событии линии
действий. Определение мотивов
поведения, целей героев. Выстраивание
логической цепочки.
79
Работа над отдельными
эпизодами.
Творческие пробы.
80
Работа над отдельными
эпизодами.
Творческие пробы.
81
Работа над отдельными
эпизодами.
Распределение ролей.
82
Работа над отдельными
эпизодами.
Распределение ролей.
83
Общая читка произведения
по ролям. Застольная
репитиция.
84
Работа над отдельными
эпизодами.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
85
Работа над отдельными
эпизодами.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
86
Работа над отдельными
эпизодами.
Репетиции отдельных сцен,
Практика. Показ и обсуждение. Работа
над созданием образа,
выразительностью и характером
персонажа
картин.
87
Работа над отдельными
эпизодами.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
88
Работа над отдельными
эпизодами.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
89
Работа над отдельными
эпизодами.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
90
Работа над отдельными
эпизодами.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
91
Работа над отдельными
эпизодами.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
92
Работа над отдельными
эпизодами.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
93
Работа над отдельными
эпизодами.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
94
Работа над отдельными
эпизодами.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
96
Выразительность речи,
мимики, жестов.
96
Выразительность речи,
мимики, жестов.
97
Выразительность речи,
мимики, жестов.
98
Выразительность речи,
мимики, жестов.
99
Выразительность речи,
мимики, жестов.
100
Выразительность речи,
мимики, жестов.
101
Выразительность речи,
мимики, жестов.
102
Выразительность речи,
мимики, жестов.
103
Выразительность речи,
мимики, жестов.
104
Закрепление мизансцен.
105
Закрепление мизансцен.
106
Закрепление мизансцен.
107
Закрепление мизансцен.
108
Закрепление мизансцен.
109
Закрепление мизансцен.
110
Закрепление мизансцен.
111
Изготовление реквизита,
декораций.
112
Изготовление реквизита,
декораций.
113
Изготовление реквизита,
Практика. Работа над характером
персонажей. Поиск выразительных
средств и приемов.
Практика. Репетиции. Закрепление
мизансцен отдельных эпизодов.
Практика. Изготовление костюмов,
реквизита, декораций. Выбор
музыкального оформления.
декораций.
114
Изготовление реквизита,
декораций.
115
Изготовление реквизита,
декораций.
116
Изготовление реквизита,
декораций.
117
Изготовление реквизита,
декораций.
118
Изготовление реквизита,
декораций.
119
Прогонные и генеральные
репетиции.
120
Прогонные и генеральные
репетиции.
121
Прогонные и генеральные
репетиции.
122
Прогонные и генеральные
репетиции.
123
Прогонные и генеральные
репетиции.
124
Прогонные и генеральные
репетиции.
125
Прогонные и генеральные
репетиции.
126
Прогонные и генеральные
репетиции.
127
Прогонные и генеральные
репетиции.
128
Прогонные и генеральные
репетиции.
129
Прогонные и генеральные
Практика. Репетиции как творческий
процесс и коллективная работа на
результат с использованием всех
знаний, навыков, технических средств и
таланта.
репетиции.
130
Прогонные и генеральные
репетиции.
131
Прогонные и генеральные
репетиции.
132
Прогонные и генеральные
репетиции.
133
Показ спектакля.
134
Показ спектакля.
135
Показ спектакля.
Практика. Показ полноценного
спектакля на классическом или
современном материале. Анализ показа
спектакля (рефлексия).
8.Итоговое занятие (1ч)
136
Конкурс «Театральный
калейдоскоп».
Практика. Творческие задания по
темам обучения. Основы театральной
культуры - тест по истории театра и
театральной терминологии. Отрывок
прозы или стиха наизусть. Этюд на
взаимодействие. Отрывки из спектакля.
Награждение.
Творческий
отчёт.
Календарный учебный график.
№ Месяц
п/п
1
Число
Время
провед
ения
заняти
я
Форма
занятия
Колво
часов
Тема
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Вводное
занятие
1
Театр и жизнь.
Что дает
театральное
искусство в
формировании
личности.
История создания
школьного
театра, традиции,
знакомство,
фотографии
летописи
школьного
театра,
видеосюжеты,
Кабинет
литературы
Собеседован
ие.
планы.
Час
открытия
нового
знания
Час
открытия
нового
знания
Тренинг
1
Театральное
Кабинет
искусство России. литературы
Виды театров.
1
5
Час
открытия
нового
знания
1
6
Тренинг
1
7
Тренинг
1
Театральные
профессии.
Выдающиеся
актеры.
Развитие
творческой
активности,
индивидуальност
и. Снятие
зажимов,
раскрепощение.
Исполнительное
искусство актера
– стержень
театрального
искусства.
Тренинг
творческой
психотехники
актера:
развитие навыков
рабочего
самочувствия;
развитие
творческого
восприятия;
развитие
артистической
смелости и
элементов
характерности.
Воображение и
фантазия –
источник
творческой
2
3
4
1
Кабинет
литературы
Кабинет
литературы
Кабинет
литературы
Кабинет
литературы
Кабинет
литературы
Презентация
8
Практику
м
2
9
Практику
м
2
10
Практику
м
1
11
Практику
м
2
духовности
человека.
Упражнения на
развитие
воображения.
Сценические
этюды:
одиночные – на
выполнение
простого задания;
на освоение
предлагаемых
обстоятельств;
парные – на
общение в
условиях
органического
молчания;
на
взаимодействие с
партнером.
«Ролевая игра»
(упражнение).
Предлагаемые
обстоятельства,
события,
конфликт,
отношение.
Сценическое
движение как
неотъемлемая
часть
сценического
театрализованног
о действия.
Упражнение «Как
вести себя на
сцене» (мимика,
жесты,
телодвижения в
игре).
Работа актера над
образом. Логика
действия:
я – предмет;
я – стихия;
я – животное;
я – растение;
внешняя
характерность;
форма (выдержка
и законченность).
Кабинет
литературы
Кабинет
литературы
Кабинет
литературы
Кабинет
литературы
12
Тренинг
1
13
Час
открытия
нового
знания
2
14
Практику
м
1
15
Практику
м
1
16
Комбинир 2
ованное
занятие
Тренинг по
сценической речи
(артикуляционная
гимнастика,
дикционные
упражнения).
Овладение
техникой
сценического
общения
партнеров:
материал для
общения –
внутренние
чувства, мысли;
объект общения
(партнер, мысль);
средства, приемы
общения – жест,
слово, мимика,
взгляд;
форма общения –
приспособление;
непрерывность
общения;
совокупность
всех элементов
общения.
Работа с
литературным
текстом
(словесное
действие, логика
речи, орфоэпия).
Словесные игры.
Пластические
импровизации.
Многообразие
выразительных
средств в театре:
драматургия;
декорация;
костюм;
свет;
музыкальное
оформление;
шумовое
оформление.
(Создание
декоративнохудожественного
оформления).
Кабинет
литературы
Кабинет
литературы
Кабинет
литературы
Кабинет
литературы
Кабинет
литературы,
музей
17
Комбинир 5
ованное
занятие
18
Комбинир 4
ованное
занятие
19
Презента
ция
1
20
Праздник
1
21
Обобщен
ие
1
22
Практику
м
1
Работа над
спектаклем:
как создается
спектакль;
знакомство со
сценарием;
характеры и
костюмы;
чтение по ролям,
работа над
дикцией;
разучивание
ролей;
вхождение в
образ;
исполнение роли;
создание афиши и
программки;
музыкальное
оформление.
Развиваем
актерское
мастерство.
Репетиция.
Показ
театрального
представления:
в школе для
учащихся,
родителей,
учителей;
на районном
смотре.
Мероприятие,
посвященное
международному
дню театра.
Анализ
проделанной
работы.
Творческий
отчет. Поощрение
лучших артистов.
Оформление
страниц
«Летописи
школьного
театра».
Кабинет
литературы,
музей
Исполнение
роли
Кабинет
литературы,
музей
Исполнение
роли
Школьная
импрови
зированная
сцена, музей
Спектакль
Краеведческ
ий музей
Кабинет
литературы
Творческий
отчет
Кабинет
литературы
Летопись
школьного
театра
Методическое обеспечение программы.
Методические материалы:
- пособия (см. Список литературы),
- справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства),
- дидактический материал (сценарный отдел).
Дидактические материалы:
- тематические текстовые подборки (лекционный материал, разъяснения, образовательная
информация и т.д.);
- материалы диагностических и обучающих игр;
- видеопрезентации, электронные презентации.
Материально-техническое обеспечение программы
- проветриваемый кабинет (аудитория, актовый зал) с хорошим освещением или
учебный класс;
- аудио и видеоаппаратура (компьютер);
- игрушки мягкие, мячи, маты (коврики) для тренинга;
- элементы театральных (сценических) костюмов;
- предметы мелкого реквизита для этюдов.
Список литературы.
- Основной:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы
для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
2.
Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки
занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
3.
Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М.,
2005г.
4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г.
5. Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005г.
6. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003г.
7.Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного
возраста. - М., 2005г.
8. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий,
сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
9. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В.
Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г.
10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. – М., 2003г.
- Дополнительный:
1. http://dramateshka.ru/
2. http://www.teatr-obraz.ru/masterstvo
Литература, интернет-ресурсы для подготовки занятий
1) Методическое пособие - практикум «Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
2) Методическое пособие - практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
3) Методическое пособие - практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
4) Сайт «Драматешка» «Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
5) Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music