Информатика 7-9

Приложение 11
к основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Информатика»
основное общее образование – 2 уровень
срок реализации программы – 3 года

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
 различать

содержание основных понятий предмета: информатика,
информация, информационный процесс, информационная система, информационная
модель и др.;
 различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по
способам ее представления на материальных носителях;
 раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов
в системах различной природы;
 приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с
хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
 классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых
задач;
 узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора,
оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода),
характеристиках этих устройств;
 определять качественные и количественные характеристики компонентов
компьютера;
 узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно
улучшить характеристики компьютеров;
 узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
 осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных
целей;
 узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
 описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и
производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи
данных, оценивать время передачи данных;
 кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
 оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и
приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи,
пропускная способность канала связи);
 определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту
кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4
символов);
 определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и
кодовой таблице равномерного кода;
 записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить
заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в

десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа,
записанные в двоичной системе счисления;
 записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и»,
«или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если
известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
 определять количество элементов в множествах, полученных из двух или
трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и
дополнения;
 использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь,
длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый
элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка,
удаление и замена элемента);
 описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер
(знание термина «матрица смежности» не обязательно);
 познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее
употребительными современными кодами;
 использовать основные способы графического представления числовой
информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
 познакомиться с примерами математических моделей и использования
компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической
моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью
объекта/явления и словесным описанием;
 узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя
алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
 познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в
современных компьютерах и робототехнических системах;
 познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при
описании реальных объектов и процессов;
 узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения,
возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
 составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
 выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным,
графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и
др.);
 определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для
решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных
языков);
 определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

 использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также

понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в
информатике;
 выполнять без использования компьютера («вручную») несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных,
записанные на конкретном язык программирования с использованием основных
управляющих конструкций последовательного программирования (линейная
программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
 составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа
числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих
конструкций последовательного программирования и записывать их в виде
программ на выбранном языке программирования; выполнять эти
программы на компьютере;
 использовать величины (переменные) различных типов, табличные
величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин;
использовать оператор присваивания;
 анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
 использовать логические значения, операции и выражения с ними;
 записывать на выбранном языке программирования арифметические и
логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
 познакомиться с использованием в программах строковых величин и с
операциями со строковыми величинами;
 создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и
вне ее;
 познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
 познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер
управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты,
станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
 познакомиться с учебной средой составления программ управления
автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления,
разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
 классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
 выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять,
редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
 разбираться в иерархической структуре файловой системы;
 осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
 использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с
использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение

диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение
диаграмм (круговой и столбчатой);
 использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк
таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
 проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с
использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и
интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):
 навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками,
достаточными для работы с различными видами программных систем и интернетсервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы,
браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением
описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей
терминологии;
 различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики
и т. д.);
 приемами безопасной организации своего личного пространства данных с
использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
 основами соблюдения норм информационной этики и права;
 познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными
данными и соответствующим понятийным аппаратом;
 узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность:
 узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных
устройств;
 практиковаться в использовании основных видов прикладного программного
обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
 познакомиться с примерами использования математического моделирования
в современном мире;
 познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого
взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
 познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна
полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности
(пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к
оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных
источников);
 узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
 получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
 познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
 получить представления о роботизированных устройствах и их
использовании на производстве и в научных исследованиях.

Содержание учебного предмета
7 класс (34 часа)
Введение (1 час)
Раздел 1. Человек и информация (5 часов)
Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Работа с
тренажером клавиатуры. Единицы измерения информации. Измерение информации
(алфавитный подход).
Раздел 2. Компьютер: устройство и программное обеспечение (7 часов)
Назначение и устройство компьютера. Устройство персонального компьютера и его
основные характеристики. Понятие программного обеспечения и его типы.
Операционная система. Пользовательский интерфейс. Файлы и файловые структуры.
Работа с файловой структурой операционной системы.
Раздел 3. Текстовая информация и компьютер (9 часов)
Представление текстов и памяти компьютера. Текстовые редакторы и
текстовые процессоры. Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и
редактирования текста. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста.
Орфографическая проверка текста. Использование буфера обмена для копирования и
перемещения текста. Режим поиска и замены. Работа с таблицами. Дополнительные
возможности текстового процессора. Системы перевода и распознавания текста.
Раздел 4. Графическая информация и компьютер (6 часов)
Компьютерная графика и ее области применения. Понятие растровой и
векторной графики. Графические редакторы растрового типа. Работа с растровым
графическим редактором. Кодирование изображения. Работа с растровым
графическим редактором. Работа с векторным графическим редактором. Технические
средства компьютерной графики. Сканирование изображения и его обработка в
графическом редакторе.
Раздел 5. Мультимедиа и компьютерные презентации (5 часов)
Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации. Создание презентации с
использованием текста, графики и звука. Представление звука в памяти компьютера.
Технические средства мультимедиа. Запись звука и изображения с использованием
цифровой техники. Создание презентации с созданием гиперссылок
Повторение (1 час)

8 класс (34 часа)
Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях (7 ч)
Роль компьютеров и ИКТ при передаче и обработке информации.
Информационно-компьютерные сети. Интернет. Сетевое хранение данных. Основные
этапы и тенденции развития ИКТ. Виды деятельности в Интернете. Приёмы, повышающие безопасность работы в Интернете. Компьютерные сети: виды, структура,
принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы
глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. Электронная почта,
телеконференции, обмен файлами. Интернет Служба World Wide Web. Способы
поиска информации в Интернете. Поиск информации в Интернете с использованием
поисковых систем. Проблема достоверности полученной информации. Электронная
подпись, сертифицированные сайты и документы. Стандарты в сфере информатики и
ИКТ. Примеры стандартов докомпьютерной и компьютерной эры. Личная
информация, средства её защиты. Организация личного информационного
пространства.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств
ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты использования компьютеров и
средств связи.
Раздел 2. Информационное моделирование (4 часа)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства
моделей.
Виды
информационных
моделей:
вербальные,
графические,
математические, имитационные. Табличная организация информации. Области
применения компьютерного информационного моделирования. Простейшие
математические модели. Их отличия от натурных моделей и от словесных
(литературных) описаний. Использование компьютеров при математическом
моделировании. Понятие о моделировании (в широком смысле) при восприятии мира
человеком. Системы, модели, графы.
Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных (10 часов)
Представление о задаче поиска информации в файловой системе, базе данных,
Интернете. Запросы по одному и нескольким признакам. Методика и средства поиска
информации. Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы
данных. Проектирование однотабличной базы данных. Формирование запросов к
готовой базе данных
Раздел 4. Табличные вычисления на компьютере (13 часов)
Динамические (электронные) таблицы. Использование формул. Составление
таблиц. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании)
данных. Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной
таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила
заполнения таблиц. Использование встроенных математических и статистических
функций. Сортировка таблиц.

9 класс (34 часа)
Раздел 1. Управление и алгоритмы (9 часов)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его
свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд
исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов. Линейные, ветвящиеся
и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные
алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Раздел 2. Введение в программирование (17 часов)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов
данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня, их
классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в
программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода,
ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и
обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования:
постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Раздел 3. Информационные технологии и общество (8 часов)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие
информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.
Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации,
этические и правовые нормы в информационной сфере.

Тематическое планирование
7 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Наименование разделов, тем
Введение (1 ч)
Информация и знания. Техника безопасности и правила поведения в
компьютерном классе
Раздел 1. Человек и информация (5 ч)
Восприятие и предоставление информации
Информационные процессы
Работа с тренажером клавиатуры
Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения
информации
Контрольная работа по теме «Человек и информация»
Раздел 2. Компьютер: устройство и программное обеспечение (7 ч)
Работа над ошибками. Назначение и устройство компьютера. Память
Устройство персонального компьютера и его основные характеристики
Понятие программного обеспечения и его типы. Операционная система
Пользовательский интерфейс
Файлы и файловые структуры
Работа с файловой структурой операционной системы
Итоговое тестирование по темам «Компьютер: устройство и ПО»
Раздел 3. Текстовая информация и компьютер (9 ч)
Работа над ошибками. Представление текстов в памяти компьютера
Текстовые редакторы и текстовые процессоры
Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и
редактирования текста
Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Орфографическая
проверка теста
Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста.
Режим поиска и замены
Работа с таблицами
Дополнительные возможности текстового процессора
Системы перевода и распознавания текста
Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер»
Раздел 4. Графическая информация и компьютер (6 ч)
Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и
векторной графики
Контрольная проверочная работа за первое полугодие
Графические редакторы растрового типа. Работа с растровым
графическим редактором
Кодирование изображения. Работа с растровым графическим редактором
Работа с векторным графическим редактором
Технические
средства
компьютерной
графики.
Сканирование

29
30
31
32
33
34

изображения и его обработка в графическом редакторе
Раздел 5. Мультимедиа и компьютерные презентации (5 ч)
Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации
Создание презентации с использованием текста, графики и звука
Представление звука в памяти компьютера. Технические средства
мультимедиа
Запись звука и изображения с использованием цифровой техники.
Создание презентации с созданием гиперссылок
Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа»
Повторение (1 ч)
Итоговое тестирование по курсу 7 класса

8 класс
№
п/п

Наименование разделов, тем

Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях (7 ч)
Техника безопасности в компьютерном классе. Компьютерные сети:
1
виды, структура
2
Работа в локальной сети компьютерного класса
3
Электронная почта, телеконференции, обмен файлами
Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в
4
Интернете
Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок,
5
сохранение информации на локальном диске
Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового
6
редактора
7
Тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»
Раздел 2. Информационное моделирование (4 ч)
8
Понятие модели. Графические информационные модели
9
Табличные модели
10 Информационное моделирование на компьютере
11 Тестирование по теме «Информационное моделирование»
Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч)
12 Понятие базы данных и информационной системы
13 Назначение СУБД. Работа с готовой БД
14 Проектирование однотабличной базы данных
15 Условия поиска информации, простые логические выражения
16 Формирование простых запросов к готовой базе данных
17 Логические операции. Сложные условия поиска
18 Формирование сложных запросов к готовой базе данных
19 Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки
Использование сортировки, создание запросов на удаление и
20
изменение
Тестирование по теме «Хранение и обработка информации в базах
21
данных»
Раздел 4. Табличные вычисления на компьютере (13 ч)
22 История чисел и систем счисления
23 Системы счисления. Двоичная система счисления
24 Представление чисел в памяти компьютера
25 Табличные расчёты и электронные таблицы
26 Работа с готовой электронной таблицей
27 Абсолютная и относительная адресация
Использование встроенных математических и статистических
28
функций
29 Деловая графика. Логические операции и условная функция.

30
31
32
33
34

Построение графиков и диаграмм
Математическое моделирование с использованием электронных
таблиц
Тестирование по теме «Табличные вычисления на компьютере»
Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование
Решение задач
Примеры имитационной модели

9 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Наименование разделов, тем
Раздел 1. Управление и алгоритмы (9 ч)
Управление и кибернетика. Техника безопасности и правила
поведения в компьютерном классе
Управление с обратной связью
Контрольная работа за курс 8 класса
Определение и свойства алгоритма
Графический учебный исполнитель
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы
Циклические алгоритмы
Ветвление и последовательная детализация алгоритма
Контрольная работа по теме «Управление и алгоритмы»
Раздел 2. Введение в программирование (17 ч)
Работа над ошибками. Что такое программирование
Алгоритмы работы с величинами
Линейные вычислительные алгоритмы
Знакомство с языком Паскаль
Знакомство с языком Паскаль
Алгоритмы с ветвящейся структурой
Программирование ветвлений на Паскале
Программирование диалога с компьютером
Программирование циклов
Программирование циклов
Алгоритм Евклида
Таблицы и массивы
Массивы в Паскале
Одна задача обработки массива
Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива
Сортировка массива
Контрольная работа по теме «Введение в программирование»
Раздел 3. Информационные технологии и общество (8 ч)
Предыстория информатики
История ЭВМ
История программного обеспечения и ИКТ
Информационные ресурсы современного общества
Проблемы формирования информационного общества
Информационная безопасность
Контрольная работа по теме «Информационные технологии и
общество»
Итоговое тестирование по курсу 9 класса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».