Факультатив по русскому языку

Приложение 22
к основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Секреты словообразования»
основное общее образование – 2 уровень
срок реализации программы – 1 год

Планируемые результаты освоения учебного курса

Содержание курса
9 класс (34 часа)
Раздел 1. Как образуются слова в русском языке (20 часов)
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава
русского языка.
Морфемно-словообразовательная модель как источник пополнения
словарного состава русского языка. Роль словообразовательных аффиксов в
построении этих моделей. Особенности детского словотворчества.
Механизм образования нового слова: добавление словообразующей
морфемы к производящей основе.
Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Приставка и суффикс
как словообразующие морфемы. Основные способы образования, в которых
участвуют эти морфемы: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, сложение с суффиксацией. Безаффиксный (бессуффиксный)
способ.
Сложение как продуктивный способ образования слов в XX веке. Типы
сложных слов и их написание.
Сложносокращенные слова; нормы употребления их в речи. Справка о
возникновении и истории наиболее употребительных аббревиатур.
Отношение производного и производящего однокоренного слова в
словообразовательной паре. Словообразовательная цепочка. Гнездо однокоренных
слов. Лингвистические словари, построенные по гнездовому принципу.
Корень как значимая часть слова. Семантико-словообразовательная
общность однокоренных слов. Слова-паронимы; их сходство и различие.
Разграничение омонимичных корней (горе – гореть – гора).
Связные корни. Вопрос об изменяемости корня. Историческая справка о
происхождении чередований гласных и согласных в корнях слов.
Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из
одной части речи в другую, сращение сочетания слов в одно слово.
Активные процессы современного словопроизводства.
Разные типы морфемно-словообразовательных словарей; работа с ними.
Практическое занятие №1. Практикум: «Механизм образования нового
слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе»
Практическое занятие №2. Семинар: «Активные процессы современного
словопроизводства»
Практическое занятие №3. Практикум: «Слова-паронимы; их сходство и
различие. Разграничение омонимичных корней».
Раздел 2.Исторические изменения в структуре слова (5 часов)
Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем,
опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем).

Использование
иноязычных
элементов
при
образовании
слов.
Словообразовательные и семантические кальки.
Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический
анализ слова и его написание.
Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими
комментариями; работа с ними.
Практическое занятие №4. Практикум: Этимологический словарь;
орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними
Раздел 3. Изобразительные возможности русского словообразования (9
часов)
Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды
словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок,
суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов, образованных по одной
словообразовательной
модели.
Слова-паронимы
и
паронимическое
противопоставление.
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как
изобразительный прием. Особенности употребления слов с уменьшительноласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества.
Своеобразие
использования
уменьшительно-ласкательных
суффиксов
в
художественных произведениях разных исторических эпох, литературных
направлений, а также в произведениях разных писателей.
Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому
значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем:
графическое выделение их в тексте; употребление морфем в качестве
самостоятельных слов; смысловое сопоставление производного и производящего
слова и др.
Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением
составляющих его морфем. Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием
этимологизации) как средство выражения иронии, сарказма; наивности детского
восприятия мира; как средство характеристики необразованных людей или людей,
любящих пофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.
Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании
внутренней формы слова.
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава
языка. Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их
стилистическая роль в художественном тексте.
Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях
художественной литературы.
Практическое занятие №5. Круглый стол. «Ассоциативные каламбуры,
построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова».

Тематическое планирование
№ п/п

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21

22

Наименование разделов, тем
Раздел 1. Как образуются слова в русском языке (20 ч)
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава
русского языка
Морфемно-словообразовательня модель как источник пополнения
словарного состава русского языка
Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей.
Особенности детского словотворчества
Механизм образования нового слова: добавление словообразующей
морфемы к производящей основе. Практикум
Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Приставка и
суффикс как словообразующие морфемы
Основные способы образования, в которых участвуют эти морфемы:
приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение
с суффиксацией
Безаффиксный способ
Сложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке
Типы сложных слов и их написание. Сложносокращенные слова
Справка о возникновении и истории наиболее употребительных
аббревиатур
Отношение производного и производящего однокоренного слова в
словообразовательной паре. Словообразовательная цепочка. Практикум
Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари, построенные по
гнездовому принципу
Корень как значимая часть слова
Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов
Слова-паронимы; их сходство и различие. Разграничение омонимичных
корней. Практикум
Связные корни. Вопрос об изменяемости корня
Историческая справка о происхождении чередований гласных и
согласных в корнях слов
Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход
слова из одной части речи в другую, сращение сочетания слов в одно
слово
Активные процессы современного словопроизводства. Семинар
Разные типы морфемно-словообразовательных словарей; работа с ними
Раздел 2. Исторические изменения в структуре слова (5 ч)
Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем,
опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика
морфем)
Использование иноязычных элементов при образовании слов.
Словообразовательные и семантические кальки

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов
Этимологический анализ слова и его написание
Этимологический
словарь;
орфографический
словарь
с
этимологическими комментариями; работа с ними. Практикум
Раздел 3. Изобразительные возможности русского словообразования (9 ч)
26
Словообразовательный повтор как стилистическое средство
27
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как
изобразительный прием
28
Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому
значению слова
29
Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова
значением составляющих его морфем
30
Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании
внутренней формы слова. Круглый стол
31
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного
состава языка
32
Индивидуально-авторские образования и их стилистическая роль в
художественном тексте
33
Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях
художественной литературы
34
Итоговое занятие
23
24
25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».