Литература 10-11

Приложение 2
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Литература»
среднее общее образование – 3 уровень
срок реализации программы – 2 года

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский
опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на
фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие
анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять
две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие
в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая
сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности
развития и связей элементов художественного мира произведения: места и
времени действия, способы изображения действия и его развития, способы
введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные
значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения
новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической
значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь
определенных частей текста способствует формированию его общей структуры
и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор
определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или
трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или
героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и
т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении
или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные
произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира

произведения, понимание принадлежности произведения к литературному
направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать
свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе
и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и
др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или
течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Содержание учебного предмета
10 класс (102 часа)
Введение (5 часов)
Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века.
Национальное своеобразие русского реализма 19 века. Эволюция русского реализма.
Русская литературная критика II половины 19 века. Расстановка общественных сил в
1860-е годы. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика»
революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа
нигилистов. Литературно-критическая программа славянофилов. Литературнокритическая позиция почвенников.
Раздел 1. И.С. Тургенев (11 часов)
Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки
охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети».
Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с
Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой.
Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с
окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и
искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском
обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в
системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя,
их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь,
искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа,
интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.
Раздел 2. Н.Г. Чернышевский (3 часа)
Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского. Творческая история
романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в
истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди.
Новые люди. «Особенный человек».
Раздел 3. И.А. Гончаров (9 часов)
Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История
создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ
главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон
Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар.
Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж,
портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской
позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот,
Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное
мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

Раздел 4. А.Н. Островский (6 часов)
Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Бесприданница». Драма
«Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ
Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба
героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством».
Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема
греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница».
Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая
история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы
драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.
Раздел 5. Ф.И. Тютчев (4 часа)
Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию
не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К.
Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя
любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец
родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная
лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое
богатство стиха.
Раздел 6. Н.А. Некрасов (9 часов)
Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний
день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии
твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит
изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам
войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и
творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная
правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике
Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные
открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной
речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет,
жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа
пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования.
Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие
народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского
звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы
помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены
Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Раздел 7. А.А. Фет (3 часа)
А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…»,
«Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря
прощается с землею…», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в
передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и
душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство
ритмов, звучаний, мелодий.
Раздел 8. А.К. Толстой (2 часа)
Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К.Толстого. Баллады и былины
А.К.Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор
Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К.Толстого.
Раздел 9. М.Е. Салтыков-Щедрин (4 часа)
Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жизненная позиция
писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества. «История одного
города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения
с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и
«глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа
«История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в
произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).
Раздел 10. Страницы истории западноевропейского романа XIX века (1
час)
Обзорная лекция по творчеству Ф.Стендаля, Оноре де Бальзака, Чарльза
Диккенса. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба» История создания романа.
Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации
оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста.
О. де Бальзак. «Гобсек» Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.
Раздел 11. Ф.М. Достоевский (11 часов)
Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография
Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского.
Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские
причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности.
Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и
«сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов).
Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий
Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове
через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа.
Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях
писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный

сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка
Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения.
Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.
Раздел 12. Л.Н. Толстой (19 часов)
Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» - роман-эпопея:
проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805
г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски
плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного
дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная
концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года –
Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейнокомпозиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление
Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период
войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир».
Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм
морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи.
История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности
произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в
раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и
Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение
образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения
духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием
психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный
прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес
к Толстому в современном мире.
Раздел 13. Н.С. Лесков (3 часа)
Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества.
Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник».
Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное
своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный
характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев
его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести.
Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий героя повести).
Иван Флягин – один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы повести.
Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.
Раздел 14. Страницы зарубежной литературы конца XIX – начала XX века
(2 часа)
Обзорная лекция по творчеству Генри Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда
Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости

мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г.
Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие
«драм идей» как социально-психологических драм.
Раздел 15. А.П. Чехов (7 часов)
А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе
«Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема
ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали,
«импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.
Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека
за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа
вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и
Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и
реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети
Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи.
Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой
литературы и театра.
Подведение итогов года (3 часа)
Мировое значение русской литературы. Тестирование по выявлению
читательского уровня учащихся. Итоговый урок. Список летнего чтения.

11 класс (102 часа)
Введение (1 час)
Введение. Судьба России в ХХ веке. Основные направления, темы и
проблемы русской литературы ХХ века. Традиции и новаторство в литературе.
Литературное произведение и творчество писателя в контексте отечественной и
мировой культуры. Интертекстуальные связи литературного произведения. Основные
тенденции развития мировой и русской литературы XX века. Влияние исторических
событий, философских и эстетических исканий эпохи на развитие литературы.
Литературные направления XX века: реализм, модернизм. Трансформация жанров,
«сквозных» тем мировой и русской литературы. Писатель и эпоха. Диалог писателя с
литературной традицией и творческими исканиями современников.
Раздел 1. Писатели-реалисты начала XX века (14 часов)
Русская литература конца XIX – начала XX века в контексте мировой
культуры. Философские и эстетические искания эпохи. Реализм и модернизм как
доминанты литературного процесса. Серебряный век русской поэзии. Многообразие
творческих индивидуальностей. Поиски и эксперименты, художественные открытия.
Литературные манифесты и художественная практика. Исторические события
(Первая мировая война, революции в России) и их влияние на литературу.
И.А. Бунин. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Вечер», «Не устану
воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной...», «И цветы,
и шмели, и трава, и колосья...».
Философичность и тонкий лиризм поэзии Бунина.
Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.
Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Реалистические традиции.
Рассказы «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Господин из СанФранциско», «Чаша жизни», «Чистый понедельник», «Темные аллеи».
Творчество А.И. Куприна Жизнь и творчество Рассказ «Гранатовый браслет».
Своеобразие сюжета рассказа. Споры героев об истинной, бескорыстной любви.
Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в
рассказе. Мотив пробуждения души. Символический смысл художественных деталей,
поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль
эпиграфа в рассказе. Смысл финала. Традиции русской классической литературы в
прозе Куприна.
А.М. Горький. Жизнь и творчество. Рассказ «Старуха Изергиль». Романтизм
ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла
жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и
действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль
пейзажа и портрета в рассказах писателя. Особенности стиля. Горький и русская
литература
XX
века.
Пьеса «На дне». «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия
пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности

людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке.
Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских
ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.
Афористичность
языка.
Горький как публицист и общественный деятель. Традиция и новаторство
Работа по развитию речи 1:сочинение по произведениям Бунина и Куприна
Контрольная работа 1 Письменная работа по творчеству М. Горького
Раздел 2. Серебряный век русской поэзии (23 часа)
Символизм. В. Я. Брюсов «Юному поэту», «Грядущие гунны». К. Д. Бальмонт
«Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб
видеть солнце...», «Элементарные слова о символической поэзии» (фрагменты).
А. Белый
«Символизм как миропонимание» (фрагменты), «Петербург» (главы «Я гублю без
возврата», «Невский проспект»). Истоки русского символизма. Влияние
западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с
романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения
значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в
процессе творчества, идея «творимой легенды». Тема поэта и поэзии. Музыкальность
стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и
«младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). Символизм как ведущее течение
русского модернизма. Модернизм как литературное направление. Концепция мира и
человека в искусстве модернизма. Отражение кризиса сознания, ощущение краха
верований и духовных ценностей. Особый интерес к личностному, нетипичному.
Отрицание реалистических принципов изображения. Элитарные концепции
искусства.
Формальные
эксперименты.
Идея
радикального
обновления
художественного языка. Многочисленные течения, школы и группы в искусстве
модернизма. Основные течения в литературе русского модернизма: символизм,
акмеизм, футуризм. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».
Акмеизм. Н. С. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм» (фрагменты), «Жираф»,
«Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». О. Э. Мандельштам «Утро
акмеизма», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую
доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...»,
«Невыразимая печаль...», «Tristia», «Батюшков». Полемика с символизмом.
Литературные манифесты акмеистов. Утверждение акмеистами красоты земной
жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного
мира. Идея поэта-ремесленника. «Цех поэтов» (Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий,
О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич).
Неоромантические тенденции в поэзии Гумилева. Лирический герой.
Особенности эволюции художественного метода Гумилева. Историзм поэтического
мышления Мандельштама, ассоциативная манера письма. Представление о поэте как
хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии

Мандельштама. Русский футуризм. И. Северянин «Интродукция», «Эпилог» («Я,
гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава». В. В. Хлебников «Заклятие
смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...». Манифесты футуризма
«Пощечина общественному вкусу», «Слово как таковое». Поэт как миссионер
«нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого»
слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический
язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
А. Блок. Жизнь и творчество. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь,
улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»
(из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Фабрика», «Вхожу я в
темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...»,
«Скифы». Собрание стихотворений Блока как «трилогия вочеловечения». Мотивы и
образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы.
Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в
творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и
действительности в лирике Блока. Тема России и ее исторического пути в цикле «На
поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его
эволюция. Особенности стиля Блока. Блок и русская поэзия XX века. Поэма
«Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий
революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического
планов в поэме. Сюжет поэмы, своеобразие композиции. Строфика, интонации,
ритмы поэмы, ее основные символы. Система образов. Развитие образа двенадцати.
Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее
выражения в поэме. Проблема художественного метода Блока.
С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя
родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Я покинул родимый дом...»,
«Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Письмо к матери», «Мы теперь
уходим понемногу...», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая...»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Неуютная
жидкая лунность...». Традиции русского фольклора и классической литературы в
лирике Есенина. Есенин и новокрестьянские поэты. Тема родины в поэзии Есенина.
Отражение в лирике особой связи природы и человека. Особенности есенинского
восприятия и изображения природы. Образ русской деревни в ранней и поздней
лирике. Антитеза «город – деревня». «Сквозные» образы лирики Есенина.
Жизнеутверждающее начало и трагический пафос поэзии Есенина. Тема
быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Сложность характера и
психологического состояния лирического героя. Народно-песенная основа,
музыкальность лирики Есенина. Поэма «Анна Снегина». Историческая и
автобиографическая основа поэмы. Изображение предреволюционной и
послереволюционной деревни. Смысл названия поэмы. Особенности композиции.
Соотношение лирического и эпического начал. Художественная функция диалогов.
Смысл финала.

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Стихотворения «Нате!», «А вы могли
бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Ода революции»,
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо
товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Лирический герой. Дух бунтарства, вызов миру обывателей,
элементы эпатажа в ранней лирике. Мотив одиночества поэта. Поэт и революция,
пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика,
рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры,
необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта
и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в
раннем и позднем творчестве Маяковского. Жанровое и стилевое своеобразие лирики
Маяковского. Поэма «Облако в штанах». Композиция поэмы, ее связь с идейным
содержанием. Исторический, биографический и историко-культурный контекст.
Мотив трагического одиночества поэта. Оригинальное решение тем любви,
искусства, религии. Художественная функция метафоры и гиперболы,
многочисленных аллюзий и реминисценций.
Работа по развитию речи 2: Сочинение по поэзии Серебряного века
Контрольная работа 2 Тестирование по Серебряному веку русской поэзии
Раздел 3. Литература 20-30-х годов (27 часов)
А. А. Фадеев «Разгром». И. Э. Бабель «Мой первый гусь», «Соль», И. А. Ильф
и Е. П. Петров «Двенадцать стульев», Н. А. Островский «Как закалялась сталь»,
В. В. Набоков «Машенька».
Особенности литературного процесса. Развитие
литературы в СССР и русском зарубежье. Основные события литературной жизни.
Литературные группы и объединения (Пролеткульт, «Кузница», «Перевал», ЛЕФ,
«Серапионовы братья», ОБЭРИУ и др.). Создание Союза писателей СССР. Дискуссии
о социалистическом реализме. Берлин и Париж как центры литературы русской
эмиграции. Журнал «Современные записки». Тема России и судьбы человека в
переломную историческую эпоху. Многообразие художественных трактовок событий
революции и Гражданской войны. Философская и нравственная проблематика
произведений. Стилевое многообразие. Традиции романтизма в поэзии и прозе.
Сатирические
произведения.
Исторические
романы.
Автобиографические
произведения русских писателей.
Е. Замятин « Мы». История создания и публикации романа. Жанровое
своеобразие. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа.
Особенности композиции. Характер повествования. Символические образы. Смысл
финала. Своеобразие языка романа. Жанр антиутопии в мировой и русской
литературе.
А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Традиции Гоголя
и Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира. Идея
«общей жизни» как основа сюжета повести. Конкретно-исторический и условносимволический планы в произведении. Герои Платонова. Тема детства и тема смерти

в повести. Символический образ котлована. Самобытность стиля писателя.
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество.
Роман «Мастер и Маргарита». История
создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Прием
«роман в романе». Роль эпиграфа. Притчевая основа романа. Эпическая широта и
сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и
Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе.
Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Левия Матвея и тема
ученичества. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема
совести. Проблема нравственного выбора в романе. Тема любви. Образ Маргариты.
Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера. Смысл финальной главы
романа.
А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней
встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Смятение», «Я научилась просто,
мудро жить...», «Муза ушла по дороге...», «Под крышей промерзшей пустого
жилья...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические рати...»,
«Родная земля». Ахматова и акмеизм. Отражение в лирике Ахматовой глубины
человеческих переживаний. Психологизм ахматовской лирики. Темы любви и
искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Пушкинские
традиции. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и
литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
Историческая основа, история создания и публикации. Смысл названия поэмы,
отражение в ней личной трагедии и общенародного горя. Библейские мотивы и
образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос
«Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и
эпилога. Художественная функция аллюзий и реминисценций.
М.И. Цветаева. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Моим стихам,
написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке...»), «Кто создан
из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», «Идешь, на меня
похожий...», «Роландов Рог», «Куст». Основные темы творчества Цветаевой.
Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монологисповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.
Своеобразие цветаевского поэтического стиля.
Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Я не ищу
гармонии в природе...», «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц».
Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений.
Философская проблематика. Своеобразие художественного воплощения темы
природы. Художественный мир поэзии Заболоцкого.
М.А.
Шолохов.
Жизнь
и
творчество.
Роман
«Тихий
Дон».
История создания романа. Широта эпического повествования. Авторская позиция.
Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества.
Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение Гражданской
войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского

укладов. Путь Григория Мелехова как поиск правды жизни. «Вечные» темы в романе:
человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких
человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Роль народных
песен. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Традиции классической литературы XIX века в романе.
Работа по развитию речи 3: Сочинение по лирике А.А. Ахматовой, М.И.
Цветаевой или О.Э. Мандельштама
Работа по развитию речи 4: Подготовка к сочинению по творчеству М.А.
Булгакова
Контрольная работа 3: Письменная работа по творчеству М.А. Шолохова
Раздел 4. Литература периода Великой Отечественной войны (1 час)
В. Л. Кондратьев «Сашка», В. Некрасов «В окопах Сталинграда»
Изображение событий военного времени в произведениях писателей и поэтов,
участников Великой Отечественной войны. Лирика и публицистика военных лет.
Своеобразие «лейтенантской» прозы. Художественное исследование психологии
человека в условиях войны. Документальная проза о войне. Военная тема в
литературе русской эмиграции.
Раздел 5. Литература второй половины 20 века (23 часа)
Новое понимание истории страны. Влияние «оттепели» 1960-х годов на
развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в
общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых
нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической
памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к
народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и
литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных
тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и
природы).
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Вся суть в
одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Дробится рваный цоколь
монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...». Фольклорные и
литературные традиции в поэзии Твардовского. Темы, образы и мотивы лирики.
Исповедальный характер поздней лирики. Служение народу как ведущий мотив
творчества поэта. Историческая тема и тема памяти.
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Февраль.
Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...»,
«Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым
некрасиво...». Поэтическая эволюция Пастернака как движение к «немыслимой
простоте» поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство как ответственность,
судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина
лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического

героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор
Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и
публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем
эпического и лирического начал. Система образов романа. Образ Юрия Живаго.
Женские образы. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей
проблематикой романа. Традиции русской и мировой классической литературы в
творчестве Пастернака.
А. И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана
Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского
национального характера в контексте трагической эпохи. Теория литературы.
Повесть. Повествователь. Развитие речи. План устного ответа на вопрос о значении
исторического и биографического контекста для понимания идейного содержания
произведения. В. М. Шукшин. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы «Верую!»,
«Алеша Бесконвойный». Изображение народного характера и народной жизни в
рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры
Шукшина. В. Г. Распутин «Прощание с Матерой». А. В. Вампилов «Утиная охота».
Литературный процесс во второй половине XX века. Основные тенденции в развитии
русской литературы, ее социальная и нравственная проблематика. Литература и
публицистика. «Лагерная» тема: личность и государство, характер и обстоятельства.
Проблемы народной жизни в «деревенской» прозе.
Русская поэзия второй половины. Н. М. Рубцов «Видения на холме», «Листья
осенние» Р. Гамзатов «Журавли». Е. А. Евтушенко «Со мною вот что происходит...».
Б. Ш. Окуджава «Полночный троллейбус», «Живописцы». Б. А. Ахмадулина «По
улице моей который год...». «Тихая» поэзия и «эстрадная» поэзия. «Вечные» темы.
Особенности «бардовской» поэзии 1960-х годов. Традиции романтизма, акмеизма в
поэзии. И. Бродский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Воротишься на
родину. Ну что ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для
меня...»). Лирический герой, своеобразие поэтического мышления и стиля Бродского.
Оригинальная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Жанровое
своеобразие лирических стихотворений. Неприятие абсурдного мира и тема
одиночества человека в «заселенном пространстве». Бродский и постмодернизм.
Работа по развитию речи 5: Доклад по творчеству современных писателей
Раздел 7. Из литературы народов России (2 часа)
М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер – все больше листьев…»,
«Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…». «Птиц выпускаю…».
Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости
предков. Психологизм лирики башкирского поэта
Раздел 8. Литература конца XX – начала XXI века (3 часа)
Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза
реализма и «неореализма». Поэзия, литература Русского зарубежья последних лет

Контрольная работа 4: итоговая
Раздел 9. Из зарубежной литературы (4 часа)
Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Т. С. Элиот. Слово о поэте.
«Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений
стихотворения. Средства создания комического. Э. М. Ремарк. «Три товарища».
Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя.
Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай,
оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».
Раздел 10. Проблемы и уроки литературы XX века (4 часа)
Основные тенденции современного литературного процесса. Последние
публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс,
положительные отклики в печати. Теория литературы. Литературный процесс.
Авангардизм.

Тематическое планирование
10 класс
№ п/п

Наименование разделов, тем

Введение
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.
Раздел 6.
Раздел 7.
Раздел 8.
Раздел 9.
Раздел 10.
Раздел 11.
Раздел 12.
Раздел 13.
Раздел 14.
Раздел 15.

И.С. Тургенев
Н. Г. Чернышевский
И. А. Гончаров
А.Н. Островский
Ф.И. Тютчев
Н.А. Некрасов
А.А. Фет
А.К. Толстой
М.Е. Салтыков-Щедрин
Страницы
истории
западноевропейского
романа XIX века
Ф.М. Достоевский
Л.Н. Толстой
Н.С. Лесков
Страницы зарубежной литературы конца XIX –
начала XX века
А.П. Чехов
Подведение итогов года

Итого

Количество часов

5
11
3
9
6
4
9
3
2
4
1
11
19
3
2
7
3
102

11 класс
№ п/п

Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.
Раздел 6.
Раздел 7.
Раздел 8.
Раздел 9.
Итого

Наименование разделов, тем

Количество часов

Введение
Писатели-реалисты начала XX века
Серебряный век русской поэзии
Литература 20-30-х годов
Литература периода Великой Отечественной
войны
Литература второй половины 20 века
Из литературы народов России
Литература конца XX – начала XXI века
Из зарубежной литературы
Проблемы и уроки литературы ХХ века

1
14
23
27
1
23
2
3
4
4
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».