Приложение 4
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Русская литература на русском родном языке»
среднее общее образование – 3 уровень
срок реализации программы – 2 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской),
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или
проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения
родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
–
обеспечению
культурной
самоидентификации,
осознанию
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой
читательский опыт, а именно:
обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его
проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на
фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие
анализа;
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,
выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние,
в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности
развития и связей элементов художественного мира произведения: места и
времени действия, способы изображения действия и его развития, способы
введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные
значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения
новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической
значимости;
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений
в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь
определенных частей текста способствует формированию его общей
структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор
между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым
финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или
героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и
т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке
произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно
прочитанные
произведения,
демонстрируя
целостное
восприятие
художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства,
предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных
произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том
числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки,
исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в
нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и
др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая,
как интерпретируется исходный текст.
Содержание учебного предмета
10 класс (34 часа)
Раздел 1. Введение (1 час)
Введение. Любите читать!
Раздел 2. Из древнерусской литературы (1 час)
Житийный жанр в древнерусской литературе.
Радонежского»
«Житие
Сергия
Раздел 3. Из русской литературы XIX века (6 часов)
История любви в повести И. С. Тургенева «Вешние воды»
Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Милостыня»
А. Н. Толстой «Русский характер». Черты характера русского человека
Герои рассказа А. Н. Толстого «Русский характер».
А.П. Чехов. Обзор жизни и творчества. Рассказы («Баран и барышня», «В
аптеке»)
А.П. Чехов. Рассказы («Душечка», «Анна на шее»)
Раздел 4. Из русской прозы XX века (16 часов)
М. Горький. «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные
особенности.
Нравственные проблемы рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»
В.П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»)
А. С. Грин. Рассказ «Зелёная лампа»
Ю. К. Олеша «Друзья»
Проблема утраты связи с отчим домом в рассказе Ю.П. Казакова «Запах
хлеба»
Б. Екимов. «Говори, мама, говори…» Тема равнодушия в рассказе
Б. Екимов. Милосердие в рассказе «Ночь исцеления»
Е. Карпов. Духовное падение героя в рассказе «Меня зовут Иваном»
А. Платонов. Настойчивость и упорство героини в произведении «Песчаная
учительница»
Ю. Нагибин «Старая черепаха». Что такое ответственность?
А. Алексин «А тем временем где-то». Сюжет. Герои
Нравственные уроки (по повести А. Алексина «Безумная Евдокия»)
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви
Проблема взаимоотношения подростков в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и
не снилось»
Взаимоотношения родителей и детей в повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не
снилось»
Раздел 5. Великая Отечественная война в русской литературе (10 часов)
«Смелого пуля боится…» Рассказ К. Симонова «Третий адъютант»
К.Д. Воробьев «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных
Л. Улицкая «Детство сорок девять»
Книга Л. Улицкой о послевоенном детстве
В. Дёгтев «Выбор»
Осуждение автором войны, калечащей судьбы людей, в рассказе
С. Алексиевич «Чернобыльская молитва» (глава из книги «Одинокий
человеческий голос»)
Анализ главы из книги «Одинокий человеческий голос»
Конференция «Гуманистические ценности, утверждаемые лучшими
произведениями отечественной литературы»
Рекомендации для чтения на лето
Контрольная работа 1. Итоговое тестирование
11 класс (34 часа)
Раздел 1. Введение (1 час)
Притча «Чему учат книги?».
Раздел 2. Человек и его внутренний мир (8 часов)
Лиханов А. «Мой генерал»
Улицкая Л. «Народ избранный»
Екимов Б. «Говори, мама, говори». Проблема взаимоотношения родителей и их
детей.
Железников В. «Чучело». Проблемы: детская жестокость, трусость и смелость,
честность и предательство, умение бороться за своё место под солнцем.
Грин А. «По закону». Проблема милосердия по отношению к преступникам.
Толстая Т. «Легкие миры». Проблема поиска истинных жизненных ценностей.
Бондарев Ю. «Взгляд». Проблема нравственного выбора.
Бунин И. «Слепой». Жизнь есть, несомненно, любовь и доброта.
Раздел 3. Человек, семья и общество (11 часов)
Алексин А. «Домашний совет». Повесть о подлости-незаметной, исподволь,
которую могут сделать близкие тебе люди. О цельности характера, умении вовремя
сказать «нет», сбросить балласт, настоять на своем. И о том, что нельзя постоянно
делать вид что все люди равны, даже если они братья.
Бакланов Г. «Непорочное зачатие». Способность к состраданию, умение принимать
страдания, добротой и любовью по отношению к другим людям, пониманием их
потребностей, чувством долга.
Солоухин В. А. «Под одной крышей».
Екимов Б. «Глядя на солнце», «Еще не лето», «Ночь исцеления».
Куприн А. «Святая ложь».
Тендряков В. «Люди или нелюди». Проблема нравственного выбора.
Алексин А. «Безумная Евдокия».
Раздел 4. Человек, природа, Родина и культура (14 часов)
Платонов А. «Иван Великий».
Васильев Б. «Летят мои кони». В повести поднимаются важные проблемы, одна из
них – роль истории в жизни человека и общества.
Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова».
Астафьев В. «Затеси». Автор поднимает проблему ответственности.
Розов В. «Дикая утка». Даже в самых тяжёлых ситуациях человек может проявить
гуманное отношение к тем, кто слабее; чувство сострадания, великодушие
оказываются сильнее голода; это позволяет сохранить веру в людей.
Симонов К. «Солдатская слава»
Солоухин В. «Летний паводок». К миру природы нужно относиться бережно, не
вмешиваться в её естественный ход развития.
Астафьев В. «Худого слова и растение боится». Природа «не слепок, не бездушный
лик»
Крупин В. «Сбрось мешок». Проблема человека и природы. Как влияет на человека
красота природы, умение созерцать?
Паустовский К. «Нет ли у вас молока?» Забота о детях, особая забота о детях
войны.
Паустовский К. «Бакенщик». Что значит для человека понятие родины? Что значит
любить родную землю?
Яковлев Ю. «Балерина политотдела». Во время войны человеку для выживания
необходимо искусство. Оно помогает людям выжить; оно нужно как хлеб, как
воздух.
Контрольная работа: итоговое тестирование
Тематическое планирование
10 класс
№ п/п
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.
Итого
Наименование разделов, тем
Введение
Из древнерусской литературы
Из русской литературы XIX века
Из русской прозы XX века
Великая Отечественная война в русской литературе
Количество
часов
1
1
6
16
10
34
11 класс
№ п/п
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Итого
Наименование разделов, тем
Введение
Человек и его внутренний мир
Человек, семья и общество
Человек, природа, Родина и культура
Количество
часов
1
8
11
14
34