Приложение 13
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Обществознание»
среднее общее образование – 3 уровень
срок реализации программы – 2 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
–
Выделять черты социальной сущности человека;
–
определять роль духовных ценностей в обществе;
–
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их
примерами;
–
различать виды искусства;
–
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
–
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной
жизни;
–
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации
индивида;
–
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
–
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов
деятельности;
–
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
–
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его
основания и последствия;
–
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их
примерами;
–
выявлять особенности научного познания;
–
различать абсолютную и относительную истины;
–
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни
человека;
–
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном
обществе;
–
выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
–
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)
систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
–
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
–
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных
изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
–
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и
последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных
проблем.
Экономика
–
Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
–
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные
доходы;
–
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры
действия законов спроса и предложения;
–
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь,
поведение основных участников экономики;
–
различать формы бизнеса;
–
извлекать социальную информацию из источников различного типа о
тенденциях развития современной рыночной экономики;
–
различать экономические и бухгалтерские издержки;
–
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
–
различать деятельность различных финансовых институтов, выделять
задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской
системе РФ;
–
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия
инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
–
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать
механизм их взаимодействия;
–
определять причины безработицы, различать ее виды;
–
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной
политики в области занятости;
–
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское
поведение;
–
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией
гражданами своих экономических интересов;
–
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной
экономики;
–
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях
экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
–
различать важнейшие измерители экономической деятельности и
показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний
продукт);
–
различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
–
Выделять критерии социальной стратификации;
–
анализировать социальную информацию из адаптированных источников о
структуре общества и направлениях ее изменения;
–
выделять особенности молодежи как социально-демографической группы,
раскрывать на примерах социальные роли юношества;
–
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих
успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
–
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации
разрешения конфликтов;
–
конкретизировать примерами виды социальных норм;
–
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль,
различать санкции социального контроля;
–
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах
последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
–
определять и оценивать возможную модель собственного поведения в
конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
–
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
–
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить
примеры способов их разрешения;
–
характеризовать основные принципы национальной политики России на
современном этапе;
–
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать
факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
–
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в
современном обществе;
–
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на
демографическую ситуацию в стране;
–
формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни
современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение
веротерпимости;
–
осуществлять
комплексный
поиск,
систематизацию
социальной
информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать,
делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
–
оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с
позиций толерантности.
Политика
–
Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического
воздействия;
–
различать политическую власть и другие виды власти;
–
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической деятельности;
–
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей
в политике;
–
раскрывать роль и функции политической системы;
–
характеризовать государство как центральный институт политической
системы;
–
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических
режимов различных типов в общественном развитии;
–
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях,
принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
–
характеризовать демократическую избирательную систему;
–
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные
системы;
–
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского
общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
–
определять роль политической элиты и политического лидера в
современном обществе;
–
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
–
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
–
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе;
–
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
–
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
–
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия
граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
–
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
–
выделять основные элементы системы права;
–
выстраивать иерархию нормативных актов;
–
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской
Федерации;
–
различать понятия «права человека» и «права гражданина»,
ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и
обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
–
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
–
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
–
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
–
применять полученные знания о нормах гражданского права в
практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
–
различать организационно-правовые формы предприятий;
–
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
–
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения
субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной
жизни;
–
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах
приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
–
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового
договора;
–
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;
–
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ,
УПК РФ);
–
объяснять основные идеи международных документов, направленных на
защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
–
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
–
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в
учебной деятельности и повседневной жизни;
–
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
–
характеризовать основные методы научного познания;
–
выявлять особенности социального познания;
–
различать типы мировоззрений;
–
объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и
природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
–
выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и
аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
–
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных
сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
–
выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ,
тенденции и перспективы общественного развития;
–
систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в
целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и
представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
–
Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
–
выявлять противоречия рынка;
–
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
–
раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
–
обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
–
различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
–
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
–
определять место маркетинга в деятельности организации;
–
применять полученные знания для выполнения социальных ролей
работника и производителя;
–
оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
–
раскрывать фазы экономического цикла;
–
высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии
процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных
экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
–
извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
–
выделять причины социального неравенства в истории и современном
обществе;
–
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих
успешность самореализации молодежи в современных условиях;
–
анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения
социальных конфликтов;
–
выражать собственное отношение к различным способам разрешения
социальных конфликтов;
–
толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным
этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в
современном мире;
–
находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития
семьи в современном обществе;
–
выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на
основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им
оценку;
–
выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с
опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
–
анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в
России.
Политика
–
находить, анализировать информацию о формировании правового
государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
–
выделять основные этапы избирательной кампании;
–
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
–
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении
местного самоуправления;
–
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и
деятельности политических лидеров;
–
характеризовать особенности политического процесса в России;
–
анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
–
Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных
задач в разных сферах общественных отношений;
–
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их
функции;
–
характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в
РФ;
–
ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
–
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
–
применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
–
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения
соответствия закону;
–
характеризовать основные направления деятельности государственных
органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского
общества в противодействии терроризму.
Содержание учебного предмета
10 класс (68 часов)
Раздел 1. Человек в обществе (17 часов)
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы.
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных
институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.
Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное
общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера.
Потребности, способности и интересы.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его
формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения.
Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие
самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его
последствия. Гражданские качества личности.
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности.
Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение
духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины.
Истина и заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое
знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления.
Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и
гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и
обыденное сознание.
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности.
Трудности познания человеком самого себя.
Раздел 2. Общество как мир культуры (14 часов)
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная,
массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира.
Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы
научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности
социального познания. Наука как форма культуры. Роль науки в развитии
человечества. Этика науки.
Образование. Тенденции современного образования. Непрерывность образования.
Самообразование. Реформирование образовательного процесса.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие
духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная
культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития
образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в
информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые
религии.
Принцип
свободы
совести.
Религия
в
современном
мире.
Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни
общества.
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (37 часов)
Понятие права. Система российского права. Законотворческий процесс в
Российской Федерации. Построение понятия «право как социальная норма».
Характеристика функций права. Построение понятия «норма права». Характеристика
структуры права (гипотеза, диспозиция, санкция). Определение понятий «правовой
институт», «подотрасль права», «отрасль права», «система права».
Построение понятия «форма (источник) права». Характеристика различных видов
источников права (правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой
акт (закон, подзаконный акт).
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства.
Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Построение
понятий
«правомерный»
и
«неправомерный
поступок».
Характеристика видов правонарушений (преступление, проступок (административный,
гражданско-правовой, дисциплинарный)). Определение понятия «юридическая
ответственность». Характеристика видов юридической ответственности: уголовной,
гражданско-правовой,
материальной,
дисциплинарной.
Соотнесение
вида
ответственности и мер наказания.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормы права. Функции
права.
Система права. Правоотношения. Дееспособность и правоспособность.
Законность. Правомерное поведение. Правосознание и правовая культура.
Правонарушение и юридическая ответственность.
Права человека и международные документы по правам человека. Права ребёнка
и их защита.
Воинская обязанность. Альтернативная служба.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Система российского законодательства. Законотворческий процесс в России.
Право законодательной инициативы и законодательной деятельности. Институт
президентства в России.
Конституционное право. Конституция – основа государственного права. Основы
конституционного строя России. Гражданин РФ, его права и свободы,
конституционные обязанности.
Административное
право.
Административные
правонарушения.
Административная
ответственность.
Виды
административных
наказаний.
Экологическое правонарушение.
Гражданские правоотношения. Гражданский кодекс РФ. Субъекты гражданского
права. Понятие юридического и физического лица. Гражданско-правовые споры.
Право собственности и его защита.
Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой кодекс РФ. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях. Профсоюзы.
Семейные правоотношения. Брак и условия его заключения. Права и обязанности
супругов, родителей и детей.
Основные понятия и институты уголовного права. Преступление и наказание.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Международное право. Международное гуманитарное право. Основные
положения и принципы.
11 класс (68 часов)
Раздел 1. Экономика (30 часов)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука.
Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические
циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение.
Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные
бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные
и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита
конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих
банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.
Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной
торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя.
Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и
производителя.
Раздел 2. Социальная сфера (14 часов)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и
социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия.
Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных
норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и
самоконтроль.
Национальные
отношения.
Этнические
общности.
Межнациональное
сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура
межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе.
Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие
социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Раздел 3. Политическая жизнь общества (21 час)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения.
Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство
в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной
России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского
общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их
роль в политической жизни общества. Политическая элита и политическое лидерство.
Политическое сознание. Политическое поведение
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы.
Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое
участие. Политическая культура.
Повторение (3 часа)
Тематическое планирование
10 класс
№ п/п
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Итого
Наименование разделов, тем
Человек в обществе
Общество как мир культуры
Правовое регулирование общественных отношений
Количество
часов
17
14
37
68
11 класс
№ п/п
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Итого
Наименование разделов, тем
Экономика
Социальная сфера
Политическая жизнь общества
Повторение
Количество
часов
30
14
21
3
68