Приложение 4
к основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Русская родная литература»
основное общее образование – 2 уровень
срок реализации программы – 5 лет
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» по годам обучения
Первый год обучения
формирование умения выделять проблематику русских народных и
литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития
представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога
культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского
национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
Москве как столице России и о русском лесе;
формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры
в контексте культур народов России; русские национальные традиции в
рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
формирование начальных представлений о русском национальном
характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите
Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии
русского языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного
текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать
элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться
отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных
представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее
результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.
Второй год обучения
развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных
сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о
нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных
народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики,
образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных
и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в
произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;
развитие представлений о русском национальном характере, его
парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в
Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского
человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка
и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и
литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану;
создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического
текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и
овладения простейшими способами её обработки и презентации.
Третий год обучения
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое
своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять
фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений
о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского
национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
сибирском крае и русском поле;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в
произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и
мастерах;
развитие представлений о русском национальном характере, истоках
русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках
русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об
уникальности русского языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и
литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный
текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под
руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного
чтения;
развитие
умений
самостоятельной
проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с
разными источниками информации и овладения основными способами её
обработки и презентации.
Четвёртый год обучения
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое
своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых
для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в
произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских
людей;
развитие представлений о русском национальном характере в
произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального
сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ
фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать
художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку;
создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный
вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного
чтения;
развитие
умений
самостоятельной
проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с
разными источниками информации и овладения основными способами её
обработки и презентации.
Пятый год обучения
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое
своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812
года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа;
осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи
в русской литературе;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русские национальные традиции в
произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной
ценности;
развитие представлений о русском национальном характере в
произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в
литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с
детством;
развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение
в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских
ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ
художественного
текста;
создавать
развернутые
историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных
форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его
воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного чтения.
Содержание учебного предмета
5 класс (17 часов)
Введение (1 час)
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития
человека.
Раздел 1. Славянская мифология (2 часа)
Славянская мифология. Славянский пантеон богов. Славянские мифы.
Раздел 2. Из литературы 19 века (4 часа)
Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о
писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки,
ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен.
Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и
выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго –
своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейнохудожественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское
отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе.
Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения.
Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и
судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и
радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
Сочинение «Зло и добро в сказке».
Раздел 3. Из литературы 20 века (8 часов)
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема,
особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти
и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Краткие сведения о
писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра.
Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее
взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и
радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев,
своеобразие языка.
Сочинение «Мир глазами ребёнка».
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе.
Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство;
сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние
персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства
милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема
природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность
произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина
раскрытия образа. Особенности языка писателя.
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте.
Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с
природой;
нравственно-эмоциональное
состояние
лирического
героя.
Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие
сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы.
Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и
природы. Практикум выразительного чтения.
Раздел 4. Литература родного края (2 часа)
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области.
Севера. Авторские сказки народов Севера.
Сказки народов
6 класс (17 часов)
Раздел 1. Введение (1 час)
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Литературная сказка (1).
Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность
перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
Раздел 2. Из литературы 19 века (3 часа)
А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести,
милосердие, благородство.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»,
«Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни
подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в
главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем
собственных слабостей в главе «Экзамены».
Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов.
«Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой.
«Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках
лирических стихов.
Раздел 3. Из литературы 20 века (12 часов)
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?»,
«На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору
учителя). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети.
Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные
качества.
А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения
взрослых и детей, тимуровское движение.
Сочинение «Тимуровцы сейчас?»
Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте
сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в
детстве...».
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему
семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.
А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя
подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов.
Позиция автора.
Ю. Кузнецова. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей.
Доброта и дружба.
Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области
7 класс
Введение (1час)
Значение художественного произведения в культурном наследии России.
Роль родного слова в формировании личности человека.
Раздел 1. Из литературы 18 века (1 час)
И.И. Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня.
Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва»,
«Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной
выразительности в баснях.
Раздел 2. Из литературы 19 века (3 часа)
Ф.Н. Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко
оценённом А.С. Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва»,
«К Пушкину»
К.М. Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа.
Милосердие и вера в произведении писателя.
В.М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность
любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».
Раздел 3. Из литературы 20 – 21 века (12 часов)
А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О
серьезном – улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех
Аркадия Аверченко.
Ю.М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М. Нагибина. Произведение
писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе».
Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина
война» и др. по выбору учителя)
В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс
«Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
Ю.Я. Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья
Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на
страницах произведения «Женя Касаткин».
Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе».
С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный
протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения
«Тринадцать лет».
А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа
«Расскажи про Иван Палыча».
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини
произведения: красота внутренняя и внешняя.
Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства».
Взгляд на вопросы нравственности.
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области.
8 класс
Введение (1 час)
Родная литература как способ познания жизни.
Раздел 1. Из литературы 18 века (1 час)
Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы
Российского».
из
«Истории
государства
Раздел 2. Из литературы 19 века (3 часа)
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм
светского общества и благородство чувств героя рассказа.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в
стихотворении «Водопад». Звукопись.
Гаршин
В.М.
«То, чего не
было». Аллегорический
смысл
лирикофилософской новеллы. Мастерство иносказания.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…»
Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и
непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.
Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в
литературе»
Раздел 3. Из литературы 20-21 века (12 часов)
Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой
Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы. Или Васильев Б.П.
«Завтра была война». Образы подростков в произведениях о Великой
Отечественной войне.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»
Пермяк Е.А. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним
нравственным идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения
характера.
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество
подростков в современном мире.
Сочинение по творчеству данных писателей (по выбору учителя).
Практикум выразительного чтения.
Ю. Левитанский «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о
ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области
9 класс
Введение (1 час)
Прогноз развития литературных традиций.
Раздел 1. Из русской литературы 18 века (1 час)
Н. М. Карамзин «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы
русского романтического направления XVIII века. Тема трагической любви. Мотив
вселенского одиночества.
Раздел 2. Из литературы 19 века (3 часа)
Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина. Апухтин А.Н.
Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Анализ стихотворения
Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» – подлинная энциклопедия народной
жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где
любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык.
(Анализ рассказов по выбору).
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в
рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы.
Нравственное перерождение героини.
Раздел 3. Из литературы 20 века (4 часа)
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр.
А. М. Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
А.И. Куприн «Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И. «Габринус». Две
героини, две судьбы.
Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь
героев. Поэтика психологического параллелизма.
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая
нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.
В. Быков Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о
Великой Отечественной войне.
Раздел 4. Из современной русской литературы (8 часов)
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о
человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.
Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.
(Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две
героини, две судьбы.
Т.Н. Толстая «Соня» Мотив времени. Тема нравственного выбора.
Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции
русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения
авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный
принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их
портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая
судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини,
связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.
Захар Прилепин «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в
изображении писателя.
Рождественский Р.И. Величие духа «маленького человека» в стихотворении
«На земле безжалостно маленькой…».
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области. Любовь к малой
родине.
Тематическое планирование
5 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов, тем
Введение (1 ч)
Значимость чтения и изучения родной литературы для развития человека
Раздел 1. Славянская мифология (2 ч)
Славянская мифология. Славянский пантеон богов
Славянские мифы
Раздел 2. Из литературы 19 века (4 ч)
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун»
Л.Н. Толстой. Басня «Отец и сыновья»
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?»
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья»
Раздел 3. Из литературы 20 века (8 ч)
Е.А. Пермяк. Сказка «Берёзовая роща»
Сочинение «Зло и добро в сказке»
В.А. Сухомлинский «Легенда о материнской любви»
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба»
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка»
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы»
В.Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь»
М.А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен...»
Раздел 4. Литература родного края (2 ч)
Сказки народов Севера
Авторские сказки народов Севера
6 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов, тем
Введение (1 ч)
Книга как духовное завещание одного поколения другому
Раздел 1. Литературная сказка (1 ч)
Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность
перед будущим
Раздел 2. Из литературы 19 века (3 ч)
А.С. Пушкин «Выстрел». Мотивы поступков героев повести
Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»,
«Экзамены»)
Поэтический образ Родины. И.С. Никитин «Русь», А.К. Толстой «Край ты
мой, родимый край», М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва, люблю тебя, как
сын...» (из поэмы «Сашка»)
Раздел 3. Из литературы 20 века (12 ч)
Софья Радзиевская «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?»,
«Андрюшкин остров»
Софья Радзиевская «Болотные робинзоны». Глава «Война вокруг нас
кружит»
А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести
А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Отношение взрослых и детей,
тимуровское движение
Сочинение «Тимуровцы сейчас?»
Стихи о прекрасном и неведомом. Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов
«Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве»
А.Г. Алексин «Самый счастливый день». Роль семьи в жизни человека
А.В. Масс «Сказка о чёрной принцессе». Духовно-нравственная
проблематика рассказа
Сочинение на тему «Моя подруга»
Ю. Кузнецова «Помощница ангела». Взаимоотношение детей и родителей.
Доброта и дружба
Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы»
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области
7 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов, тем
Введение (1 ч)
Значение художественного произведения в культурном наследии России.
Роль родного слова в формировании личности человека
Раздел 1. Из литературы 18 века (1 ч)
И.И. Дмитриев. Русская басня «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва»,
«Отец с сыном». Отражение пороков человека
Раздел 2. Из литературы 19 века (3 ч)
Н.Ф. Глинка Стихотворения «Москва», «К Пушкину»
К.М. Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь». Милосердие и вера в
произведении
В.М. Гаршин. Рассказ «Сигнал». Героизм и подвиг в рассказе
Раздел 2. Из литературы 20- 21 века (12 ч)
А.Т. Аверченко. Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех
Ю.М. Нагибин «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава Юрина
война»)
В.О. Богомолов «Рейс «Ласточки». Подвиг речников
Ю.Я. Яковлев Рассказ-притча «Семья Пешеходовых»
В.Н. Крупин «Женя Касаткин». Тема детского сострадания
Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе»
С.А. Баруздин «Тринадцать лет». Мой ровесник в произведении
А.В. Масс. Рассказ «Расскажи про Иван Палыча»
Е.В. Габова «Не пускайте Рыжую на озеро. Внешняя и внутренняя красота
Е.А. Евтушенко. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы
нравственности
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области
8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов, тем
Введение (1 ч)
Значение художественного произведения в культурном наследии России.
Роль родного слова в формировании личности человека
Раздел 1. Из литературы 18 века (1 ч)
И.И. Дмитриев. Русская басня «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва»,
«Отец с сыном». Отражение пороков человека
Раздел 2. Из литературы 19 века (3 ч)
Н.Ф. Глинка. Стихотворения «Москва», «К Пушкину»
К.М. Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь». Милосердие и вера в
произведении
В.М. Гаршин. Рассказ «Сигнал». Героизм и подвиг в рассказе
Раздел 3. Из литературы 20-21 века (12 ч)
А.Т. Аверченко. Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех
Ю.М. Нагибин «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «Юрина
война»)
В.О. Богомолов «Рейс «Ласточки». Подвиг речников
Ю.Я. Яковлев. Рассказ-притча «Семья Пешеходовых»
В.Н. Крупин «Женя Касаткин». Тема детского сострадания
Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе»
С.А. Баруздин «Тринадцать лет» .Мой ровесник в произведении
А.В. Масс. Рассказ «Расскажи про Иван Палыча»
Е.В. Габова «Не пускайте Рыжую на озеро. Внешняя и внутренняя красота
Е.А. Евтушенко. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы
нравственности
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области
9 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов, тем
Введение (1 ч )
Прогноз развития литературных традиций
Раздел 1. Из русской литературы 18 века (1 ч)
Н. М. Карамзин «Сиерра Морена»
Раздел 2. Из русской литературы 19 века (3 ч)
А.Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…»
Л.Н. Толстой «Народные рассказы»
А.П. Чехов «В рождественскую ночь»
Раздел 3. Из литературы 20 века (4 ч)
А.И. Куприн «Живое и мертвое»
Ю.П. Казаков «Двое в декабре»
К.Д. Воробьёв «Гуси-лебеди»
В. Быков. Повесть «Обелиск»
Раздел 4. Из современной русской литературы (8 ч)
А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки»
Т.Н. Толстая «Соня»
Б.П. Екимов «Ночь исцеления»
Захар Прилепин «Белый квадрат»
Рождественский Р.И. Величие духа «маленького человека» в стихотворении
«На земле безжалостно маленькой…»
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки)
Творчество писателей и поэтов Сахалинской области
Итоговое тестирование