Приложение 1
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Русский язык»
среднее общее образование – 3 уровень
срок реализации программы – 2 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при
создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности
(описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить
ее в текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).
Содержание учебного предмета
10 класс (34 часа)
Раздел 1. Введение (2 часа)
Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации.
Русский язык в кругу языков народов России. Литературный язык и язык
художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях,
взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Языковая норма и ее
основные особенности. Основные виды языковых норм. Лексические нормы.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное
условие речевого общения. Однозначнотсь и многозначность слова. Нормативные
словари современного русского языка. Толковый словарь.
(Стартовая) контрольная работа №1
Раздел 2. Лексика. Фразеология. Лексикография (5 часов)
Изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы и их употребление в
речи. Паронимы и их употребление в речи. Нормативные словари современного
русского языка. Словарь омонимов, паронимов. Синонимы и их употребление в речи.
Нормативные словари современного русского языка. Словари синонимов. Выбор из
синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических
свойств. Антонимы и их употребление. Нормативные словари. Словари антонимов.
Происхождение лексики современного русского языка. Устаревшая лексика.
Неологизмы. Окказиональные слова. Формы существования русского национального
языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго). Фразеология. Фразеологические единицы, их
употребление. Фразеологические словари.
Развитие речи №1 Сочинение – рассуждение по заданному тексту
Раздел 3. Фонетика. Графика. Орфоэпия (3 часа)
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии
в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения:
произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний
согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности
произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в
современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Раздел 4. Морфемика и словообразование (3 часа)
Состав слова. Словообразование. Морфемный разбор слова. Исторические
изменения в морфемном составе слова. Словообразование. Словообразовательный
разбор слова. Словообразовательные модели различных частей речи: имени
существительного, имени прилагательного, глагола, наречия и т.д. Омонимичные
части слова. Формообразование. Понятие парадигмы.
Контрольная работа №2
Раздел 5. Морфология и орфография (3 часа)
Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Правописание
морфем. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне
слова. Правописание морфем. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание морфем. Употребление гласных после шипящих: в корне слова, в
суффиксе, в окончании. Правописание морфем. Употребление гласных после Ц : в
корне слова, в суффиксе, в окончании. Употребление букв Э, Е, Ё в различных
морфемах. Правописание морфем. Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ,
ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание морфем. Правописание
гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Буквы Ы, И после
приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила
переноса слов.
Раздел 6. Имя существительное (3 часа)
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени
существительного. Правописание морфем. Правописание падежных окончаний имён
существительных. Правописание морфем. Правописание суффиксов имён
существительных. Правописание сложных имён существительных.
Раздел 7. Имя прилагательное (2 часа)
Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени
прилагательного. Правописание морфем. Правописание окончаний имен
прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание
морфем. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от
существительных. Правописание сложных имён прилагательных.
Раздел 8. Имя числительное (2 часа)
Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени
числительного. Склонение имён числительных. Правописание имён числительных.
Употребление имён числительных в речи.
Раздел 9. Местоимение (1 час)
Местоимение как часть речи.
Правописание местоимений.
Морфологический
разбор
местоимения.
Раздел 10. Глагол и его формы (4 часа)
Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. Правописание
глаголов. Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия.
Образование причастий. Правописание морфем. Правописание Н и НН в суффиксах
причастий и отглагольных прилагательных. Деепричастие как глагольная форма.
Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастия.
Контрольное тестирование№3
Раздел 11. Наречие и слова категории состояния как части речи (2 часа)
Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. Правописание
наречий. Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории
состояния.
Раздел 12. Служебные части речи (4 часа)
Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Морфологический разбор
союза. Правописание союзов. Частица как служебная часть речи. Морфологический
разбор частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и
употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.
Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический
разбор междометия.
11 класс (34 часа)
Раздел 1. Синтаксис и пунктуация (29 часов)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические
единицы. Принципы русской пунктуации. Пунктуационные нормы. Пунктуационный
анализ.
Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания. Нормы сочетания слов и их нарушения в
речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы
управляемого существительного.
Предложение. Понятие о предложении. Классификации предложений.
Предложения простые и сложные
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды
предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и
отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные
предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены
предложения. Полные и неполные предложения. Соединительное тире. Порядок слов
в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.
Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения. Знаки
препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при
однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и
неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах,
соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных
членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при
однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные
члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные
обстоятельства.
Обособленные
дополнения.
Уточняющие,
пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные
синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки
препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных
словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки
препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно –
восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Знаки
препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в предложении с несколькими придаточными. Синтаксический
разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки
препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в
бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки
препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки
препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при
цитатах.
Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания.
Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие
знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки
препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Работа по развитию речи 1: сочинение-рассуждение
Работа по развитию речи 2: сочинение-рассуждение
Контрольная работа 1: тест в форме ЕГЭ
Контрольная работа 2: тест в форме ЕГЭ
Контрольная работа 3: Комплексный анализ текста
Раздел 2. Культура речи (2 часа)
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту
речи. Правильность речи. Норма литературного языка и её основные особенности.
Типы
норм
литературного
языка:
орфоэпические,
акцентологические,
словообразовательные,
лексические,
морфологические,
стилистические
и
грамматические (морфологические и синтаксические) нормы. Качества хорошей
речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды
ораторского красноречия. Ораторская речь и такт. Составление руководства «Учусь
говорить правильно».
Работа по развитию речи 3: Устное выступление на морально-этическую
тему.
Раздел 3. Стилистика (3 часа)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили
речи, а также изобразительно – выразительные средства. Функциональные стили.
Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально – деловой
стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно –
художественной речи.
Текст. Функционально – смысловые типы речи: повествование, описание,
рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Контрольная работа №4: Пробный экзамен в форме ЕГЭ
Тематическое планирование
10 класс
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.
Раздел 6.
Раздел 7.
Раздел 8.
Раздел 9.
Раздел 10.
Раздел 11.
Введение
Лексика. Фразеология. Лексикография
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Морфемика и словообразование
Морфология и орфография
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол и его формы
Наречие и слова категории состояния как
части речи
Служебные части речи
2
5
3
3
3
3
2
2
1
4
2
Раздел 12.
Итого
4
34
11 класс
№ п/п
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Итого
Наименование разделов, тем
Синтаксис и пунктуация
Культура речи
Стилистика
Количество часов
29
2
3
34