Приложение 14
к основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Модуль «Основы светской этики»
основное общее образование – 2 уровень
срок реализации программы – 1 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
Учащийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
Содержание учебного предмета
5 класс (17 часов)
Раздел Основы светской этики (17 часов)
Введение
Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.
Гражданин России
Понятия гражданин и гражданство. Конституция – Основной закон РФ.
Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей –
гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством.
Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет
Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской
Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Порядочность
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества
порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость,
решительность.
Взаимосвязь
порядочности,
благородства,
достоинства,
великодушия. Общественная ценность порядочности.
Совесть
Понятие совести. Совесть – важнейшая составная часть порядочности
человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и
простить. Правдивость и ее
цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть –
«внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести
с эгоизмом и корыстолюбием.
Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Доверие и доверчивость
Доверие – важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного
доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость.
Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие.
Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон
доверия. Психологическая помощь.
Милосердие и сострадание
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь
сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия.
Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к
жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила
милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Правда и ложь
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда – то, что соответствует
действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Искренность.
Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории
лжи.
Традиции воспитания
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания
у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования
к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Честь и достоинство
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о
чести. Дворянская честь. Дуэль – способ решения вопросов чести. Цена честного
слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство.
Благородство – высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой
Отечественной войны 1941–1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление
патриотизма учащихся.
Терпимость и терпение
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и
убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость
(толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и
расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов.
Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Мужество
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность
действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности.
Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных
обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных
ценностей – чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры
мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм
– высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Равнодушие и жестокость
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание
контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека –
высшая ценность. Насилие в отношении детей – нарушение прав человека. Вред
сквернословия.
Самовоспитание
Соблюдение норм нравственности – важнейшее общественное требование.
Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои
дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и
больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и
отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка
результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства
самоуважения.
Учись учиться
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником.
Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников
на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание.
Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание
труда умственного и физического.
Речевой этикет
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях.
Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений
ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к
незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила
общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость
излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова,
сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Мои права и обязанности
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка.
Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного
труда. Участие в
самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и
родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав.
Контрольная работа: 1. Итоговое тестирование
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов, тем
Введение
Гражданин России
Порядочность
Совесть
Доверие и доверчивость
Милосердие и сострадание
Правда и ложь
Традиции воспитания
Честь и достоинство
Терпимость и терпение
Мужество
Равнодушие и жестокость
Самовоспитание
Учись учиться
Речевой этикет
Мои права и обязанности
Итоговое повторение: презентация проектов учащихся