Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать
устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность
самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют,
делают выводы, выясняют закономерности.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в
начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную
направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в
ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в
обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать
решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы
науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем
другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в
шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить
по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся
популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и
многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более
серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в
любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости,
удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного
развития, формирования внутреннего плана действий -способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует
зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость,
целеустремленность. Ученик, обучающийся этой игре, становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до
конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети,
вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно
влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на
первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени
способствующая становлению личности младших школьников и наиболее
полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть
шахмат так: «Разумом одерживать победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних
пор приобрели особую социальную значимость- это один из самых лучших и
увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на
организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в
активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост
нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития
личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных
личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения
игре в шахматы.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений,
поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость,
осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это
же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным
потенциалом, дарят «упоение в борьбе»,но и одновременно требуют умения
мобилизовать,
и
концентрировать
внимание,
ценить
время,
сохранять
выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но
и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в
душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого,
шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент
развития их творческого мышления.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
обучить решать комбинации на разные темы;
обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через
формирование умения решать комбинации на различные темы;
научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества
шахматных мастеров;
развивать способность анализировать и делать выводы;
способствовать развитию творческой активности;
развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и
добиваться цели;
сформировать правильное поведение во время игры;
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
ВИД ПРОГРАММЫ – модифицированная.
Тематический план
1 год обучения (2 класс)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Количество
часов
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Краткая история шахмат. Шахматная
доска
Раздел 2. Шахматные фигуры
Раздел 3. Цель шахматной партии.
Раздел 4. Игра всеми фигурами из начального
положения
Раздел 5. Ценность шахматных фигур
Раздел 6. Повторение изученного материала
ИТОГО:
Практика
1
1
8
7
8
3
2
2
5
11
34
5
11
30
Тематический план
2 год обучения (3 класс)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Количество
часов
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Повторение пройденного
Раздел 2. Краткая история шахмат. Шахматная
доска
Раздел 3. Шахматная нотация
Раздел 4. Ценность шахматных фигур
Раздел 5. Техника матования одинокого короля
Раздел 6. Достижение мата без жертвы
Раздел 7. Шахматная комбинация
ИТОГО:
Практика
2
1
1
-
2
3
4
3
19
34
2
2
4
3
19
31
Тематический план
3 год обучения (4 класс)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Количество
часов
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Повторение пройденного
Раздел 2. Основы дебюта
Раздел 3. Основы миттельшпиля
Раздел 4. Основы эндшпиля
ИТОГО:
2
11
10
11
34
Практика
1
10
10
11
32
К концу первого года ученик должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
обозначение шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода
и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать, объявлять шах, ставить мат;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем,
королем и ладьей;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
проводить элементарные комбинации.
К концу второго года ученик научится:
знать шахматные правила FIDE;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
понимать ценность шахматных фигур.
К концу второго года ученик может научиться:
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем,
королем и ладьей.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термин- дебют.
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция,
ключевые поля.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
точно разыгрывать простейшие окончания.
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
Содержание программы
«Шахматная школа»
1 год обучения (2 класс)
Программой предусматривается 34 шахматных занятия (одно занятие в неделю).
Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается
элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной
упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной
фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом
этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать
выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Раздел 1. Краткая история шахмат. Шахматная доска
Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу.
Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных
линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
Раздел 2. Шахматные фигуры
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура
спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по
очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается)
заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников,
чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Раздел 3. Цель шахматной партии
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному
королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных
случаях.
Раздел 4. Игра всеми фигурами из начального положения
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы,
он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает
двумя своими ходами.
Раздел 5. Ценность шахматных фигур
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального
перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания
«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая
фигура сильнее? На сколько очков?»
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и
просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы
суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить
материальное равенство.
Раздел 6. Повторение изученного материала
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли
эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение
верно, то мяч следует поймать.
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые
фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и
др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против
фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры
считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом
черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не
оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной
игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на
черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить
незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под
боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе
черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с
«заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
2 год обучения (3 класс)
Программой предусматривается 34 шахматных занятия (одно занятие в неделю).
Учебный курс включает в себя 8 разделов. Ha каждом из занятий прорабатывается
элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной
упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной
фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом
этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать
выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
I. Повторение изученного в первый год обучения (2 часа)
Как ходят фигуры.
II. Краткая история шахмат (1 час)
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу.
Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные
правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
III. Шахматная нотация (2 часа)
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной
партии.
Дидактические игры и игровые задания.
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать
ее. Так школьники называют все вертикали. Затем задаются вопросы: «На какой
вертикали в начальной позиции стоят короли (ферзи, королевские слоны, ферзевые кони,
ферзевые ладьи и т.п.)
«Назови горизонталь». Задание подобно предыдущему, но дети называют горизонтали.
«Назови диагональ». А здесь называется диагональ (например, диагональ е1 – а5).
«Какого цвета поле?». Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет
(можно попробовать это сделать «вслепую», не глядя на доску).
«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти на
демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.
Ученики отвечают по очереди, причем после каждого ответа учитель уточняет – ближе
или дальше.
«Диагональ». Дети должны назвать поля, составляющие диагональ (например, е1-h4).
IV. Ценность шахматных фигур (3 чсаса)
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила
фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).
Дидактические игры и игровые задания.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура
сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят
расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях
учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Учитель на демонстрационной доске расставляет положения, в
которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить
материальное равенство.
V. Техника матования одинокого короля (4 часа)
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля.
Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические игры и игровые задания.
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну
из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел на угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать такой ход, после которого у черного короля
останется наименьшее количество полей для отхода.
VI. Достижение мата без жертвы материала (3 часа)
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина
игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.
Дидактические игры и игровые задания.
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
Раздел VII. Шахматная комбинация (19 часов)
Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты.
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и
ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против
“повторюшки-хрюшки”. Коротко о дебютах. Связка в дебюте. Три стадии шахматной
партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Игры: “Мат в один ход”. “Поймай ладью”.
“Поймай ферзя”.Двух– и трехходовые партии. “Можно ли побить пешку?”.“Можно ли
сделать рокировку?”. “Захвати центр”.“Чем бить фигуру?”. “Сдвой противнику пешки”.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о
тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое
нападение. Открытый шах. Двойной шах. Понятие о стратегии. Пути реализации
материального перевеса. Элементарные окончания. Ключевые поля. Удивительные
ничейные положения. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические игры и игровые задания.
3 год обучения (4 класс)
Раздел 1. Основы дебюта
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на
мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”.
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты.
Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное
пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Дидактические задания
“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский
мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано
введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за
более слабую фигуру.
“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как
правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов
несколько).
“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.
“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику,
который слепо копирует ваши ходы.
“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2
хода.
“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий
получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш
пешки к проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые
правила игры, если рокируют.
“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона,
рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать
сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру,
чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
Раздел 2. Основы миттельшпиля
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические
приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах.
Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к
достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки,
разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты,
связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Дидактические задания
“Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо
комбинацию, и остаться с лишним материалом.
“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в
3 хода.
“Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.
Раздел 3. Основы эндшпиля
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при
неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном
расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи).
Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые
случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля.
Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция.
Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые
поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против
короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в
эндшпиле.
Дидактические задания
“Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”.
Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”.
“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.
“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.
“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом
отступить королем, чтобы добиться ничьей.
“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№
Тема
Колво
часов
Раздел 1. Краткая история шахмат. Шахматная доска (1 час)
1
Краткая история шахмат.
Знакомство с
1
шахматной доской.
Начальная расстановка
фигур
Приме
чание
Знакомство с шахматной фигурой. Пешка.
1
Пешка в игре
3
Шахматные фигуры. Знакомство с шахматной
1
фигурой. Ладья
4
Знакомство с шахматной фигурой. Слон. Слон в
1
игре. Ладья против слона
5
Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.
1
Ферзь в игре
6
Ферзь против ладьи и слона
1
7
Знакомство с шахматной фигурой. Конь. Конь в
1
игре. Конь против ферзя, ладьи и слона
8
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона
1
9
Знакомство с шахматной фигурой. Король.
1
Король против других фигур
Раздел 3. Цель шахматной партии (7 часов)
10
Цель шахматной партии. Шах. Мат
1
11
Мат. Ставит мат в один ход
1
12
Ничья. Пат. «Спертый мат» – ничья
1
13
«Вечный шах» - ничья
1
14
Ставим мат в один ход. Детский мат
1
15
Линейный мат двумя ладьями
1
16
Рокировка. Игровая практика
1
Раздел 4. Игра всеми фигурами из начального положения (2 часа)
17
1
Начало шахматной партии
18
Шахматная партия. Правила игры
1
Раздел 5. Ценность шахматных фигур (5 часов)
19
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур
1
20
Достижение материального перевеса
1
21
Ценность шахматных фигур. Способы защиты
1
22
Ценность шахматных фигур. Защита
1
23
Решение заданий
1
Раздел 6. Повторение изученного материала (11 часов)
24
1
Решение задания «Мат в 1 ход»
25
1
Решение заданий «Сделай ничью»
26
1
Решение заданий «Белые ходят и выигрывают»
27
1
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и
ферзя
28
1
Решение заданий «Поймай ладью»
29
1
Решение заданий «Поймай ферзя»
2
ДАТА
план
факт
30
31
32-33
34
Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский
мат. Защита.
«Повторюшка-хрюшка» (черные копируют
ходы белых). Наказание «повторюшек».
Игровая практика
Шахматный турнир
1
1
2
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
2 год обучения (3 класс)
№
Тема
Раздел 1. Повторение пройденного (2 часа)
Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
1
Ходы шахматных фигур. Начальное положение.
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение
2
пешки. Варианты ничьей. Игровая практика.
Раздел 2. Краткая история шахмат. Шахматная доска
(1 час)
3
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.
Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в
Европу. Выдающиеся шахматисты нашего
времени.
Раздел 3. Шахматная нотация (2 часа)
4
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей,
вертикалей, полей. Обозначение шахматных
фигур и терминов.
5
Шахматная нотация. Игровая практика (фрагмента
шахматной партии).
Раздел 4. Ценность шахматных фигур (3 часа)
6
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила
фигур.
7
Ценность шахматных фигур. Достижение
материального перевеса.
8
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Раздел 5. Техника матования одинокого короля (4 часа)
9
Две ладьи против короля, «линейный» мат. Ферзь
и ладья против короля.
10
Ферзь и ладья против короля. Игровая практика.
11
Ферзь и король против короля. Игровая практика.
12
Ладья и король против короля. Игровая практика.
Раздел 6. Достижение мата без жертвы (3 часа)
13
Достижение мата без жертвы материала. Учебные
положения на мат в два хода в эндшпиле.
Цугцванг.
14
Достижение мата без жертвы материала. Учебные
положения на мат в два хода в миттельшпиле.
15
Достижение мата без жертвы материала. Учебные
положения на мат в два хода в дебюте.
Раздел 7. Шахматная комбинация (19 часов)
16
Темы комбинаций. Матовые комбинации. Тема
завлечения.
17
Темы комбинаций. Тема отвлечения.
18
Темы комбинаций. Тема блокировки.
19
Темы комбинаций. Тема завлечения.
20
Темы комбинаций. Тема разрушения королевского
прикрытия.
21
Темы комбинаций. Тема освобождения
Примеча
ние
ДАТА
план
факт
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
пространства. Уничтожения защиты.
Темы комбинаций. Матовые комбинации. Другие
темы комбинаций и сочетание тематических
приемов.
Темы комбинаций. Достижение материального
перевеса.
Темы комбинаций. Достижение материального
перевеса. Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Превращение пешки.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Сочетание тактических
приемов.
Комбинации для достижения ничьей. Патовые
комбинации.
Комбинации для достижения ничьей. «Вечный
шах»
Правила и законы дебюта.
Типичные комбинации в дебюте.
Повторение основных вопросов курса.
Практическая игра.
Игра в турнире. Турнирные партии.
Повторение основных вопросов курса.
Практическая игра.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 год обучения (4 класс)
№
Тема
Раздел 1. Повторение пройденного
Повторение пройденного материала. Поля. Ходы
1
фигур. Рокировка. Шах. Мат. Пат. Игровая
практика
Шахматная нотация. Запись шахматной партии.
2
Ценность шахматных фигур. Практика матования
одинокого короля.
Раздел 2. Основы дебюта
Двух- и трехходовые партии. Выявление причин
3
поражения. Мат в один ход.
Невыгодность раннего ввода в игру ладьей и
4
ферзя. «Поймай ладью», «Поймай ферзя»
Игра «на мат» с первых ходов партии. «Детский
5
мат». Защита
Вариации на тему «детского мата». Другие угрозу
6
быстрого мата.
«Повторюшка-хрюшка». Наказание
7
«повторюшек».
Принцип игры в дебюте. Быстрое развитие фигур.
8
Темпы. Гамбиты.
Наказание за несоблюдение принципа
9
быстрейшего развития фигур. Игры в дебюте
пешками.
Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит
10
Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение
11
короля. Рокировка.
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное
12
расположение. Какие бывают пешки.
13
Связка в дебюте. Полная и неполная связка.
Раздел 3. Основы Миттельшпиля
Правила и законы дебюта. Открытые,
14
полуоткрытые и закрытые дебюты.
Общие рекомендации, как играть в Миттельшпиле.
15
Игровая практика
Тактические приемы. Связка в Миттельшпиле.
16
Двойной удар.
Тактические приемы. Открытое нападение.
17
Двойной шах.
Матовые комбинации (на мат в три хода) и
18
комбинации ведущие к достижению
материального перевеса.
Матовые комбинации и комбинации ведущие к
19
достижению материального перевеса. Разрушение
королевского прикрытия.
20
Матовые комбинации и комбинации ведущие к
Колво
часов
2
11
10
Приме
чание
ДАТА
план
факт
достижению материального перевеса. Темы
связки, «рентгена», перекрытия
Матовые комбинации и комбинации ведущие к
21
достижению материального перевеса. Темы
комбинаций и сочетание тематических приемов.
Комбинации для достижения ничьей. Патовые
22
комбинации. Комбинации на вечный шах.
Классическое наследие. «Бессмертная» партия.
23
«Вечнозеленая» партия.
Раздел 4. Основы Эндшпиля
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь
24
против ладьи.
Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья
25
против слона. Ладья против коня.
Матование двумя слонами. Матование конем и
26
слоном.
27
Пешка против короля. Правило «квадрата»
28
Пешка против короля. Оппозиция.
Пешка против короля. Король ведет пешку за
29
собой.
30
Пешка против короля. Ключевые поля.
Удивительные ничейные положения. Два коня
31
против короля. Конь и пешка против короля.
Самые общие рекомендации о том, как играть в
32
эндшпиле.
Повторение основных вопросов курса.
33
Практическая игра.
34
Игра в турнире. Турнирные партии.
11