Физика 10-11

Приложение 10
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Физика»

среднее общее образование – 3 уровень
срок реализации программы:
2 года (очное обучение)
3 года (очно-заочное обучение)

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании
современной научной картины мира, в развитии современной техники и
технологий, в практической деятельности людей;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими
естественными науками;
– устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять
основные физические модели для их описания и объяснения;
– использовать информацию физического содержания при решении учебных,
практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из
различных источников и критически ее оценивая;
– различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности
методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент,
выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты,
законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
– проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая
измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать
ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать
относительную погрешность по заданным формулам;
– проводить исследования зависимостей между физическими величинами:
проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров,
характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с
учетом погрешности измерений;
– использовать для описания характера протекания физических процессов
физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
– использовать для описания характера протекания физических процессов
физические законы с учетом границ их применимости;
– решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера):
используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную
цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
– решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе
анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические
величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить
расчеты и проверять полученный результат;
– учитывать границы применения изученных физических моделей при
решении физических и межпредметных задач;
– использовать информацию и применять знания о принципах работы и
основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических
устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных
задач;

– использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
– владеть приемами построения теоретических доказательств, а также
прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на
основе полученных теоретических выводов и доказательств;
– характеризовать системную связь между основополагающими научными
понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила,
энергия;
– выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических
закономерностей и законов;
– самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
– характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством:
энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих
проблем;
– решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические
задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов
или формул, связывающих известные физические величины, в контексте
межпредметных связей;
– объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов
и технических устройств;
– объяснять условия применения физических моделей при решении
физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов
оценки.

Содержание учебного предмета
10 класс (68 часов)
Раздел 1. Введение. Физика и естественно-научный метод познания
природы (1 час)
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.
Методы исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и
процессов. Научные факты и гипотезы. Физические законы и границы их
применимости. Физические теории и принцип соответствия. Физические
величины. Погрешности измерения физических величин. Роль и место физики в
формировании современной научной картины мира, в практической деятельности
людей. Физика и культура.
Раздел 2. Механика (28 часов)
Границы
применимости
классической
механики.
Важнейшие
кинематические характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные
модели тел и движений. Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука,
сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.
Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для
развития космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон
сохранения механической энергии. Работа силы.
Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия.
Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов
Лабораторные работы:
1. Изучение движения тела по окружности
2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально
3. Измерение жесткости пружины
4. Измерение коэффициента трения скольжения
5. Изучение закона сохранения механической энергии.
6. Изучение равновесия тела под действием нескольких сил
Контрольные работы:
1.Кинематика
2. Динамика и силы в природе
3. Законы сохранения в механике
Раздел 3. Молекулярная физика. Термодинамика (17 часов)
Основы молекулярно-кинетической теории (МКТ) и термодинамики.
Экспериментальные доказательства МКТ. Абсолютная температура как
мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.
Модель идеального газа. Давление газа. Связь между давлением и средней
кинетической энергией поступательного теплового движения молекул

идеального газа. Модель идеального газа в термодинамике: уравнение
Менделеева-Клапейрона, выражение для внутренней энергии. Закон Дальтона.
Газовые законы.
Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Преобразование
энергии в фазовых переходах. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность
воздуха. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Смачивание и
несмачивание. Капилляры. Модель строения твёрдых тел. Механические
свойства твёрдых тел. Кристаллические и аморфные тела.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения
внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.
Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Цикл Карно. КПД тепловой
машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Лабораторные работы:
7. Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака
Контрольные работы:
4. Основы МКТ идеального газа
5. Термодинамика
Раздел 4. Основы электродинамики (20 часов)
Предмет и задачи электродинамики. Электрическое взаимодействие.
Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость и
потенциал
электростатического
поля.
Принцип
суперпозиции
электрических полей. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в
электростатическом поле. Электрическая ёмкость. Конденсатор. Энергия
электрического поля.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электродвижущая сила
(ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в
металлах, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Плазма.
Электролиз. Полупроводниковые приборы. Сверхпроводимость.
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции
магнитных полей. Магнитное поле проводника с током. Действие
магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу.
Сила Ампера и сила Лоренца.
Поток вектора магнитной индукции. Явление электромагнитной
индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. ЭДС
индукции
в
движущихся
проводниках.
Явление
самоиндукции.
Индуктивность. Энергия электромагнитного поля. Магнитные свойства
вещества.
Лабораторные работы:
8. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников
9. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

Контрольные работы:
10. Электростатика
11. Постоянный электрический ток
12. Электрический ток в различных средах
Раздел 5. Повторение (2 часа)
Обобщающее повторение
Итоговая контрольная работа.

11 класс (68 часов)
Раздел 1. Основы электродинамики (продолжение) (12 часов)
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных
полей. Магнитное поле проводника с током. Действие магнитного поля на проводник с
током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.
Поток вектора магнитной индукции. Явление электромагнитной индукции. Правило
Ленца. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля. Магнитные
свойства вещества.
Лабораторные работы:
1. Наблюдение действия магнитного поля на ток;
2. Изучение явления электромагнитной индукции.
Контрольные работы:
1. Магнитное поле и электромагнитная индукция
Раздел 2. Колебания и волны (14 часов)
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.
Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания, резонанс.
Электромагнитные
колебания.
Колебательный
контур.
Свободные
электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс.
Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Элементарная теория
трансформатора. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Механические волны. Поперечные и продольные волны. Энергия волны.
Интерференция и дифракция волн. Звуковые волны.
Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Электромагнитные волны.
Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных излучений и их
практическое применение. Принципы радиосвязи и телевидения. Развитие средств связи.
Лабораторные работы:
3. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Контрольные работы:
2. Колебания и волны
Раздел 3. Оптика (13 часов)
Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде.
Законы отражения и преломления света. Полное отражение света. Формула тонкой линзы.
Оптические приборы.
Скорость света. Волновые свойства света. Дисперсия света. Интерференция света.
Когерентность волн. Дифракция света. Поляризация
Виды излучений. Спектры и спектральный анализ. Практическое применение
электромагнитных излучений.
Лабораторные работы:

4. Измерение показателя преломления стекла.
5. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
6. Измерение длины световой волны.
7. Наблюдение интерференции и дифракции света.
Контрольные работы:
3. Световые волны
Раздел 4. Основы специальной теории относительности (3 часа)
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности
Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Энергия и
импульс свободной частицы. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Раздел 5. Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра (17 часов)
Предмет и задачи квантовой физики.
Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно чёрного тела.
Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А. Г. Столетова, законы фотоэффекта.
Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта.
Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой
дуализм. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Давление света. Опыты П. Н.
Лебедева и С. И. Вавилова. Дифракция электронов.
Модели строения атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.
Спонтанное и вынужденное излучение света.
Состав и строение атомных ядер. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы. Энергия
связи атомных ядер.
Радиоактивность. Виды радиоактивного излучения. Закон радиоактивного распада.
Ядерные реакции, реакции деления и синтеза. Цепная реакция деления ядер. Ядерная
энергетика. Термоядерный синтез. Применение ядерной энергии. Биологическое действие
радиоактивных излучений.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Ускорители
элементарных частиц
.Лабораторные работы:
8. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров
9. Изучение треков заряженных частиц (по фотографиям).
Контрольные работы:
4. Световые кванты
5. Атомная физика. Физика атомного ядра
Раздел 6. Строение Вселенной (5 часов)
Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Солнечная система. Звёзды и источники их энергии. Классификация звёзд. Эволюция
Солнца и звёзд.

Галактика. Другие галактики. Пространственно-временные масштабы наблюдаемой
Вселенной. Представление об эволюции Вселенной. Тёмная материя и тёмная энергия.
Лабораторные работы:
10. Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.
Раздел 7. Обобщающее повторение (4 часа)
Обобщающее повторение «Механические явления». Обобщающее
повторение «Молекулярная физика. Термодинамика». Обобщающее повторение
«Электростатика и электродинамика».
Итоговая контрольная работа.

Тематическое планирование
10 класс
№ п/п

Наименование разделов, тем

Раздел 1.

Введение. Физика и естественно-научный метод
познания природы
Механика
Молекулярная физика. Термодинамика
Основы электродинамики
Повторение

Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.
Итого

Количество
часов
1
28
17
20
2
68

11 класс
№ п/п
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.
Раздел 6.
Раздел 7.
Итого

Наименование разделов, тем
Основы электродинамики
Колебания и волны
Оптика
Основы специальной теории относительности
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Строение Вселенной
Обобщающее повторение

Количество
часов
12
14
13
3
17
5
4
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».