Приложение 25
к основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Увлекательный китайский язык»
направление внеурочной деятельности – общекультурное
основное общее образование – 2 уровень
срок реализации программы – 1 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результатами освоения курса являются:
Личностные результаты:
определять и высказывать оценивать простые и общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
формирование толерантного отношения к представителям иной
культурноязыковой общности;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать взаимопонимания;
готовность
отстаивать
общечеловеческие
(гуманистические,
демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию, выбору пути дальнейшего
совершенствования
своего
образования
с
учётом
устойчивых
познавательных интересов, осознание возможностей самореализации
средствами китайского языка.
Предметные результаты:
В области фонетики:
формирование, совершенствование и поддержание артикуляционной базы
китайского языка;
овладение, совершенствование и поддержание владения звуковым составом
языка и транскрипцией на базе латинского алфавита «пиньинь»
овладение, совершенствование и поддержание владения тональным
рисунком на уровне одноморфемных и полиморфемных языковых единиц с
учетом нового материала;
восприятие на слух и воспроизведение ритмико-интонационных
особенностей китайского языка на уровне слов, словосочетаний, простых и
сложных предложений, текстов диалогического и монологического
характера разной протяженности и разных стилей и жанров.
В области лексики:
разграничение иероглифа и слова, слова и словосочетания;
владение необходимым лексическим минимумом в рамках изученных тем.
В области грамматики:
овладение и совершенствование владения грамматической нормой
построения
простого
повествовательного,
отрицательного
и
вопросительного предложения.
знание грамматических функций и особенностей употребления
знаменательных и служебных частей речи (местоимение, существительное,
глагол, прилагательное, наречие, предлог, послелог, союз, счетное слово,
числительное);
умение подбирать соответствующие счетные слова к лексическим единицам
изученных тем.
В области речевой деятельности:
2
1) Говорение:
умение фонетически, лексически и грамматически правильно оформить
речевое высказывание по ситуации в рамках изученных тем;
участие в диалогах различного типа.
Диалогическая речь:
Развитие таких речевых умений, как умения вести диалог этикетного
характера, диалог-расспрос. При этом усложняется предметное содержание
речи, увеличивается количество реплик, произносимых обучаемыми в ходе
диалога. Языковое оформление речи становится более разнообразным.
Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие
речевые умения как:
начать, поддержать и закончить разговор;
выразить пожелания и отреагировать;
выразить благодарность;
расспросить собеседника о его имени и фамилии, и пр.;
Объем диалогов - 3-5 реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-расспроса формируются речевые умения
запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Какой? Сколько?
Сколько лет?). Переход с позиции спрашивающего на позицию отвечающего.
Объем диалогов до 3-5 реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-побуждения к действию формируются
умения:
обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
дать совет и принять/не принять его;
Объем диалогов до 3-5 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь:
Развитие монологической речи предусматривает овладение следующими
умениями:
кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие
коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение, а
также эмоциональные и оценочные суждения;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.
Объем монологического высказывания – до 5-7 фраз.
2) Чтение:
владение техникой чтения по транскрипции пиньинь и иероглифам;
читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их
содержание;
определять тему, содержание текста по заголовку;
выделять основную мысль;
выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и
интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность;
чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на
несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное
содержание.
3
Объем текстов для чтения – 50-150 иероглифов.
3) Аудирование:
умение
распознавать
смыслоразличительные
фонемы,
интонемы,
ритмический рисунок фразы;
умение понимать диалоги этикетного характера, сообщение учителя и
сверстников, реагировать на них;
понимание основного содержания сюжетных текстов с опорой и без опоры
на зрительную и двигательную наглядность.
4) Письмо:
совершенствование навыков написания отдельных черт и их распознавания,
знание порядка написания черт изученных иероглифов;
обучение написанию иероглифов, состоящих из усвоенных ключей;
совершенствование умения составлять и анализировать структуру
иероглифа, умения определять ключ иероглифа;
овладение правописанием усвоенных слов;
умение
составлять
письменное
сообщение
коммуникативной
направленности разного объема и содержания в рамках изученных тем;
формирование таких навыков письменной речи, как: изложение, сочинение,
реферирование, аннотирование и др.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальных учебных действий:
сконцентрироваться на собственном учении (ориентировать себя, исключить
раздражителя, «отвлекающие моменты»);
организовать и спланировать собственное учение (определить свои учебные
цели, определить свои намерения, определить способы учения, организовать
учебную деятельность);
отследить и оценить собственное учение (отслеживать учебный процесс,
контролировать достижения учебной цели, делать вывод для будущего
учения);
регистрировать и выражать чувства (регистрировать сигналы тела, вести
свой дневник своих чувств, обсуждать свои чувства);
сокращать стресс (расслабляться, слушать музыку, смеяться);
набраться смелости (внушить смелость, предугадывать возможные риски,
награждать себя).
Познавательные универсальных учебных действий:
создание психологических ассоциаций: составление словосочетаний,
связывание ассоциации с имеющимися знаниями, придумывание контекста;
использование зрительной и звуковой наглядности - устанавливать
ассоциаграммы, использовать междометья, использовать похожий звук;
регулярное и планомерное повторение, например использование словарной
картотеки;
структурирование (отмечать, делать заметки, делить на подгруппы,
подводить итоги);
4
анализ и применение правил (анализировать слова и выражения, сравнивать
языки друг с другом, использовать знания родного языка, применять
правила;
использование вспомогательных средств (использование справочной
литературы, словарей).
Коммуникативные универсальных учебных действий:
задавать вопросы (просить о разъяснении, просить об исправлении ошибок,
просить о поправке);
совместная работа (уметь работать с одноклассниками, приходить к такому
виду взаимодействия, как кооперация);
умение ставить себя на место другого (развивать толерантное отношение к
иноязычной культуре, осознанно представлять мысли и чувства других).
вступать в беседу на занятии;
учиться выполнять различные роли в группе;
высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя
аргументы.
5
Содержание курса внеурочной деятельности
1-й год обучения
Форма
организации
Объединение
Содержание курса
Виды
деятельности
Введение (1 час)
Краткая история китайской культуры и языка.
Государственная символика, географическое
положение,
столица,
крупные
города.
Иероглифы, их происхождение и эволюция
Раздел 1. Основы фонетики и иероглифики
(16 часов)
Фонетика китайского языка: инициали и
финали,
тоны.
Фонетическое
письмо.
Введение в иероглифику: черты, ключи и
фонетики. Развитие грамматических навыков:
образование множеств. числа 们, глагол связка
是, типы простых предложений, предложения
с именным сказуемым 我 是 学 生 , спец.
вопросы ( 谁 , 什 么 ) . Обобщение и
повторение
Раздел 2. Основы фонетики и иероглифики
(12 часов)
Приветствие и прощание. Узнавание о
самочувствии. Даты, дни недели. Семья.
Отработка лексики, развитие диалогич. речи
Грамматика: способы выражения вопроса.
Частица 呢. Вопросительные предложения с
вопросительными словами. Употребление
вопросительного слова 吗 . Употребление
счетных слов
Раздел 3. В школе. Продукты. Цвета.
Одежда (14 часов)
Развитие диалогической речи по темам «в
магазине»,
«в
школе».
Формирование
лексического
материала.
Формирование
грамматических навыков. Развитие навыков
диалогического общения. Чтение и перевод.
Грамматика: обстоятельство времени в
китайском языке. Притяжательная частица 的,
модальная частица 了
Раздел 4. Животные. Погода. Деньги. Город
(8 часов)
Погода: температура воздуха, атмосферные
явления.
Времена
года.
Животные.
Урокисследование;
урок-диалог;
урок-интервью;
уроки в форме
соревнований и
игр:
языковой
игры,
ролевой
игры, кроссворда,
викторины.
6
Формирование
лексических
навыков.
Формирование
навыков
аудирования.
Развитие
навыков
монологического
высказывания. Грамматика: предложения
наличия с глаголом 有 и местонахождения (
在), употребление 还是 и 或者, модальные
глаголы 会 и 能
Раздел 5. Как спросить дорогу.
Направление движения (14 часов)
Отработка навыков диалогической речи «Как
добраться до остановки?», «Где находится
библиотека?»
Место
жительства.
Каллиграфия. Формирование лексических
навыков. Обучение чтению с полным
пониманием. Развитие навыков говорения.
Развитие навыков аудирования. Грамматика:
вопросительное наречие 多, прошедшее время
с суффиксом 过 , конструкция 从 … 到 ,
глаголы напраления 出,上,下,过,回,
来,去
Раздел 6. Подведение итогов (3 часа)
Подведение
итогов
годовой
работы.
Сочинение. Анализ результатов занятий.
Постановка планов и задач на следующий
учебный год
7
Тематическое планирование
1-й год обучения
№ п/п
Наименование разделов, тем
Введение (1 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Вводное занятие
Раздел 1. Основы фонетики и иероглифики (16 ч)
Становление китайской письменности
Тоны в китайском языке
Правила написания иероглифов
Звуки а, о, i, u, m, l, b, n.
Звуки e, f, h
Основные черты. Правила написания
Легкий тон. Черты с крюком. Звуки b-p, d-t, g-k
Количество и порядок черт в иероглифе
Звуки: u, j, q, х. Финали и инициали в китайском языке
Ломаные черты
Звуки Ai, ei, ui, z, c, s. Ломаные черты с крюком
Звуки Ia, iao, ie, iu, w, у. Обобщение: виды черт
Ао, ou, zh, ch, sh. Uo, ua, uai, г. Двусложные слова
An, en, in, ian, er. Числа 1-10. Un, un, uan, uan. Закрепление:
числа 1- 10
Носовые: ang, eng, ing, ong. Числа 11- 99
Iang, iong, uang, ueng. Закрепление: числа 1-99
Проверка и повтор знаний
Раздел 2. Знакомство. Семья (12 ч)
Приветствие. Прощание
Этикетные фразы приветствия и начала диалога
你好吗? Как дела?
Узнавание о самочувствии
您贵姓? Как ваша фамилия?
很高兴认识你 Очень рад с вами познакомиться
Год, месяц, день недели - дата
Вопросительного слова. Частица 呢
Мы - семья. Занятия членов семьи. Братья и сестры
你家有几口人? Сколько человек в вашей семье?
Где проживает ваша семья?
Повторение
Раздел 3. В школе. Продукты. Цвета. Одежда (14 ч)
Школа: введение лексики
Школьные предметы
Школа: закрепление лексики
我的学校. Рассказ о школе
Еда и Напитки: введение лексики
8
Фрукты
Овощи
Молочные продукты
Цвета: введение лексики
Цвета: закрепление лексики
Одежда: введение лексики
Одежда: закрепление лексики
我们去商店 Мы идем в магазин
Повторение
Раздел 4. Животные. Погода. Деньги. Город (8 ч)
44
Животные: введение лексики
45
Животные: закрепление лексики
46
我的宠物. Мое домашнее животное
47
天气那么好. Погода
48
Деньги
49
Города и страны
50
Беседа о традиционных китайских праздниках
51
Повторение
Раздел 5. Как спросить дорогу. Направление движения (14 ч)
52
Разбор самых распространённых китайских глаголов
53
图书馆在哪儿? Где находится библиотека?
54
附近有没有银行? Где-нибудь поближе есть банк?
55
到车站怎么走? Как добраться до остановки?
56
Описание маршрута
57
Глаголы направления движения
58
你什么时候回来? Когда ты вернешься?
59
我们在学习汉语. Письменная практика
60
我的爱好. Устная практика
61
Выработка навыков чтения и пересказа простых текстов
62
Беседа об искусстве Китая
63
Занятие китайской каллиграфией
64
Роспись макета китайского веера
65
Занятие китайской каллиграфией
Раздел 6. Подведение итогов (3 ч )
66
Повторение. Иероглифические ключи
67
Повторение. Грамматические конструкции
68
Итоговое сочинение
35
36
37
38
39
40
41
42
43
9
10