Приложение 9
к основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОРКСЭ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
начальное общее образование – 1 уровень
срок реализации программы – 1 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения модуля «Основы православной культуры» выпускник
научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на
свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России,
общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к
нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов
России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и
современности, становлении российской государственности, российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и
свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести;
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной
христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные
книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и
праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство,
отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской
религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение
традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов,
российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной
христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных
ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих
уровнях общего образования.
Содержание учебного предмета
4 КЛАСС (34 часа)
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2 часа)
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о
мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К.
Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества.
Родословная. Родословное древо.
Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности
народов, населяющих Россию.
Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования.
Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России
религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды,
религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные
практики разных религий.
Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии.
Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Раздел 2. Введение в православную культуру (8 часов)
Колокольный звон – один из символов русской культуры. Различные виды
колокольных звонов на Руси. Традиции колокольного звона на Руси. Колокол в
светской жизни России. Значение колокольных звонов в русской истории.
Отношение к колоколам в русской традиции. Искусство изготовления колоколов.
Место колокольного звона в русской классической музыкальной культуре.
Колокола как атрибут церковной жизни. Виды церковных колоколов.
Колокольня и звонница. Москва – город «сорока сороков».
Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении
Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в
христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой
жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение
православия в мире. Православие как традиционная религия России.
Евангелие. События, предшествующие рождению Иисуса Христа.
Благовещение. События жизни Иисуса
Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической
деятельности. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа.
Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие.
Воскресение. Вознесение.
Апостолы и их проповедническая деятельность. Святые в христианской
традиции.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки
и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия – священная
книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.
Вечные вопросы человечества. Монашество в православной традиции.
Библия как источник знаний, мудрости и нравственности.
Представления о душе в православии. Бессмертие души, разум, свобода воли
и дар слова как отражение в человеке образа Бога по христианским
представлениям. Уникальность и неповторимость человеческой души. Свобода
воли и проблема выбора как нравственная проблема.
Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о
своей душе. Нравственные поступки.
Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений.
Прощение, умение прощать.
Раздел 3. Храм – дом Божий на земле (8 часов)
Значение храма в жизни православных верующих. Правила поведения в
храме. Храм как культурно-историческое наследие. Забота государства и Русской
Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры
и искусства. Строительство новых храмов.
Внутреннее строение храма. Притвор. Средняя часть. Иконостас.
Традиционное расположение икон в иконостасе.
Царские врата и алтарь. Символическое значение престола. Облачение
церковно- и священнослужителей.
Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы.
Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных
верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих.
Православная молитва перед учением. Язык. М.Ю. Лермонтов «Молитва»
(«В минуту жизни трудную...») и стихотворения-молитвы русских поэтов.
Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания
фресок.
Икона как особый священный предмет для православных верующих.
Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как
произведения искусства и культурное достояние России.
Назначение иконы. Реалистичное изображение людей, природы и предметов
на картине. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения
на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.
Образ Иисуса Христа в русском и зарубежном изобразительном искусстве,
музыке, литературе. И. Н. Крамской «Христос в пустыне».
В. М. Васнецов «Распятие Христа». М. В. Нестеров «Воскресение». Семья –
малая церковь. Основа семьи в православной традиции.
День семьи, любви и верности – светский и церковный праздник. Служение
в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение
как христианские добродетели. Притча о блудном сыне.
Петр и Феврония Муромские – покровители брака в православной традиции.
Раздел 4. Православные праздники (5 часов)
Православный календарь и его отличие от светского. Религиозные
праздники. Православные праздники. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
История праздника. Особое значение праздника Покрова в русской православной
традиции. Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Народные приметы,
связанные с праздником
Покрова. Праздник Рождества Христова. Евангельская история Рождества.
Традиции празднования Рождества в русской православной культуре.
Рождественские рассказы и сказки. Святки. Народные святочные традиции.
Праздник Крещения Господня. Евангельская история Крещения Господня.
Традиции празднования Крещения в русской православной культуре.
Пасха – главный христианский праздник.
Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных
верующих.
Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда.
Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.
Раздел 5. Духовные ценности православия (5 часов)
Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию.
Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство
крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения.
Наречение имени в православной традиции.
Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания.
Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл
таинства причащения.
Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции.
Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.
Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению.
Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу.
Заповеди об отношении человека к себе и другим людям.
Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных
ценностей православия.
Любовь в христианском понимании. Многообразие проявлений любви.
Жертвенность как основа любви.
Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги
любви. Защита Родины. Пример земной жизни Иисуса Христа как выражение
высшей меры любви в христианской системе ценностей.
Прощение как христианская добродетель. Обида и прощение. Умение
прощать в повседневной жизни людей. Прощение через любовь к людям.
Раздел 6. Жизнь по заповедям (6 часов)
Преподобный Серафим Саровский.
Детство Прохора Мошнина, чудо спасения при падении с колокольни и чудо
исцеления.
Монашеская жизнь Серафима. Отшельничество и столпничество. Предания
о жизни Серафима в лесу. Предание о Серафиме и разбойниках. Доброта.
Деяния Серафима Саровского. Милосердие как нравственное качество и
христианская добродетель.
Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Помощь
неимущим и спасение погибающих. Предание о Николае Чудотворце и воре.
Традиции почитания Николая Чудотворца на Руси.
Основание Троице-Сергиевой лавры. Труды Сергия в монастыре.
Почитание Сергия Радонежского в русской православной традиции.
Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь.
Монастыри в истории Древней Руси. Защитные функции монастыря в военное
время. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.
Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские
обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания.
Архитектурный ансамбль монастыря.
Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности.
Монастыри как объекты культурного наследия.
Церковь как общность православных христиан.
Священнослужители и церковнослужители Русской Православной Церкви и
их обязанности. Церковные службы.
Просветительская и благотворительная деятельность современной Русской
Православной Церкви.
Участие церкви в жизни верующих. Участие верующих в жизни своего
прихода.
Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№
п/п
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Россия – наша Родина
Духовные ценности человечества. Культура. Религия
Раздел 2. Введение в православную культуру (8 ч)
Колокола
Православный храм
Как христианство пришло на Русь. Православие
Жизнь Иисуса Христа
Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
Не совсем обычный урок
О душе
Повторительно-обобщающий урок по теме «Введение в православную
культуру»
Раздел 3. Храм – дом Божий на земле (8 ч)
Как вести себя в православном храме
Не совсем обычный урок. Внутреннее строение и убранство храма
Православная молитва
Фреска и икона
Отличие иконы от картины
Образ Христа в искусстве
Православные традиции и семейные ценности. «Семья – малая церковь»
Повторительно – обобщающий урок по теме «Храм – дом Божий на земле»
Раздел 4. Православные праздники (5 ч)
Календарный год в православии
Рождество
Крещение
Пасха
Стилизация одного из праздников
Раздел 5. Духовные ценности православия (5 ч)
Чудо. Таинства
Христианские заповеди. Совесть
Любовь
Не совсем обычный урок. Прощение
Обобщающий урок по теме: «Православные праздники» и «Духовные
ценности православия»
Раздел 6. Жизнь по заповедям (6 ч)
Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта
Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие
Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие
Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям
Не совсем обычный урок. Жизнь современной Православной Церкви
Повторительно – обобщающий урок по теме «Жизнь по заповедям»