Приложение 9
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Химия»
среднее общее образование – 3 уровень
срок реализации программы:
2 года (очное обучение)
3 года (очно-заочное обучение)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
– раскрывать на примерах положения теории химического строения
А.М. Бутлерова;
– понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на
его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных
ими веществ от электронного строения атомов;
– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений
об их составе и строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры как
средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как
носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к
определенному классу соединений;
– характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками
вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные
свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их
идентификации и объяснения области применения;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе
знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной
способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ
для безопасного применения в практической деятельности;
– приводить примеры практического использования продуктов переработки
нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена,
синтетического каучука, ацетатного волокна);
– проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина,
уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе
пищевых продуктов и косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими
веществами и лабораторным оборудованием;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения
химического равновесия от различных факторов с целью определения
оптимальных условий протекания химических процессов;
– приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
– приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические
свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по
продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям
элементов, входящих в его состав;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и
токсичными веществами, средствами бытовой химии;
– осуществлять
поиск
химической
информации
по
названиям,
идентификаторам, структурным формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета,
научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в
целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед
человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении
этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии
как науки на различных исторических этапах ее развития;
– использовать методы научного познания при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания органических веществ;
– объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной
(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью
определения химической активности веществ;
– устанавливать генетическую связь между классами органических веществ
для обоснования принципиальной возможности получения органических
соединений заданного состава и строения;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и
следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых
решений на основе химических знаний.
Содержание учебного предмета
10 класс (34 часа)
Раздел 1. Введение. Теоретические основы органической химии (3 часа)
Формирование органической химии как науки. Теория строения органических
соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы.
Гомологический
ряд.
Гомологи.
Структурная
изомерия.
Номенклатура.
Электронная
природа
химических
связей
в
органических
соединениях.
Классификация органических соединений.
Демонстрации. Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул
органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных
растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Примеры УВ в
разных агрегатных состояниях
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения
по массе (объему) продуктов сгорания.
Раздел 2. Углеводороды (10 часов)
Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и
химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов.
Понятие о циклоалканах.
Алкены. Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия:
углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. Химические
свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Применение алкенов.
Алкадиены.
Строение.
Свойства,
применение.
Природный
каучук.
Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и
химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Применение.
Арены. Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические
свойства бензола. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов
Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам,
щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде. Изготовление моделей молекул
гомологов и изомеров. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие
ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена.
Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения. Знакомство с
образцами каучуков. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к
бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.
Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы
переработки нефти.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и
галогенопроизводных. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.
Практическая работа. 1. Получение этилена и изучение его свойств.
Раздел 3. Кислородсодержащие органические соединения (11 часов)
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа.
Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и
применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
Фенолы.
Строение
молекулы
фенола.
Взаимное
влияние
атомов
в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства. Токсичность фенола и его
соединений. Применение фенола. Генетическая связь спиртов и фенола с
углеводородами.
Альдегиды. Кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и
номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение. Ацетон
– представитель кетонов. Применение.
Односоставные
предельные
карбоновые
кислоты.
Строение
молекул.
Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот.
Применение.
Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.
Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических
соединений.
Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение.
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Глюкоза. Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства,
применение.
Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Реакция
поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе.
Применение. Ацетатное волокно.
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из
реагирующих веществ дано в избытке. Определение массовой или объемной доли
выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Лабораторные опыты. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором
гидроксида натрия. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом.
Получение этаналя окислением этанола. Взаимодействие метаналя (этаналя) с
аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворимость жиров,
доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и
синтетических моющих средств. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II).
Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I).
Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с
иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных
волокон.
Демонстрации. Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их
составу и применению
Практическая работа. 2. Решение экспериментальных задач на получение и
распознавание органических веществ.
Раздел 4. Азотсодержащие органические соединения (5 часов)
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства.
Анилин. Свойства, применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как
амфотерные органические соединения. Применение.
Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические
свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.
Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением
лекарственных препаратов.
Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия
функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции на белки (биуретовая
и ксантопротеиновая реакции).
Образцы лекарственных препаратов и витаминов. Образцы средств гигиены и
косметики.
Раздел 5. Высокомолекулярные соединения (5 часов)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях
полимеризации. Строение молекул. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные
смолы.
Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.
Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических
волокон
Практическая работа 3. Распознавание пластмасс и волокон
11 класс
Раздел 1. Теоретические основы химии (12 часов)
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при
химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения.
Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-электроны. Особенности размещения электронов по
орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни.
Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией
строения атомов.
Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение
валентности и размеров атомов.
Расчетные задачи. Вычисление массы, объема или количества вещества по
известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или
получившихся в результате реакции веществ.
Тема 2. Строение вещества
Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия
веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических
кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта
реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного
вещества.
Тема 3. Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс.
Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое
равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле
Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.
Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.
Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды
раствора с помощью универсального индикатора.
Лабораторные опыты. 1. Проведение реакций ионного обмена для характеристики
свойств электролитов.
Практическая работа 1. Влияние различных факторов на скорость химической
реакции.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта
реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю
примесей.
Раздел 2. Неорганическая химия (22 часа)
Тема 4. Растворы
Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации
растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные
растворы. Золи, гели.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотноосновные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная,
щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.
Гидролиз органических и неорганических соединений.
Практическая работа 2. Приготовление раствора с заданной молярной
концентрацией
Тема 5. Электрохимические реакции
Химические источники тока. Ряд стандартных электродных потенциалов.
Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от
коррозии.
Тема 6. Металлы
Положение металлов в периодической системе химических элементов. Общие
свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы
получения металлов.
Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических
элементов.
Обзор металлов главных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических
элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).
Сплавы металлов.
Оксиды и гидроксиды металлов.
Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений.
Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди
с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди (II). Опыты по коррозии
металлов и защите от нее.
Лабораторные опыты:
2. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.
3. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой
долей выхода продукта реакции от теоретически возможного
Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач по теме «Металл».
Тема 7. Неметаллы
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных
неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородосодержащие кислоты. Водородные
соединения неметаллов.
Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и
кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
Лабораторные опыты:
4. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с
коллекциями).
5. Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
Тема 8. Химия и жизнь.
Химия в промышленности. Принципы химического производства. Химикотехнологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна.
Производство стали.
Химия в быту. Химическая промышленность и окружающая среда.
Тематическое планирование
10 класс
№ п/п
Наименование разделов, тем
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.
Итого
Введение. Теоретические основы органической химии
Углеводороды
Кислородсодержащие органические соединения
Азотсодержащие органические соединения
Высокомолекулярные соединения
Количество
часов
3
10
11
5
5
34
11 класс
№ п/п
Раздел 1.
Раздел 2.
Итого
Наименование разделов, тем
Теоретические основы химии
Неорганическая химия
Количество
часов
12
22
34