Приложение 24
к основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Финансовая грамотность»
направление внеурочной деятельности – социальное
основное общее образование – 2 уровень
срок реализации программы – 1 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых
связей семьи и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях;
участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах,
журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей
(интеллект-карты);
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов;
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный
бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на
простых примерах;
развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем
в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса внеурочной деятельности
Формы
Содержание курса
организации
Объединение Раздел 1. Управление денежными средствами
(3 часа)
Деньги: что это такое. Что может происходить с
деньгами и как это влияет на финансы нашей
семьи. История развития банков.
Какие бывают источники доходов. Денежные
переводи, счета и вклады
Раздел 2. Способы повышения семейного
благосостояния (4 часа)
Кредитные продукты, их свойства. Переводы и
платежи, электронные деньги, кредитная
история
Раздел 3. Риски в мире денег (4 часа)
Микрофинансовые
организации.
Причины
инфляции, ее последствия. Страхования.
Мошенничество на финансовых рынках
Раздел 4. Семья и финансовые организации:
как сотрудничать без проблем (4 часа)
Права потребителя. Федеральный закон о
защите прав потребителей. Личный и семейный
бюджет.
Как
пользоваться
порталом
государственных услуг. Банки и их функции
Раздел 5. Человек и государство: как они
взаимодействуют (4 часа)
Что такое налоги и зачем их платить. Какие
налоги мы платим. Пенсионное страхование.
Негосударственные пенсионные фонды
Виды
деятельности
Дискуссия,
аналитическая
работа,
практическая
работа, круглый
стол, миниисследование,
деловая игра,
познавательная
беседа,
выступления
учащихся,
осуществление
проектной
работы, работа с
документами
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Управление денежными средствами (3 ч)
Деньги. Виды денег
Банки. История развития банков
Денежные переводы, счета и вклады. Тест
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (4ч)
Кредитные продукты
Виды кредитов и их свойства
Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги
Что такое кредитная история
Раздел 3. Риски в мире денег (4 ч)
8
Микрофинансовые организации
9
Инфляция. Причины и последствия
10
Что такое страхование, как оно работает
11
Мошенничество на финансовых рынках
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (4 ч)
12
Права потребителя. Федеральный Закон «О защите прав потребителей»
13
Личный и семейный бюджет
14
Цели планирования составление плана
15
Информационное общество. Портал государственных услуг
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (4 ч)
16
Подоходный налог. Налог на имущество
Государственное пенсионное страхование. Негосударственные пенсионные фонды
17
18
Современные деньги России и других стран
19
Практическая работа. Деньги. Тест
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)
20
Структура доходов семьи
21
Зарплата как источник дохода
22
Безработица: почему она возникает и какой бывает. Пособие по безработице
23
Структура семейных расходов
24
Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет
25
Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт
Раздел 3. Риски в мире денег (1 ч)
26
Что такое финансовое мошенничество
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)
27
Пенсионное законодательство Российской Федерации
28
Банки и их функции
29
Банковский кредит и условия его предоставления
30
Банковские карты. Виды банковских карт
31
Налог. Какие налоги вам предстоит платить
32
Информационное общество. Портал государственных услуг
33
Практическая работа. Финансовая грамотность
34
Зачёт