Приложение 7
к основной образовательной
программе среднего общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Биология»
среднее общее образование – 3 уровень
срок реализации программы:
2 года (очное обучение)
3 года (очно-заочное обучение)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией,
физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между
основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема,
биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и
явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать
выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической
информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки
(белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию,
на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов
клетки, обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать
фенотип
многоклеточных
растений
и
животных
по
морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности
развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов
изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и
ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации
организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных
источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной
деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических
веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение
о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых
клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его
окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной
схеме родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования
отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Содержание учебного предмета
10 класс (68 часов)
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии.
Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естествен- нонаучной системы мира. Система биологических наук.
Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно
организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени.
Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания
живой природы.
Зачет № 1. Биология как наука. Методы научного познания.
Раздел 2. Клетка (20 часов)
Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. Ван Левенгука, К. Бэра, Р. Броуна, Р.
Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения
современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной
естественно-научной картины мира.
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство
единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на
уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы,
ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма.
Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и
свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и
организма.
Органические
вещества
–
сложные
углеродсодержащие
соединения.
Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы:
моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение
молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в
клетке и в организме человека.
и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и
организма.
Органические
вещества
–
сложные
углеродсодержащие
соединения.
Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы:
моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение
молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в
клетке и в организме человека.
и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и
организма.
Органические
вещества
–
сложные
углеродсодержащие
соединения.
Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы:
моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение
молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в
клетке и в организме человека.
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки:
эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды,
рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в
строении животной и растительной клеток.
Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы
хромосом в клетках.
Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в
природе. Строение бактериальной клетки.
ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген.
Биосинтез белка.
Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения.
Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных
заболеваний. Профилактика СПИДа.
Лабораторные работы:
№1. Роль ферментов в клетке
№2. Строение клетки эукариот: растений, животных, грибов.
Зачет:
№1 Клетка
Раздел 3. Организм (41 час)
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии
одноклеточных организмов.
Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических
веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у
животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого
размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у
животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное
опыление у растений и оплодотворение у животных.
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды
развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих
поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на
развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.
Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о
закономерностях наследственности и изменчивости.
Г. Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования,
установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя –
закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты
гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого
наследования. Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.
Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость.
Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.
Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции.
Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных
растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные
достижения и направления развития современной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия.
Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты
развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Лабораторные работы:
№ 3. Выявление признаков сходства зародышей человека и других
млекопитающих как доказательство их родства.
№4. Модификационная изменчивость. Вариационный ряд, вариационная
кривая.
№5. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в
биотехнологии.
Практические работы:
№ 1. Решение задач по теме: моногибридное скрещивание.
№ 2. Решение задач по теме: дигибридное скрещивание.
№ 3. Решение задач по теме: анализирующее скрещивание.
№ 4. Решение задач по теме: генетика пола.
№ 5. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка
возможных последствий их влияния на организм.
Зачеты:
№ 3. Размножение.
№ 4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Наследственность и
изменчивость.
Повторение (3 часа)
Тема: Клетка
Тема: Организм
Итоговое занятие
11 класс (68 часов)
Раздел 1. Вид (41 час)
История эволюционных идей.
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период.
Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки
возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль
эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.
Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные
материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие
индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород
домашних животных.
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм.
Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за
существование. Естественный отбор.
Современное эволюционное учение.
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.
Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс,
популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд
популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов
к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как
результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический
регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы:
«Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий
эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные
материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и
результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы,
демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в
онтогенезе; рудименты и атавизмы.
Лабораторные и практические работы
№ 1. Описание особей вида по морфологическому критерию.
№ 2. Выявление изменчивости у особей одного вида.
№ 3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Экскурсия
Многообразие видов (окрестности школы).
Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы
эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор.
Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.
Происхождение жизни на Земле (3/6 ч)
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера.
Гипотезы о происхождении жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина–Холдейна.
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Демонстрация.
Схемы:
«Возникновение
одноклеточных
эукариотических
организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции
картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки
организмов в древних породах.
Лабораторные и практические работы
№ 4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Экскурсия
История развития жизни на Земле (краеведческий музей).
Основные понятия. Теория Опарина – Холдейна. Химическая эволюция.
Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к
условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.
Происхождение человека.
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира
(класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные
этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство
человечества.
Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы,
изображающие скелеты человека и позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы
№ 5. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих
как доказательство их родства.
№ 6. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экскурсия
Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей).
Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции.
Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.
Раздел 2. Экосистемы (24 часа)
Экологические факторы.
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды
(абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов.
Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения
между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция,
симбиоз.
Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических
факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы.
Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество,
конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.
Структура экосистем.
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены
экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества –
агроценозы.
Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность
растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и
сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Лабораторные и практические работы
№ 7. Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в
экосистеме.
№ 8. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в
виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.).
№ 9. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем
своей местности.
№ 10. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях
(аквариум).
№ 11. Решение экологических задач.
Экскурсия
Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (сквер школы, ферма и др.)
экосистемы.
Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз.
Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И.
Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли.
Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в
биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий
видовое разнообразие живых организмов биосферы.
Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное
вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.
Биосфера и человек (2/4 ч)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в
природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных
ресурсов.
Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические
проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты
национальных парков, заповедников и заказников России.
Лабораторные и практические работы
№ 12. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей
среде.
№ 13. Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы.
Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники.
Красная книга.
Повторение (3 часа)
Тематическое планирование
10 класс
№ п/п
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Итого
Наименование разделов, тем
Биология как наука. Методы научного познания
Клетка
Организм
Повторение
Количество
часов
4
20
41
3
68
11 класс
№ п/п
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Итого
Наименование разделов, тем
Вид
Экосистемы
Повторение
Количество
часов
41
24
3
68