География 5-9

Приложение 8
к основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
основное общее образование –2 уровень
срок реализации программы – 5 лет

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
 выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных),
адекватные решаемым задачам;
 ориентироваться
в
источниках
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
выявлять
недостающую,
взаимодополняющую
и/или
противоречивую
географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
 представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач;
 использовать
различные
источники
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей
на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации
географической информации объяснение географических явлений и процессов (их
свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных
показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы;
составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных
на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
 проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности
воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и
относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
 различать изученные географические объекты, процессы и явления,
сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных
характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
 использовать знания о географических законах и закономерностях, о
взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и
явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
 оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития;
 различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические
процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и
отдельных регионов и стран;

 использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач;
 описывать по карте положение и взаиморасположение географических
объектов;
 различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
 устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и
населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
адаптации человека к разным природным условиям;
 объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
 приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий;
 различать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
 оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных
частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
 использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для
решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном
времени территорий в контексте реальной жизни;
 различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы России и ее отдельных регионов;
 оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий России;
 объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
 оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами
отдельных территорий России;
 использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее
отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в
пределах отдельных территорий России для решения практикоориентированных
задач в контексте реальной жизни;
 различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и
явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных
регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную
структуру, особенности размещения населения по территории страны,
географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
 использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе населения России для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни;
 находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях
повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических
и социальных процессов или закономерностей;
 различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую;
функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

 использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях
размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой,
функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа
факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по
территории страны;
 объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства
отдельных регионов России;
 сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных
регионов России;
 сравнивать
показатели
воспроизводства
населения,
средней
продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и
показателями других стран;
 уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта,
использовать компас для определения азимута;
 описывать погоду своей местности;
 объяснять расовые отличия разных народов мира;
 давать характеристику рельефа своей местности;
 уметь выделять в записках путешественников географические особенности
территории;
 приводить примеры современных видов связи, применять современные виды
связи для решения учебных и практических задач по географии;
 оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
 создавать простейшие географические карты различного содержания;
 моделировать географические объекты и явления;
 работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как
источниками географической информации;
 подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках,
о современных исследованиях Земли;
 ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
 использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде;
 приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры
практического использования географических знаний в различных областях
деятельности;
 воспринимать и критически оценивать информацию географического
содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
 составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической
оболочке;

 сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах
происходящих глобальных изменений климата;
 оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений
климата для отдельных регионов и стран;
 объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных
территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
 оценивать возможные в будущем изменения географического положения
России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и
геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной
системы;
 давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени,
оценивать границы с точки зрения их доступности;
 делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в
результате изменения их компонентов;
 наносить на контурные карты основные формы рельефа;
 давать характеристику климата своей области (края, республики);
 показывать на карте артезианские бассейны и области распространения
многолетней мерзлоты;
 выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об
изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии
человеческого капитала;
 оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
 объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных
регионов России;
 выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников
информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры
хозяйства страны;
 обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
 выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой
экономике;
 объяснять возможности России в решении современных глобальных
проблем человечества;
 оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития
России.

Содержание учебного предмета
5 КЛАСС (34 часа)
Введение (2 часа)
Развитие географических знаний о Земле.
География: древняя и современная наука. Термин «география». Эратосфен. Три
вопроса географии. Физическая и общественная география.
География в современном мире. Географические объекты. Методы изучения
географии, современные средства изучения.
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле (7 часов)
Развитие представлений человека о мире.
География в древности. Мир древних цивилизаций. Географические знания на
Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия.
Географические знания в древней Европе. Географические знания и открытия в
Древней Греции и Древнем Риме.
География в эпоху Средневековья. Азия, Европа, Арабский Восток.
Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина.
Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские
мореплаватели.
Открытие Нового Света. Выдающиеся географические открытия. Причины
наступления эпохи ВГО. Путешествия Х. Колумба, значение открытия Нового Света.
Эпоха Великих географических открытий. Южный морской путь в Индию.
Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф. Магеллан, Ф. Дрейк).
Значение Великих географических открытий.
Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии (А.
Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П.
Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие.
Современные географические исследования. Развитие географических знаний о
Земле. Географические методы изучения окружающей среды. Обобщение по теме
«Развитие географических знаний о Земле». Исследования полярных областей Земли.
Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоев
атмосферы.
Раздел 2. Изображения земной поверхности и их использование (12 часов)
Изображения земной поверхности. Источники географической информации.
Наука о создании карт. Глобус как объемная модель Земли. План и карта. Атласы.
Аэрокосмические снимки.
Масштаб. Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный,
именованный, линейный). Линейный масштаб и
его
использование.
Определение с помощью линейного масштаба расстояний. Детальность
изображения местности от масштаба.
Условные знаки. Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков:
площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи.
Практическая работа № 1. Составление рассказа о путешествии с помощью
условных знаков.

Способы изображения неровностей земной поверхности. Абсолютная и
относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и
картах. Шкала высот и глубин.
Практическая работа № 2. Построение профиля.
Стороны горизонта. Ориентирование. Основные и промежуточные стороны
горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта.
Ориентирование компаса Определение направлений по компасу. Понятие
«азимут». Измерение углов с помощью транспортира.
Съёмка местности. Глазомерная
съёмка.
Определение расстояний на
местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану.
Практическая работа № 3. Определение азимутов на плане.
Составление плана местности.
Практическая работа № 4. Съемка местности
Географические карты. Отличия карты от плана. Виды карт. Способы
изображений на картах. Искажения на картах.
Параллели и меридианы. Понятия «параллели» и «меридианы». Экватор и
начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения
координат точек.
Географические координаты. Географическая широта и географическая
долгота, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной
сетки.
Практическая работа № 5. Вычисление географических координат. Маршрут
путешествия.
Географические информационные системы. Понятие о ГИС. Возможности
современных ГИС и их практическое применение. Географические методы изучения
окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы.
Использование инструментов и приборов. Картографический метод географии.
Практическая работа № 6. Маршрут путешествия.
Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их
использование».
Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы (5 часов)
Земля в Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Система «Земля –
Луна». Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия.
Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля.
Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические
следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса.
Орбитальное движение Земли. Неравномерное распределение солнечного света
и тепла на поверхности Земли. Движение Земли по орбите и смена времён года.
Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнечная активность и жизнь
людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности.
Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы».
Раздел 4. Литосфера – каменная оболочка Земли (9 часов)
Строение Земли. Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора.
Главный метод изучения глубин Земли.

Горные породы. Классификация горных пород по происхождению.
Образование магматических, осадочных и метаморфических горных пород, их
свойства. Полезные ископаемые.
Земная кора и литосфера. Строение континентальной и океанической земной
коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их
взаимодействие.
Рельеф Земли. Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и
горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам
крупных форм рельефа. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от
строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие
взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы
рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание
рельефа территории по карте.
Внутренние силы Земли. Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их
последствия. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и
вулканизма, обеспечение безопасности населения.
Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа. Выветривание, его
зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная
деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и
рельеф.
Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера – каменная оболочка
Земли». Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные
ископаемые. Охрана литосферы. Опасные природные явления, их предупреждение.
Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие
хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные
формы рельефа.
Практическая работа № 7. Горные породы.
Обобщение по теме «Литосфера – каменная оболочка Земли».

6 КЛАСС (34 часа)
Введение (1 час)
Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК.
Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой.
Раздел 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (8 часов)
Гидросфера. Вода на Земле. Свойства воды. Части гидросферы. Мировой
круговорот воды.
Мировой океан. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских
глубин. Свойства вод Мирового океана.
Практическая работа № 1. Мировой океан.
Движение воды в океане. Использование карт для определения
географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений,
свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Течения,
приливы и отливы.
Реки. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и
режим рек. Бассейн реки. Пороги и водопады. Использование карт для определения
географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и
площади водосборных бассейнов, направления течения рек.
Практическая работа № 2. Описание реки.
Озёра и болота. Использование карт для определения географического
положения водных объектов.
Подземные воды. Происхождение и виды подземных вод, возможности их
использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера
поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники и многолетняя мерзлота. Ледники – главные аккумуляторы пресной
воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое
распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы,
связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения.
Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных
явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности. Значение
поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Раздел 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (9 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни
на Земле.
Температура воздуха. Нагревание атмосферы, распределение тепла на Земле.
Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры.
Изменение температуры с высотой. Парниковый эффект.
Влажность воздуха. Облака. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на
погоду. Облака, их виды. Туман.
Атмосферные осадки. Виды, условия образования атмосферных осадков.
Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь
и деятельность человека.

Атмосферное давление и ветер. Изменение атмосферного давления с высотой.
Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных
масс; условия их формирования и свойства.
Практическая работа №3. Построение розы ветров.
Погода. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы
и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью
приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров;
выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Чтение карт погоды.
Прогнозы погоды.
Климат. Решение практических задач на определение изменений температуры
и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и
правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной
среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности
жизни в экстремальных климатических условиях.
Практическая работа №4. Чтение карт погоды.
Раздел 3. Биосфера – оболочка жизни (5 часов)
Биосфера. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы.
Разнообразие растительного и животного мира Земли.
Жизнь в океане и на суше. Особенности распространения живых организмов на
суше и в Мировом океане. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение
и хозяйственное использование.
Значение биосферы. Биологический круговорот. Взаимодействие биосферы с
другими оболочками Земли. Приспособление живых организмов к среде обитания.
Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и
животном мире.
Человек – часть биосферы. Распространение людей на Земле. Человеческие
расы. Влияние человека на биосферу.
Экологические проблемы в биосфере. Экологические кризисы. Охрана
растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и
животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Раздел 4. Географическая оболочка (11 часов)
Географическая
оболочка.
Строение,
свойства
и
закономерности
географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.
Природные комплексы. Территориальные комплексы: природные, природноантропогенные. Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс Земли.
Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности
взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в
разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Почва. Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие
живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв.
Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв.
Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной
деятельности в сохранении и улучшении почв.
Ледяные пустыни и тундры. Арктические и антарктические пустыни.

Леса. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Переменно-влажные
муссонные леса. Влажные экваториальные леса.
Степи и саванны. Лесостепи. Прерии, пампа.
Засушливые области планеты. Пустыни и полупустыни. Оазисы.
Природные комплексы Мирового океана. Широтные зоны Мирового океана.
Вертикальные зоны Мирового океана. Морской транспорт, порты, каналы. Источники
загрязнения вод океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Природное и культурное наследие. Заповедники и национальные парки.
Всемирное наследие человечества. ЮНЕСКО.

7 КЛАСС (68 часов)
Введение (1 час)
Что изучают в разделе. Возрастающая зависимость состояния природы
материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение
географических знаний. Источники географической информации.
Раздел 1. Природа Земли: главные закономерности (10 часов)
Материки и океаны на поверхности Земли. Географическое положение и
размеры материков. Особенности размещения материков по поверхности Земли.
Северное материковое и Южное океаническое полушария. Группы северных и
южных материков. Влияние географического положения, площади и взаимного
расположения материков на особенности их природы.
Географическое положение и размеры океанов. Особенности береговой линии.
Взаимодействие материков и океанов.
Материки и части света. Содержательные различия понятий «материки» и
«части света». Часть света как историко-культурная категория: история
возникновения и развития понятия. Современные части света, их границы. Принципы
деления суши Земли на материки.
Рельеф Земли. Планетарные формы рельефа – выступы материков и понижения
океанов. Различия в строении земной коры материков и океанов. Равновесное
состояние материковой и океанической земной коры. Различия материков и океанов
по средней высоте и средней глубине. Главные черты рельефа материков. Различия в
соотношении гор и равнин в рельефе северных и южных материков. Наиболее
протяжённые горные системы мира. Главные черты рельефа дна океанов. Типичные
формы рельефа океанического дна: шельф, материковый склон, глубоководные
желоба и островные дуги, ложе океана. Различия в соотношении форм рельефа дна в
разных океанах.
История формирования рельефа Земли. Летосчисление Земли. Геологические
эры. Определение возраста горных пород по останкам живых организмов.
Формирование земной коры материков. Превращение океанической коры в
континентальную как результат сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи
складчатости. Платформы, их строение и возраст. Древние платформы – основа всех
современных материков. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Образование
современных материков и океанов. Пангея, Лавразия и Гондвана.
Климатообразующие факторы. Разный угол падения солнечных лучей на
земную поверхность – главный климатообразующий фактор. Воздушные массы, их
типы и свойства. Циркуляция атмосферы – второй по значимости
климатообразующий фактор. Чередование поясов с разным атмосферным давлением.
Постоянные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт, северо и юговосточные полярные ветры, их влияние на климат различных районов Земли.
Муссоны. Влияние на климат характера земной поверхности, тёплых и холодных
океанических течений.
Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местности.
Образование осадков в горах.
Характеристика климатических поясов Земли. Классификация климатов.
Основные и переходные климатические пояса. Неоднородность климата внутри
климатических поясов. Характеристики жарких (экваториальный, субэкваториальный
и тропический), умеренных (субтропический, умеренный) и холодных

(субарктический, субантарктический, арктический, антарктический) климатических
поясов.
Мировой океан. Исследования Океана. Первая русская кругосветная
экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Первая
экспедиция по изучению Мирового океана на корабле «Челленджер». Современные
исследования Мирового океана. Размеры Мирового океана. Площадь, объём, средняя
глубина, протяжённость береговой линии Мирового океана.
Рельеф дна и объём воды в океанах. Распределение поверхности дна Мирового
океана по высотным уровням. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия
поверхностных водных масс по температуре, солёности, насыщенности кислородом.
Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и влаги на
Земле. Жизнь в Океане, её распространение в зависимости от климата, глубины и
насыщенности воды кислородом. Океан и человек. Роль Океана в хозяйственной
деятельности людей. Стихийные бедствия, связанные с Океаном. Экологические
проблемы и охрана природы Мирового океана.
Воды суши. Сток поверхностных вод. Распределение атмосферных осадков,
выпадающих над сушей. Влияние рельефа на распределение поверхностного стока.
Годовой слой стока, его зависимость от климата. Различия в водообеспеченности
материков.
Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам
питания и режиму рек. Речные водохранилища. Озёра, зависимость их размещения по
материкам от наличия котловин и климата. Ледники, их распространение в
зависимости от климата. Покровные и горные ледники. Площадь современного
оледенения материков. Подземные воды, их виды и значение для жизни и
хозяйственной деятельности людей.
Природная зональность. Формирование природных зон. Неравномерность
распределения солнечного тепла по земной поверхности и внутренние различия в
увлажнении географических поясов суши – основные причины формирования
природных зон. Особенности расположения природных зон на суше и в Океане.
Природные зоны материков, влияние на их особенности геологической
истории материков, климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование
природных комплексов в природно-антропогенные и антропогенные.
Обобщающий урок по теме «Природа Земли: главные закономерности»
Раздел 2. Человек на планете земля (8 часов)
Закономерности заселения человеком Земли. Прародина человечества.
Основные пути расселения древнего и современного человека. Географические расы,
причины их возникновения, внешние признаки людей различных рас.
Численность населения Земли. Размещение людей на планете. Переписи
населения. Изменения темпов роста численности населения Земли на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на рост численности населения. Естественный
прирост населения, его различия. Влияние величины естественного прироста на
средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Средняя плотность
населения Земли, её изменения с течением времени. Неравномерность размещения
населения Земли по её поверхности, различия размещения населения по полушариям,
отдельным материкам и странам. Факторы, влияющие на размещение людей.
Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей,
жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы, языки мировые религии. Народ как совокупность людей,
проживающих на определённой территории и говорящих на одном языке. География
народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Исторические этапы формирования
современного хозяйства. Основные виды современной хозяйственной деятельности
человека, особенности их географии.
Города и сельская местность. Основные виды поселений: города и сельские
поселения, их различия по внешнему облику и занятиям населения. Соотношение
городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая
роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции
городов, их внутреннее зонирование в соответствии с выполняемыми функциями.
Крупные города. Городские агломерации.
Страны мира. Политическая карта мира. Различия стран по размерам,
географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам
правления. Суверенные государства. Республики и монархии. Аграрные,
индустриальные и постиндустриальные страны.
Историко-культурные районы мира. Принципы выделения историкокультурных районов, их границы. Основные особенности историко-культурных
районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евроазиатского
региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары, Южной,
Восточной и Юго-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии,
Океании.
Обобщение по теме «Человек на планете Земля»
Раздел 3. Многоликая планета (49 часов)
Океаны земли:
Атлантический океан. Индийский океан. Северный Ледовитый океан. Тихий
океан. Особенности природы океанов. Географическое положение, крупнейшие моря
и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.
Природные богатства океанов и их хозяйственное освоение. Основные районы
морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.
Материки:
Африка. Южная Америка. Австралия и Океания. Антарктида, Северная
Америка. Евразия.
Особенности природы материков. Географическое положение и очертания.
Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные
зоны. Природные богатства.
Природные районы материков. Особенности рельефа, климата, растительности,
животного мира, хозяйственной деятельности.
Население материков. Численность населения материка и особенности его
размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая
карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.
Страны материков. Особенности географического положения и природы.
Население. Хозяйственная деятельность человека.
Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго, ЮжноАфриканская Республика.
Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу.
Страны Австралии и Океании: Австралийский Союз, Самоа.
Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.

Страны Евразии: страны Европы – Норвегия, Великобритания, Германия,
Франция, Италия, Чехия; страны Азии – Индия, Китай, Республика Корея, Япония,
Турция, Казахстан.
Общечеловеческий проблемы.
Сущность
общечеловеческих
проблем.
Демографическая
проблема.
Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая проблемы. Экологическая
проблема. Проблема преодоления отсталости многих стран.
Практические работы:
№1. Определение географического положения Африки.
№2. Составление географического описания природных районов Африки на
основе изучения карт и других источников информации.
№3. Чтение рельефа материка Южной Америки по профилям.
№4. Нанесение на контурную карту географической номенклатуры материка
Австралии.
№5. Составление географического описания компонентов природных
комплексов Северной Америки.
№6. Определение географического положения США.
№7. Составление схемы глобальных и региональных проблем человечества,
определение связей между ними.

8 КЛАСС (68 часов)
Введение (1 час)
Что изучает география России.
многообразии и контрастности.

Комплексное изучение России во всём

Раздел 1. Географическое пространство России (9 часов)
Границы России. Государственная территория и государственные границы
России. Сухопутные и морские границы Воздушное пространство. Территориальные
воды. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской
Федерации. Соседи России.
Размеры территории России. Часовые пояса. Россия на карте часовых поясов.
Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Огромные российские пространства: плюсы и минусы
Географическое положение России. Виды и особенности географического
положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономикогеографическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и
эколого-географическое положения. Влияние физико-географического положения на
природу, население и хозяйство страны.
Россия в мире. Сравнение географического положения России и положения
других государств. Жизненное пространство России. Роль России в экологическом
будущем планеты. Россия и международные организации.
Освоение и изучение территории России. Формирование и освоение
государственной территории России. Основные направления русской колонизации.
Изменения границ страны на разных исторических этапах. История изучения
территории России. Современные географические исследования.
Районирование. Для чего нужно районирование. Какие бывают районы.
Административно-территориальное устройство России.
Функции административно-территориального деления. Россия – федеративное
государство. Разнообразие субъектов федерации. Федеральные округа. Важнейший
метод географической науки. Факторы формирования районов. Виды районирования.
Жизненное пространство России.
Сравнение с другими государствами мира по основным показателям:
территориальному, человеческому, природному, экологическому и экономическому
потенциалу
Практические работы:
№1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.
№2. Характеристика географического положения России.
№3. Анализ административно-территориального деления России.
Раздел 2. Природа России (48 часов)
Природные условия и ресурсы России.
Понятия о природных условиях и природных ресурсах. Классификация
природных ресурсов.
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Геологическое летоисчисление. Геологическая история и геологическое
строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры.
Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории
страны. Современные тектонические структуры.

Рельеф России. Основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и
равнины. Движение земной коры. Области современного горообразования,
землетрясений и вулканизма.
Изменение рельефа под воздействием внутренних и внешних факторов.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа,
Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее
и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние
литосферы и рельефа на другие компоненты природы.
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.
Земная кора и человек. Человек и литосфера. Изменение рельефа человеком.
Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Связь полезных ископаемых с рельефом. Проявление закономерностей
формирования рельефа и его современного развития.
Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
Практическая работа:
№4. Объяснение зависимости расположение тектонических структур,
рельефа и размещением основных групп полезных ископаемых
Тема 2. Климат и климатические ресурсы
Географическое положение и климат. Факторы, определяющие климат России:
влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции
воздушных масс.
Солнечное излучение и климат. Солнечная радиация. Распределение солнечной
радиации. Земная поверхность и климат.
Воздушные массы и их циркуляция. Атмосферные фронты. Циклоны и
антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны
(средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент
увлажнения). Сезонность климата.
Климатические пояса и области. Типы климатов России. Изменение климата
под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду,
способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические
явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Синоптическая карта. Прогноз погоды. Комфортность (дискомфортность)
климатических условий.
Практические работы:
№5. Определение по картам особенности погоды для различных пунктов
№6. Определение по картам распределения годового количества осадков,
испаряемости по территории России
№7. Оценка основных климатических показателей для различных пунктов
№8. Выявление способов адаптации человека к различным климатическим
условиям
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы
Моря. Моря бассейнов разных океанов. Полуострова и острова. Особенности
природы морей. Природно-хозяйственные различия морей.
Внутренние воды. Реки. Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод
суши на территории страны.
Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по
бассейнам океанов. Питание, падение, уклон режим, расход, годовой сток рек,
ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения,

лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии
экономики России.
Другие воды суши на территории страны. Важнейшие озера, их
происхождение. Водохранилища. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя
мерзлота.
Вода и человек.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и
загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Практические работы:
№9. Составление характеристики одной из рек с использованием
тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного
использования.
№10. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек,
рельефом и климатом.
№11. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и
связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости
от рельефа и климата.
№12. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных территорий.
Тема 4. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Растительный мир. Видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик.
Особенности растительности природных зон России.
Животный мир. Видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик.
Особенности животного мира природных зон России.
Охрана природы. Меры по охране растительного и животного мира.
Биологические ресурсы и человек. Биологические ресурсы, их рациональное
использование.
Практическая работа:
№13. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при
заданных условиях изменения других компонентов природы.
Тема 5. Почва и почвенные ресурсы
Почвы и факторы почвообразования. Почва – особый компонент природы. В.
В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатство.
Факторы образование почв.
Типы почв. Основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и
закономерности распространения почв.
Почвы и человек. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их
хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и
загрязнением.
Практическая работа:
№14. Знакомство с образцами почв, выявление их свойств и особенностей
хозяйственного использования.
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны
Природные районы. Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона
как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов.
Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое
природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и
степей. Засушливые территории. Горные области. Население и хозяйство. Природные
ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Охрана природы.

Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного
природного наследия.
Практическая работа:
№15. Анализ карт для установления взаимосвязей между компонентами
природы в разных природных зонах.
Раздел 3. Население России (10 часов)
Численность населения. Численность населения России в сравнении с другими
государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины
демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения.
Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике
населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Мужчины и женщины. Молодые и старые. Половой и возрастной состав
населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие
его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Народы. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как
специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы.
Языки и религии. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы.
Многоконфессиональность. География религий.
Размещение населения. Географические особенности размещения населения:
их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими
факторами. Зоны расселения.
Города. Урбанизация. Особенности урбанизации в России. Концентрация
населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и
экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их
возрождения.
Сельские поселения и сельское население. Сельская местность.
Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Миграции населения. Внешние и внутренние миграции: причины,
порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах
развития страны.
Человеческий капитал страны. Люди и труд. Экономически активное население
и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность
распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость,
изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Географические
различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение
качества населения страны и качества его жизни – важнейшая социальноэкономическая проблема.
Практическая работа:
№16. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений.
Практическая работа:
№17. Анализ карт населения России. Определение основных показателей,
характеризующих население страны.

9 КЛАСС (68 часов)
Введение (1 час)
Роль географической информации в жизни общества, в решении социальноэкономических проблем страны. Методы её получения и анализа. Структура
хозяйства России.
Раздел 1. Хозяйство России (28 часов)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства
Особенности хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства.
Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая, функциональная и
территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития.
Географическое положение как фактор развития хозяйства.
Влияние северного положения на хозяйство. Особенности транспортного
положения. Соседское положение.
Человеческий капитал и качество населения.
Качество населения. География трудоспособного населения, территориальные
различия в уровне его занятости.
Трудовые ресурсы и экономически активное население.
Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Как изменится рынок
труда
Природно-ресурсный капитал.
Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов.
Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными
ресурсами.
Производственный капитал.
Общие особенности географии хозяйства России: основная зона
хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и
факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Практические работы:
№1. Анализ экономических карт для определения территориальной структуры
хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.
№2. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.
Тема 2. Промышленность
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). ТЭК, его состав, место и значение в
хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и
топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и
охрана окружающей среды.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом
балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные
современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения,
проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные
проблемы газовой промышленности.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место
России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные
районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География
основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной
промышленности.

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные
угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Социальные и экологические проблемы
угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки,
факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии.
Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние
различных типов электростанций на окружающую среду.
Машиностроение. Значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями.
Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и
металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военнопромышленного комплекса и его конверсии.
Чёрная и цветная металлургия. Состав и структура, место в хозяйстве, связь с
другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их
географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и
производству продукции металлургии.
Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии
производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения.
Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов.
Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и
его роль в экономике страны.
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими
отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий
химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности,
особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические
комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана
окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими
отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной
промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их
географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы.
Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных
материалов, конструкций и деталей.
Практические работы:
№3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и
статистическим материалам.
№4. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и
металлоемкого машиностроения по картам.
Тема 3. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс
Сельское хозяйство. Состав и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей
хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.
Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Сельское хозяйство и
охрана окружающей среды.
Агропромышленный комплекс. Состав и значение в хозяйстве.
Пищевая промышленность. Значение и отраслевой состав, связь с другими
отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география
важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Значение и отраслевой состав, связь с другими
отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой
промышленности.
Практические работы:
№5. Определение по картам и эколого-климатическим показателям районов
выращивания зерновых и технических культур.
№6. Определение по картам и эколого-климатическим показателям главных
районов животноводства.
Тема 4. Сфера услуг
Транспорт. Состав место и значение в хозяйстве. География отдельных видов
транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие
транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. Исторически
сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Железнодорожный,
автомобильный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки
отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие
транспортные узлы.
Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе.
Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития
комплекса.
Наука и образование. Значение, состав, роль в жизни современного общества.
География российской науки. Основные районы, центры, города науки и
технополисы.
Жилищное хозяйство. Жилье – одна из главных потребностей человека. Низкий
уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в
России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем.
Раздел 2. Районы России (39 часов)
Европейская и азиатская части России. Районирование – важнейший метод
изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое,
экономическое,
историко-географическое,
природно-хозяйственное,
экологоэкономическое и другие виды районирования. Виды районирования: сплошное и
узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов
районирования России. Западный и Восточный. Особенности географического
положения, природы, хозяйства и жизни населения. Место региона в социальноэкономическом развитии страны. Географические аспекты основных экономических,
социальных и экологических проблем
Практическая работа:
№7. Анализ разных видов районирования России.
Европейский Север
Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской
равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономикогеографического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние
географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь
людей, специализацию.
Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и ДвинскоПечорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное
увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны:
тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные,

топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой
зоны.
Историко-географические
особенности
формирования.
Население:
национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с
Севера и его причины.
Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и
лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и ДвинскоПечорского подрайонов. Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский
порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного
хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и
экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный
военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.
Практическая работа:
№8 Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.
Европейский Северо-Запад
Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах
развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности
географического положения района.
Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние
моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин
Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении,
научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург
– северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы
Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Центральная Россия
Преимущества географического положения и состав территории. Факторы
формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная
черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит природных ресурсов.
Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и
хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота
почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь.
Центральная Россия – очаг русской национальной культуры. «Дикое поле»,
засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и
плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный
характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские
агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.
Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях.
Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность.
Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль
пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития
социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы.
Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических,
социальных и экологических проблем региона. Возникновение и развитие Москвы.
Москва – столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы
Москвы. Московский столичный регион.
Европейский Юг и Крым
Состав района. Особенности географического положения: самый южный
регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое

положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части
региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и
полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное
оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и
хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной
поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.
Этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции,
культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы. Очаги
концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности
климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и
режима, роль в природе и хозяйстве.
Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического
земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции.
Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского
рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и
перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение.
Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и
альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в
развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного
Кавказа.
Крым. Особенности геополитического положения республики, его влияние на
природу. специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные
зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост, миграции, специфика
расселения, национальный состав, традиции и культура. Качество жизни населения.
Хозяйство республики. География важнейших отраслей хозяйства, особенности
его территориальной организации. Рекреационное хозяйство региона.
Поволжье
Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины.
Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры,
распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в
пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга – великая
русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства.
Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы.
Поволжье
–
место
исторического
взаимодействия
этносов.
Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма.
Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.
Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного
комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика.
АПК – ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов
сельскохозяйственной
продукции.
Мощная
пищевая
промышленность.
Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства ВолгоКаспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные
проблемы.
Урал
Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое
положение Урала – на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль

Урала в природе и хозяйстве.
Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья,
Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их
истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и
размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность
Урала. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем.
Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой
представлений о значимости его ресурсов.
Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения,
влияние речных систем и рельефа на их формирование. Современная система
расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Крупнейшие города
Урала.
География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая
промышленность,
металлургия,
химическая
и
лесная
промышленность,
разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. современная система расселения в
районе. Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и
развитие сельского хозяйства.
Западная и Восточная Сибирь
Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень
изученности и освоенности, слабая заселенность. Географическое положение на
западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем, к востоку от Енисея.
Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменных равнин земного
шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования
рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность.
Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее
значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири.
Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная
поясность. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и
геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы:
руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое
сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота.
Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и
почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы. Великие сибирские реки: их
водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга – основная
природная зона.
Диспропорции в площади и в численности населения. Научные центры и
будущие технополисы. Несоответствие между природными богатствами и людскими
ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта,
проблемы.
Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медноникелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска. Концентрация основной
части населения на юге.
Нефтегазохимический комплекс – основа хозяйства района. Особенности его
структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании.
Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК:
освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные
виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень –
Сургут – Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей

хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и
экологических проблем Западной и Восточной Сибири. Топливно-энергетический
комплекс – основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие
энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в
хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности. Особенности
строительства в условиях многолетней мерзлоты
Практическая работа:
№9. Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной
Сибири
Дальний Восток
Состав района. Особенности географического и геополитического положения:
сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и
островной частей.
Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление
русско-китайской и русско-японской границ.
Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая
подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами.
Долина
гейзеров,
термальные
источники.
Полоса
Тихоокеанского
металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных
металлов. Отрасль специализации района – добыча и обогащение руд цветных
металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Муссонный климат
Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота
и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС.
Несоответствие
площади
территории
и
численности
населения.
Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения.
Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура,
традиции, проблемы.
Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого
океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.
Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт.
Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока.
Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории.
Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского
региона. Интеграция со странами АТР.
Практические работа:
№10. Анализ взаимодействия природы и человека
Раздел 3. Россия в мире (5 часов)
Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их
исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи
России с другими странами мира.
Практическая работа:
№11. Анализ и сравнение показателей внешней торговли России с
показателями других стран мира.

Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

5 класс
Наименование раздела, темы
Введение (2 ч)
География: древняя и современная наука
География в современном мире
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле (7 ч)
География в древности
Географические знания в древней Европе
География в эпоху средневековья
Открытие Нового Света
Эпоха Великих географических открытий
Открытие Австралии и Антарктиды
Современны географические исследования
Раздел 2. Изображения земной поверхности и их использование (12 ч)
Изображения земной поверхности
Масштаб
Условные знаки. Прк. №1
Способы изображения неровностей земной поверхности. Прк. №2
Стороны горизонта. Ориентирование
Съёмка местности. Прк. №3
Составление плана местности. Прк. №4
Географические карты
Параллели и меридианы
Географические координаты. Прк. №5
Географические информационные системы. Прк. №6
Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их
использование»
Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы (5 ч)
Земля в Солнечной системе
Осевое вращение Земли
Орбитальное движение Земли
Влияние космоса на Землю и жизнь людей
Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы»
Раздел 4. Литосфера – каменная оболочка Земли (9 ч)
Строение Земли
Горные породы
Земная кора и литосфера
Рельеф Земли
Внутренние силы Земли
Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа
Человек и мир камня. Прк. №7
Обобщение по теме «Литосфера – каменная оболочка Земли»

6 класс
№
п/п

Наименование раздела, темы
Введение (1 ч)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Введение
Раздел 1. Гидросфера - водная оболочка Земли (8 ч)
Гидросфера
Мировой океан. Прк. №1
Движение воды в океане
Реки. Прк. №2
Озера и болота
Подземные воды
Ледники и многолетняя мерзлота
Человек и гидросфера
Раздел 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли (9 ч)
Атмосфера
Температура воздуха
Влажность воздуха. Облака
Атмосферные осадки
Атмосферное давление и ветер. Прк. №3
Погода
Климат
Оптические явления в атмосфере
Человек и атмосфера. Прк. №4
Раздел 3. Биосфера – оболочка жизни (5 ч)
Биосфера
Жизнь в океане и на суше
Значение биосферы
Человек - часть биосферы
Экологические проблемы в биосфере
Раздел 4. Географическая оболочка (11 ч)
Географическая оболочка
Природные комплексы
Почва
Ледяные пустыни и тундры
Леса
Степи и саванны
Засушливые области планеты
Природные комплексы Мирового океана
Всемирное наследие человечества
Природное и культурное наследие
Урок обобщающего повторения

7 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Наименование раздела, темы
Введение (1 ч)
Что будем изучать в 7 классе
Раздел 1. Природа Земли: главные закономерности (10 ч)
Материки и океаны на поверхности Земли
Материки и части света
Рельеф Земли
История формирования рельефа Земли
Климатообразующие факторы
Характеристика климатических поясов Земли
Мировой океан
Воды суши
Природная зональность
Обобщающий урок по теме «Природа Земли: главные закономерности»
Раздел 2. Человек на планете Земля (8 ч)
Закономерности заселения человеком Земли
Численность населения Земли. Размещение людей на планете
Народы, языки, мировые религии
Хозяйственная деятельность людей
Города и сельская местность
Страны мира
Историко-культурные районы мира
Обобщение по теме «Человек на планете Земля»
Раздел 3. Многоликая планета (49 ч)
Атлантический океан
Тихий океан
Индийский океан
Северный Ледовитый океан
Особенности природы Африки. Прк. №1
Районирование Африки. Прк. №2
Население Африканского континента
Страны Африки: Южно-Африканская Республика
Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго
Особенности природы Южной Америки
Природные районы материка: равнинный Восток
Природные районы материка: Анды. Прк. №3
Население Южной Америки
Страны Южной Америки: Бразилия
Страны Южной Америки: Венесуэла, Перу
Особенности природы Австралии. Прк. №4
Особенности природы Океании

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Население Австралии и Океании
Австралийский Союз
Самоа
Характеристика природы Антарктиды
Освоение Антарктиды человеком
Обобщающий урок «Южные материки»
Особенности природы Северной Америки. Прк. №5
Равнинные районы Северной Америки
Горы Северной Америки
Освоение человеком материка
Страны Северо-Американского континента: США. Прк. №6
Страны Северо-Американского континента: Канада и Мексика
Особенности природы Евразии. Рельеф
Особенности природы Евразии. Климат
Особенности природы Евразии. Внутренние воды
Особенности природы Евразии. Природные зоны
Районы Евразии: западная часть Европы
Районы Евразии: Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия
Районы Евразии: Южная, Юго-Западная и Центральная Азия
Человек на территории Евразии
Страны Европы: Норвегия
Страны Европы: Великобритания
Страны Европы: Германия и Франция
Страны Европы: Италия и Чехия
Страны Азии: Индия
Страны Азии: Китай
Страны Азии: Япония и Республика Корея
Страны Азии: Турция и Казахстан
Обобщающий урок «Северные материки»
Общечеловеческие проблемы. Прк. №7
Итоговая проверочная работа
Обобщающее повторение

8 класс
№
п/п

Наименование разделов, темы
Введение (1 ч)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Введение
Раздел 1. Географическое пространство России (9 ч)
Границы России
Размеры территории. Часовые пояса. Прк №1
Географическое положение России. Прк №2
Россия в мире
Освоение и изучение территории России
Районирование
Административно-территориальное устройство России. Прк №3
Жизненное пространство России
Обобщение по теме «Географическое пространство России»
Раздел 2. Природа России (48 ч)
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Природные условия и ресурсы
Формирование земной коры на территории России
Рельеф
Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов
Изменение рельефа под воздействием внешних процессов
Минеральные ресурсы и их использование. Прк №4
Земная кора и человек
Связь полезных ископаемых с рельефом
Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные
ископаемые»
Тема 2. Климат и климатические ресурсы
Географическое положение и климат
Солнечное излучение и климат. Земная поверхность и климат
Воздушные массы и их циркуляция
Атмосферные фронты
Циклоны и антициклоны. Прк №5
Распределение температуры воздуха
Распределение осадков и увлажнения. Прк №6
Климатические пояса и области. Прк №7
Климат и человек. Прк №8
Синоптическая карта
Обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы»
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы
Моря. Особенности природы морей
Внутренние воды России. Прк №9
Реки. Прк №10
Озёра, водохранилища
Болота, подземные воды. Прк №11

36
37
38
39
40
41
42

43
44
45
46

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Ледники, многолетняя мерзлота. Прк №12
Вода и человек
Обобщение по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»
Тема 4. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Растительный мир. Прк №13
Животный мир. Прк №13
Растительный мир. Животный мир. Охрана природы
Биологические ресурсы и человек. Обобщение знаний по теме
«Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»
Тема 5. Почвы и почвенные ресурсы
Почвы и факторы их образования
Основные типы почв России
Почвы и человек. Прк №14
Почвенные ресурсы России. Обобщение по теме «Почвы и почвенные
ресурсы»
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны
Природные районы и природно-хозяйственные зоны
Природа арктических пустынь, тундр, лесотундр
Население и хозяйство в Арктике и тундре
Природа лесных зон
Население и хозяйство лесных зон
Природа лесостепей и степей. Прк №15
Население и хозяйство степной и лесостепной зон
Засушливые территории России
Горные области
Природные ресурсы
Охрана природы и особо охраняемые территории
Обобщение знаний по теме «Природно-хозяйственные зоны»
Раздел 3. Население России (10 ч)
Численность населения
Мужчины и женщины. Молодые и старые
Народы. Прк №16
Языки и религии
Размещение населения. Прк №17
Города России. Урбанизация
Сельские поселения и сельское население
Миграции населения
Человеческий капитал страны
Обобщение по теме «Население России»

9 класс
№
п/п

Наименование разделов, темы
Введение (1 ч)

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Введение
Раздел 1. Хозяйство России (28 ч)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства
Особенности хозяйства России. Прк №1
Географическое положение как фактор развития хозяйства
Человеческий капитал и качество населения
Трудовые ресурсы и экономически активное население
Природно-ресурсный капитал. Прк №2
Производственный капитал
Тема 2. Промышленность
Топливно-энергетический комплекс
Газовая промышленность
Нефтяная промышленность
Угольная промышленность. Прк №3
Электроэнергетика
Машиностроение. Прк №4
Чёрная металлургия
Цветная металлургия
Химическая промышленность
Лесная промышленность
Обобщение по теме «Промышленность»
Тема 3. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс
Сельское хозяйство. Растениеводство. Прк №5
Животноводство. Прк №6
Пищевая и лёгкая промышленности. Агропромышленный комплекс
Обобщение по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс»
Тема 4. Сфера услуг
Транспорт. Железнодорожный транспорт
Автомобильный и воздушный транспорт
Морской и внутренний водный транспорт
Связь
Наука и образование
Жилищное хозяйство
Обобщение по теме «Сфера услуг»
Раздел 2. Районы России (39 ч)
Европейская и азиатская части России. Прк №7
Европейский Север
Географическое положение и особенности природы Европейского Севера
Население Европейского Севера
Хозяйство Европейского Севера. Прк №8
Европейский Северо-Запад
Географическое положение Европейского Северо-Запада

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Особенности природы Европейского Северо-Запада
Население и хозяйство Европейского Северо-Запада
Центральная Россия
Географическое положение Центральной России
Особенности природы Центральной России
Население Центральной России
Хозяйство Центральной России
Европейский Юг и Крым
Географическое положение Европейского Юга
Особенности природы Европейского Юга
Население Европейского Юга
Хозяйство Европейского Юга
Геополитическое положение республики Крым. Особенности природы и
населения
Хозяйство Крыма. Рекреационное хозяйство региона
Поволжье
Географическое положение Поволжья
Особенности природы Поволжья
Население Поволжья
Хозяйство Поволжья
Урал
Географическое положение Урала
Особенности природы Урала
Население Урала
Хозяйство Урала
Западная и Восточная Сибирь
Географическое положение Западной и Восточной Сибири. Прк №9
Особенности природы Западной и Восточной Сибири
Население Западной и Восточной Сибири
Хозяйство Западной и Восточной Сибири
Обобщение по теме «Западная и Восточная Сибирь»
Дальний Восток
Географическое положение и особенности природы Дальнего Востока. Прк
№10
Население Дальнего Востока
Хозяйство Дальнего Востока
Обобщение по теме «Дальний Восток»
Раздел 3. Россия в мире (5 ч)
Россия и мировое хозяйство. Прк №11
Россия в мире мировых транспортных коридоров
Обобщение по теме «Россия в мире»
Итоговая проверочная работа
Обобщение по курсу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».