Элективный курс по русскому языку

Приложение 19
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Искусство устной и письменной речи»
среднее общее образование – 3 уровень
срок реализации программы – 1 год

Планируемые результаты освоения элективного курса

В результате изучения дисциплины выпускник должен
иметь представление
 о способах оптимизации речевого общения
знать
 функциональные стили речи,
 виды речевой деятельности
 особенности устной и письменной речи
уметь
 применять полученные знания на практике;
 оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
 применять приёмы сжатия текста;
 понимать и интерпретировать текст;
 создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по
поводу прочитанного текста;
 аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский
опыт.

Содержание элективного курса
1 год (68 часов)
Раздел 1. Функциональные разновидности русского языка (17 часов)
Функциональные стили, разговорная речь и язык русской литературы как
функциональные разновидности современного русского языка. Научный стиль, сферы
его использования, назначение. Лексические, морфологические, синтаксические
особенности научного стиля. Основные жанры научного стиля. Культура учебнонаучного стиля. Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение.
Основные жанры официально-делового стиля. Лексические, морфологические,
синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры
официально-делового
стиля.
Культура
официально-делового
общения.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
публицистического стиля. Основные качества публичной речи. Разговорная речь,
сферы ее использования, назначение. Невербальные средства общения. Культура
разговорной речи. Язык художественной литературы и его отличия от других
разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной
речи
Практическое занятие № 1. Семинар: «Учебно-научный стиль»
Практическое занятие № 2. Практикум: «Форма делового документа»
Практическое занятие № 3. Диспут на молодежную тематику
Раздел 2. Виды речевой деятельности (9 часов)
Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности. Виды речевой деятельности.
Чтение как вид речевой деятельности. Аудирование как вид речевой деятельности.
Говорение как вид речевой деятельности. Письмо как вид речевой деятельности
Практическое занятие № 4. Приемы работы с книгой и другими
информационными источниками, включая СМИ и Интернет-ресурсы
Практическое занятие № 5. Приемы, повышающие эффективность слушания
Практическое занятие № 6. Культура письма. Содержание письменного
высказывания и его языковое оформление
Раздел 3. Особенности устной и письменной речи (8 часов)
Особенности устной и речи. Особенности письменной речи. Основные
требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного
высказывания. Речевая культура использования технических средств коммуникации.
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях
на тематических часах интернета.
Практическое занятие № 7. Дискуссия на морально-этическую тему
Практические занятия № 8-9. Подготовка и защита проектов

Раздел 4. Речевой этикет в письменном общении (8 часов)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и
деловой переписке. Основные правила письменного общения в виртуальных
дискуссиях.
Практическое занятие № 1. Практикум: Выбор темы реферата (доклада) и
обдумывание основной мысли
Практическое занятие № 2. Работа над содержанием речи. Анализ
литературы
Практическое занятие № 3. Сопоставление собственного взгляда с мнениями,
отражёнными в прочитанных текстах
Практическое занятие № 4. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и
аргументы
Практическое занятие № 5. Способы цитирования
Раздел 5. Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (7
часов)
Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления.
Основная часть речевого высказывания. Логические формы и приёмы изложения.
Смысловые части письменного текста и абзац. Языковые средства, подчёркивающие
движение мысли в письменном тексте.
Практическое занятие № 6. Виды аргументов, правила и способы
аргументации, убедительность аргументов
Практическое занятие № 7. Заключение и основная мысль текста. Функции
заключения, варианты заключений
Практическое занятие № 8. Специфические средства устной речи и
использование их для точной передачи мысли
Раздел 6. Точность и правильность письменного и устного высказывания,
уместность используемых средств (5 часов)
Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному
высказыванию. Языковая норма и её признаки. Орфоэпические и интонационные
нормы. Лексические и стилистические нормы. Морфологические и синтаксические
нормы. Правописные нормы. Вариативность норм.
Практические занятия № 9. Нормативные словари современного русского языка
и справочники.
Раздел 7. Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя
(5 часов)
Выразительность речи. Стилистические фигуры и особенности их использования
в письменной речи. Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства
эмоционального воздействия на слушателя. Особенности речевого этикета в
официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Практические занятия №10. Графическое оформление текста как средство
эмоционального воздействия на читателя.
Раздел 8. Публичная защита реферата (9 часов)
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Психологическая
готовность к трудностям публичного выступления. Основные критерии оценки
выступления на защите реферата. Содержательность и соответствие нормам.
Выразительность речи. Успешность речевого взаимодействия с участниками
обсуждения реферата.
Практические занятия № 11-12. Подготовка и защита рефератов

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Раздел 1. Функциональные разновидности русского языка

Кол-во
часов
17

Раздел 2. Виды речевой деятельности

9

Раздел 3. Особенности устной и письменной речи

8

Раздел 4. Речевой этикет в письменном общении

8

Раздел 5. Развитие основной мысли в письменном и устном
высказывании
Раздел 6. Точность и правильность письменного и устного
высказывания, уместность используемых средств
Раздел 7. Средства эмоционального воздействия на читателя и
слушателя
Раздел 8. Публичная защита реферата

7

Итого

5
5
9
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».