Тематический план
№ раздела
Наименование раздела
Количество
часов
Количество
практических
работ
8-9 класс
Введение
1
Русская национальная кухня «В
старину едали деды...»
13
7
10
5
10
5
Раздел 4. Цветы из бумаги и ткани
10
5
Раздел 5. Вторая жизнь вещей. Аппликация
10
5
Раздел 6. Веснянка. Обрядовая кукла - оберег
6
3
Раздел 7. Проект своей комнаты
6
3
2
1
68
34
Раздел 1.
Раздел 2. Изделия из солёного теста.
Раздел 3.
Отходы - в доходы. Изделия из стеклянных
бутылок
Итоги работы кружка. План на следующий год.
Выставка работ.
Итого:
Содержание курса
Введение
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий.
Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила
техники безопасности с колющими и режущими инструментами.
Раздел 1. Русская национальная кухня «В старину едали деды...»
Правила при выполнении кулинарных работ. Особенности русской кухни. Традиционные
блюда. О кухне, как о части национальной культуры. Народные обычаи, обряды. Масленица.
Содержание праздника.
Анкетирование. Правила внутреннего распорядка. Электробезопасность. Правила
пожарной безопасности. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Игры на знакомство.
Работа с литературой, оформление понравившегося рецепта для коллекции. Приготовление блюд
из старинных книг.
Итог раздела: коллекция рецептов блюд русской кухни.
Практическая работа № 1. Русская кухня, как часть национальной культуры.
Практическая работа № 2. Блюда русской кухни (рецепт).
Практическая работа № 3. Блины с яблоками.
Практическая работа № 4. Блюда из старинных книг.
Практическая работа № 5. Вербная каша.
Практическая работа № 6. Птички - символ весны. Приготовление.
Практическая работа № 7. Блинница.
Раздел 2. Изделия из солёного теста
Сведения об истории сувенира и его назначении. Традиции и праздники. Правила
дарения и получения подарков. Рецепты соленого теста и особенности замеса. Понятие о цвете.
Свойства цвета - тон, яркость, насыщенность. Теплые и холодные цвета. Ахроматические и
хроматические. Цветовой спектр. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение
цвета. Цвет в декоративно-прикладном искусстве России - Городец, Гжель, Хохлома.
Продумывание эскиза изделия. Приготовление соленого теста. Формирование основных
деталей. Изображение цветового круга с изображением основных и дополнительных цветов.
Определение наиболее удачных цветовых сочетаний. Работа с красками. Выполнение
эскизов к работам по мотивам Хохломы, Гжели, Городца. Раскраска готовых изделий.
Итог раздела: одно изделие по выбору учащегося или коллективная работа.
Практическая работа № 8. Создание эскиза.
Практическая работа № 9. По мотивам Гжели, Хохломы, Городца.
Практическая работа № 10. Рецептура и замес солёного теста.
Практическая работа № 11. Формирование декоративных элементов.
Практическая работа № 12. Художественная обработка изделия.
Раздел 3. Отходы - в доходы. Изделия из стеклянных бутылок
Изделия из стеклянной тары. Производство стекла. Экономное отношение к
природному сырью. Вторичная переработка стеклянной тары. Методы росписи на стекле,
декорирования тканью, кожей, бросовым и природным материалом. Безопасные приёмы при
работе с клеем и красками. Техника папье-маше. Способы декорирования.
Варианты использования стеклотары, на основе понравившегося разработка эскиза
своего изделия. Работа с литературой. Детальная проработка эскиза. Подготовка бутылки,
подбор материалов для отделки, нанесение основы, подбор отделочных элементов.
Итог раздела: одно изделие по выбору учащегося или коллективная
композиция.
Практическая работа № 13. Банк идей. Работа с литературой.
Практическая работа № 14. Способы декорирования.
Практическая работа № 15. Подготовка стеклянной ёмкости.
Практическая работа № 16. Сушка.
Практическая работа № 17. Заключительная отделка.
Раздел 4. Цветы из бумаги и ткани
История возникновения промысла. Материалы и инструменты. Используемые
приёмы изготовления. Работа с режущим и колющим инструментом. Принципы построения
гармоничной композиции. Методы сборки деталей и окрашивания. Колорит,
гармоничныесочетания цветов: однотоновые, родственные, родственно -контрастные,
контрастные.
Особенности
восприятия
цветов
(температурные,
весовые,
пространственные, акустические, фактурные, позитивные, негативные, нейтральные).
Физиологические ассоциации. Эмоциональное воздействие цвета на человека.
Подбор материала для цветов, в зависимости от волокнистого состава, а также
выбранных видов цветов. Изготовление выкроек-шаблонов лепестков и листьев. Крахмаление
ткани. Раскрой деталей для выбранной композиции. Сборка цветов для композиции. Сборка
цветов для композиции, подкрашивание фона и отдельных элементов. Окончательная сборка.
Оформление.
Итог раздела: коллективная работа «Цветочное панно», индивидуальные
композиции детей.
Практическая работа № 18. Этапы изготовления цветов. ТБ.
Практическая работа № 19. Выкройка на бумаге и ткани.
Практическая работа № 20. Формирование венчика цветка.
Практическая работа № 21. Сборка деталей цветка.
Практическая работа № 22. Оформление работы.
Раздел 5. Вторая жизнь вещей. Аппликация
Из истории аппликации. Виды аппликации. Материалы иинструменты. Правила выполнения
влажно - тепловой обработки. Правила безопасной работы.
Подготовка шаблонов. Подбор материала. Раскрой деталей.Соединение деталей. Пошив
изделия. Окончательная отделка работы.
Итог раздела: тематическое панно из мотивов.
Практическая работа № 23. Материалы и инструменты.
Практическая работа № 24. Подготовка шаблонов.
Практическая работа № 25. Обработка деталей.
Практическая работа № 26. Соединение деталей с основой.
Практическая работа № 27. Правила выполнения ВТО
Тема 6. Веснянка. Обрядовая кукла – оберег
Рассказ о народной игрушкетряпичной кукле. История
иособенности русского
национального костюма. Свойства тканей. Физико-механические свойства ткани.
Подготовка материалов. Декоративное решение изделия.Подбор по цвету и рисунку
лоскутов. Раскрой основных деталей. Соединение деталей. Художественная обработка.
Итог раздела панно «Хоровод».
Практическая работа № 28. Выбор и подготовка материалов.
Практическая работа № 29. Раскрой основных деталей.
Практическая работа № 30. Художественная обработка.
Раздел 7. Проект своей комнаты
Понятия интерьера. Требования к интерьеру.Понятие о композиции в интерьере. Основные
качества интерьера: функциональные качества, гигиенические, эстетические. Общие рекомендации
по подбору и размещению в квартире мебели. Сведения для организации и создания комфортных,
безопасных, эстетических условий пребывания в доме.
Проектирование своей комнаты. Основные правила цветового и декоративного решения в
оформлении детской комнаты. Эскиз интерьера вашей комнаты или квартиры
(приветствуются фантазийные варианты). Особенности восприятия цветов. Цветовые иллюзии.
Комнатные растения в интерьере.Классификация комнатных растений, способы
размножения комнатных растений, особенности ухода за комнатными растениями, требования к
размещению в интерьере. Работа с информационнымиисточниками (книги по цветоводству,
справочники, периодические издания, интернет-ресурсы).
Уход за растениями (посадка, размножение комнатных растений, размещение растений в
интерьере). Разработка рекомендаций по подбору растений для конкретных помещений. Эскизы
«Цветы в интерьере».
Итог раздела: эскиз интерьера комнаты или квартиры
Практическая работа № 31. Требования к интерьеру.
Практическая работа № 32. Эскиз интерьера комнаты.
Практическая работа № 33. Уход за растениями.
Итоги работы кружка. План на следующий год.
Выставка работ.
Обсуждение результатов, подведение итогов. Запись пожеланий учащихся и составление
перспективного плана работы на следующий год.
Правила подготовки и оформления работ для выставки.Организация выставки лучших
работ учащихся.
Практическая работа № 34. Выставка работ.
Результаты освоения курса
Обучаемые
должны знать:
правила поведения, техники безопасности с колющими и режущим инструментами,
правила электробезопасности;
инструменты, приспособления и материалы, используемые в работе;
значение понятий: волокно, раппорт, симметрия, эскиз, гамма, композиция, ритм,
декор, интерьер, шаблон;
классификацией текстильных волокон, основами цветоведения и материаловедения;
классификация и свойства волокон натурального происхождения;
основные способы обработки природных материалов;
простейшие виды ручных швов, крепление фурнитуры;
последовательность изготовления и ухода за изделиями,
предусмотренными программой;
режимы ВТО для изделий из шерсти и х/б волокон, правила накрахмаливания;
должны уметь:
соблюдать правила внутреннего распорядка, использоватьбезопасные приемы
в работе с колющими и режущимиинструментами и электроприборами;
рационально организовывать свое рабочее место;
правильно
пользоваться
инструментами, приспособлениями
иэкономно
использовать материалы;
подготавливать к работе рабочее место;
четко выполнять основные приемы обработки природныхматериалов;
работать с текстами, зарисовывать эскизы изделий;
использовать фурнитуру и выполнять простые ручные швы;
проводить ВТО изделий из х/б волокон;
проявлять творчество и фантазию в создании изделий.
Итогом работы объединения является выставка работ в школе. При работе в
объединении отметка за выполненные изделия не выставляется, но обязательно проводится
коллективный разбор, где учащиеся сами указывают на недочеты и подчёркивают достоинства
каждой работы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Хозяин дома» 7-9 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Наименование раздела, темы
Примечание
Дата проведения
по плану по факту
Введение (1 час)
Вводное. Техника безопасности
Раздел 1. Русская национальная кухня «В старину едали деды...» (13 часов)
Русская кухня, как часть национальной культуры
Пр.р. 1
Обычаи русской кухни
Блюда русской кухни (рецепт)
Пр.р. 2
Любимое блюдо А.С.Пушкина
Блины с яблоками
Пр.р. 3
Оформление рецепта для коллекции
Блюда из старинных книг
Пр.р. 4
Обрядные блюда
Вербная каша
Пр.р. 5
Птички - символ весны. Рецепт
Птички - символ весны. Приготовление
Пр.р. 6
Блины
Блинница
Пр.р. 7
Раздел 2. Изделия из солёного теста (10 часов)
Из истории сувенира. Правила дарения
Создание эскиза
Пр.р. 8
Символика цвета
По мотивам Гжели, Хохломы, Городца
Пр.р. 9
Цветовое решение эскиза
Рецептура и замес солёного теста
Пр.р. 10
Формирование основных деталей
Формирование декоративных элементов
Пр.р. 11
Склеивание и раскрашивание изделий
Художественная обработка изделия
Пр.р. 12
Раздел 3. Отходы - в доходы. Изделия из стеклянных бутылок (10 часов)
Отходы - в доходы. Изделия из стеклянных
бутылок
Банк идей. Работа с литературой
Пр.р. 13
Разработка эскиза
Способы декорирования
Пр.р. 14
Подготовка материалов. ТБ
Подготовка стеклянной ёмкости
Пр.р. 15
Создание изделия по эскизу
Сушка
Пр.р. 16
Декоративное раскрашивание
Заключительная отделка
Пр.р. 17
Раздел 4. Цветы из бумаги и ткани (10 часов)
Цветы: материалы и инструменты
Этапы изготовления цветов. ТБ
Пр.р. 18
Подготовка ткани
Выкройка на бумаге и ткани
Пр.р. 19
Формирование лепестков и листьев
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Формирование венчика цветка
Пр.р. 20
Сборка листьев
Сборка деталей цветка
Пр.р. 21
Подкрашивание деталей
Оформление работы
Пр.р. 22
Раздел 5.Вторая жизнь вещей. Аппликация (10 часов)
Аппликация: история, виды
Материалы и инструменты
Пр.р. 23
Подбор материала для аппликации
Подготовка шаблонов
Пр.р. 24
Раскрой деталей
Обработка деталей
Пр.р. 25
Подготовка основы изделия
Соединение деталей с основой
Пр.р. 26
Декоративное оформление изделия
Правила выполнения ВТО
Пр.р. 27
Раздел 6.Веснянка. Обрядовая кукла – оберег (6 часов)
Обрядовая кукла - оберег «Веснянка»
Выбор и подготовка материалов
Пр.р. 28
Цветовое решение изделия
Раскрой основных деталей
Пр.р. 29
Соединение деталей
Художественная обработка
Пр.р. 30
Раздел 7.Проект своей комнаты (6 часов)
Понятие интерьера
Требования к интерьеру
Пр.р. 31
Проектирование своей комнаты
Эскиз интерьера комнаты
Пр.р. 32
Комнатные растения в интерьере
Уход за растениями
Пр.р. 33
Выставка работ. Итоги работы кружка (2 часа)
Итоги работы кружка. План на следующий год
Выставка работ
Пр.р. 34