Биология 6-9 АООП

Приложение 25
к адаптированной основной
общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
МБОУ СОШ №1 г.Углегорска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"БИОЛОГИЯ"

основное общее образование - 2 уровень
срок реализации программы -4 года

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при
изучении которого учащиеся , получают элементарную естественно-научную
подготовку. Преемственные связи между предметами обеспечивают целостность
биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному
поведению

обучающихся

в

соответствии

с

законами

природы

и

общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического,
эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания
детей и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать
у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность.
Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с
деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и
поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Минимальный уровень:
x

представления об объектах и явлениях неживой и живой природы,

организма человека;
x

знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных,

узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях,
фотографиях, рисунках;
x

знание общих признаков изученных групп растений и животных,

правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни
в объемепрограммы;
x

выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных

программой;
x

описание особенностей состояния своего организма;

x

знание названий специализации врачей;

x

применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых

ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела,
правила первой доврачебной помощи).

Достаточный уровень:
x

представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;

x

осознание основных взаимосвязей между природными компонентами,
природой и человеком, органами и системами органов у человека;

x

установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта
(единство формы и функции);

x

знание признаков сходстваи различия между группами растений и животных;
выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;

x

узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные

объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
x

знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в

организме человека;
x

знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния,

самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови,
состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
x

знание

правил

здорового

образа

жизни

и

безопасного

поведения,

использование их для объяснения новых ситуаций;
x

выполнение

практических

работ

самостоятельно

или

при

предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение
температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах,
порезах, кровотечении, ожогах);
x владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях.

Содержание учебного предмета
6 класс(34 часа)
Введение(4 часа)
Неживая природа.Живая и неживая природа.Предметы и явления неживой
природы.Изменения в природе. Твёрдые тела, жидкости и газы.Превращение
твёрдых

тел

в

жидкости,жидкостей

в

газы.

Для

чего

нужно

изучать

неживуюприроду.
Раздел 1. Вода(6 часов)
Вода в природе. Вода, её свойства какжидкости.Три состояния воды.
Температураизмерения. Водные растворы и их использование.Работа воды в
природе. Образование пещер, оврагов, ущелий.Наводнение (способы защиты от
наводнений).Использование воды в быту, промышленности и с/х. Охрана воды.
Практические работы:
1.Измерение температуры питьевой воды, кипящей воды и тёплой воды,
используемой для мытья посуды и других целей.
2.Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе.
Раздел 2. Воздух(9 часов)
Свойства

воздуха:

прозрачность,

объём,

упругость.

Использование

упругости.Составвоздуха.Кислород и его значения в жизни растений, животных и
человека.Углекислый газ и его свойства.Движение воздуха. Ураган (способы
защиты). Применение углекислого газа.Значениевоздуха.Чистый и загрязнённый
воздух. Охрана воздуха.
Практические работы:
3.Зарисовка барометра и флюгера.
4.Определение направления ветра по модели флюгера.
Раздел 3. Полезные ископаемые (9часов)
Полезные

ископаемые,

используемые

в

качестве

строительных

материалов.Горючие полезные ископаемые. Торф.Каменный уголь. Свойства
каменного угля. Добыча и использование.Нефть. Свойства нефти. Добыча

нефти.Продукты

переработки

нефти:

бензин,

керосин

и

другие

материалы.Природный газ. Свойства газа. Правила обращения с газом в
быту.Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных
удобрений.

Калийная

соль,

фосфориты.

Свойства.

Добыча

и

использование.Полезные ископаемые, используемые для получения металлов:
железная руда.Чёрные металлы, различные виды стали и чугуна.Цветные металлы.
Отличие чёрных металлов от цветных. Применение цветных металлов.
Практические работы:
5.Распознавание чёрных и цветных металлов по образцам и различных изделий из
этих металлов.
Раздел 4. Почва (5 часов)
Состав почвы:

перегной, глина, песок, вода, минеральные соли,

воздух.Минеральная и органическая части почвы.Разнообразие почв. Песчаные и
глинистые почвы. Их свойства.Эрозия почв. Охрана почв.
Практические работы:
6.Определение типов почв своей местности.
7.Различие песчаных и глинистых почв.
8.Обработка почв на пришкольном участке: вскапывание и боронование лопатой и
граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников. Рыхление
почвы мотыгами.
Повторение (1 час)

Содержание учебного предмета
7 класс(34 часа)
Введение(1 час)
Многообразие растений. Роль растений в жизни человека и животных.
Раздел 1. Общие сведения о цветковых растениях(8 часов)
Культурные и дикорастущие растения.Общее понятие об органах цветкового
растения.Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью:
сурепка).Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой,
придаточный корень). Корневыеволоски, их значение.Значение корня в жизни
растений.Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).Разнообразие стеблей
(травянистый,

древесный),

укороченные

стебли.

Ползучий,

прямостоячий,

цепляющийся, вьющийся, стелющийся.Положение стебля в пространстве (плети,
усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина).Значение
стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим
органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование
стебля. Побег.Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и
сложные листья.Расположение листьев на стебле.Жилкование листа. Значение
листьев в жизни растения. Дыхание растений. Обмен веществ у растений.Листопад
и его значение.Строениеветка.Понятие о соцветиях. Опыление цветков.Понятие о
соцветиях. Опыление цветков.Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные.
Распространение плодов и семян.
Практические работы:
1.Образование придаточных корней (черенкование стебля листовое деление).
2.Органы цветкового растения.Строениецветка,строение семени.
3.Определение всхожести семян
Раздел 2. Растения леса (7 часов)
Некоторые биологические особенности леса.
Лиственные деревья:берёза, дуб,липа, осина.Местные породы.
Хвойные деревья: ель, сосна.Породы деревьев, характерные для данного края.

Лесные кустарники:Бузина, лещина (орешник), шиповник. Особенности внешнего
строения

кустарников.

Отличие

деревьев

от

кустарников.Использование

человеком. Отличительные признаки съедобных и ядовитых плодов.
Ягодныекустарники:черника, брусника. Особенности внешнего строения. Биология
этих растений. Сравнительная характеристика. Лекарственное значение изучаемых
ягод. Правила их сбора и заготовки.
Травы:Ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой или 2–3 вида
других местных травянистых растений.Практическое значение этих растений.
Грибы. Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.Грибы съедобные и
ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов.
Оказание первой помощи при отравлении грибами.
Охрана леса.Что лес даёт человеку? Лекарственные травы и растения. Растения
Красной книги.Лес – наше богатство (работа лесничества по охране и разведению
лесов).
Практические работы:
4.Определение возраста дерева по годичным кольцам
5.Определение возраста дерева по мутовкам
6.Зарисовка в тетрадях, подбор иллюстраций и оформление альбома «Растения
леса».
Раздел 3. Комнатные растения(3 часа)
Разнообразие комнатных растений.
Светолюбивые (бегония, герань, хлорофитум).
Теневыносливые (традесканция, монстера).
Влаголюбивые

(циперус,

аспарагус).

Засухоустойчивые

(суккуленты,

кактусы).Особенности внешнего строения ибиологические особенности растений.
Особенности ухода.Польза комнатных растений. Климат и красота в доме.
Фитодизайн.
Практические работы:
7.Черенкование комнатных растений.
8.Посадка окорененных черенков.
9.Пересадка и перевалка комнатных растений, уход за комнатными растениями:
полив, обрезка.

10.Зарисовка в тетрадях.
11.Составление композиций из комнатных растений.
Раздел 4. Цветочно–декоративные растения(2 часа)
Однолетние растения: настурция (астра, петуния, календула). Особенности
внешнего

строения.

Особенности

выращивания.Выращивание

цветочно-

декоративных растений. Размещение их в цветнике. Дизайн.Двулетние растения.
Особенности

внешнего

строения

и

выращивания.

Размещение

в

цветнике.Многолетние растения. Особенности внешнего строения и выращивание.
Многолетние цветочно-декоративные растений.Цветы в жизни человека.
Раздел 5. Растения поля(5 часов)
Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овёс, кукуруза или другие
злаковые культуры. Труд хлебороба.Отношение к хлебу. Уважение к людям, его
выращивающим.Технические

культуры:

сахарная

свекла,

картофель,

подсолнечник.Особенности внешнего строения этих растений. Их биологические
особенности.Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка.
Использование в народном хозяйстве.Одежда из льна и хлопка.Сорные растения
полей и огородов: осот, пырей, лебеда.Внешний вид. Борьба с сорными
растениями.
Раздел 6. Овощные растения (3 часа)
Однолетние

овощные

растения:

огурец,

помидор

(горох,

фасоль,

баклажан,перец, редис, укроп – по выбору учителя).Двулетние овощные растения:
морковь, свекла, капуста, петрушка.Многолетние овощные растения: лук.
Особенности внешнего строения этих растений.Биологические особенности
выращивания.Развитие растений от семени до семени.Выращивание: посев, уход,
уборка.Польза

овощных

растений.

Овощи

–

источник

здоровья

(витамины).Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей.
Практические работы:
12.Выращивание рассады.
13.Определение основных групп семян овощных растений.

Раздел 7. Растения сада(4 часа)
Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника (абрикосы,
персики – для южных регионов).Биологические особенности растений сада:
созревание плодов, особенности размножения.Вредители сада, способы борьбы с
ними.Способы уборки и использования плодов и ягод.Польза свежих фруктов и
ягод.Польза свежих фруктов и ягод.Заготовки на зиму.Вскапывание приствольных
кругов плодовых деревьев.
Повторение (1 час)

Содержание учебного предмета
8 класс(68 часов)
Введение(2 часа)
Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные.
Дикие и домашние животные.Значение животных и их охрана. Животные,
занесённые в Красную книгу.
Раздел 1. Беспозвоночные животные(10 часов)
Тема 1. Беспозвоночные животные(1 час)
Общие признаки. Многообразие.
Тема 2. Дождевой червь (1 час)
Дождевой червь
Тема 3. Насекомые(8 час)
Многообразие насекомых. Различие по внешнему виду, местам обитания,
питанию.Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие. Их
значение.Яблонная плодожорка, бабочка капустница. Меры борьбы.Тутовый
шелкопряд. Внешний вид, питание, значение, способ передвижения.Жуки.
Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие.Комнатная
муха.

Характерные

гигиены.Медоносная

особенности.
пчела.

Внешнее

Вред.

Меры

строение.

Жизнь

борьбы.
пчелиной

Правила
семьи,

значение.Муравьи – санитары леса. Особенности жизни. Польза. Правила
поведения в лесу. Охрана муравейников.
Практическая работа:
№1.Зарисовка насекомых в тетрадях.
Раздел 2. Позвоночные животные(29 часов)
Тема 1. Общие признаки позвоночных животных(1 час)
Общие признаки позвоночных животных. Их классификация.
Тема 2. Рыбы(7 часов)
Общие признаки рыб. Среда обитания.
Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.

Морские

рыбы:

треска,

сельдь

или

другие,

обитающие

в

данной

местности.Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных
рыб), дыхание, способ передвижения.Размножениерыб.Рыбоводство (разведение
рыбы, её охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное
использование.Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания
(освещение, температура воды). Особенности размножения (живородящие).
Питание. Кормление (виды корма), уход.
Тема 3. Земноводные(3 часа)
Земноводные. Общие признаки земноводных.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения.
Питание, дыхание, размножение (цикл развития).Знакомство с многообразием
земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа
жизни. Значение в природе.
Практические работы:
№2. Зарисовка земноводных в тетрадях
№3. Черчение таблицы (сходство и различия земноводных и рыб)
Тема 4. Пресмыкающиеся(8 часов)
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание.
Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика:
гадюка, уж. Скорая помощь при укусах змей.
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание,
размножение и развитие. Сравнительная характеристика пресмыкающихся и
земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).
Практические работы:
№4. Зарисовки пресмыкающихся в тетрадях
№5. Черчение таблицы «Пресмыкающиеся»
Тема 5
Дикие

Птицы (9 часов)
птицы.

Общая

характеристика

птиц,

особенности

размножения.

Многообразие птицы. Птицы перелётные и неперелётные (зимующие, оседлые).
Птицы леса: большой пёстрый дятел, синица.

Хищные птицы: сова, орёл. Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка и
др.Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о
потомстве. Охрана птиц.
Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения,
питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Значение
птицеводства.
Практическая работа:
№6. Подкормка зимующих птиц
Раздел 3. Млекопитающие животные(29 часов)
Тема 1. Дикие млекопитающие животные(14 часов)
Разнообразие млекопитающих, их классификация.
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни,
питание, размножение. Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр.
Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и
хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни,
питание значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Черты сходства и различия.
Псовые (собачьи): волк, лисица.
Медвежьи: медведи (бурый, белый).
Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение
на зверофермах.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось.
Общие признаки и отличительные особенности. Охрана животных.
Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, размножение и
развитие. Отличительные особенности, значение.
Китообразные: кит, дельфин. Значение китообразных.
Морские животные занесённые в Красную книгу.

Приматы. Общая характеристика. Отличительные особенности различных групп.
Питание. Уход за потомством. Места обитания.
Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 2. Сельскохозяйственные животные(9 часов)
Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание
кроликов. Разведение.
Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания.
Молочная продуктивность коров. Местные породы коров. Современные фермы.
Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание.
Значение овец в экономике страны.
Свинья. Внешнее строение. Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном
хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.
Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к
условиям жизни. Значение.
Оленеводство. Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность
к условиям жизни.
Тема 3. Домашние питомцы(6 часов)
Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарногигиенические требования к их содержанию. Заболевания и оказание первой
помощи животным. Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и
уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию.
Заболевания и оказание первой помощи животным.
Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход.
Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки и др.) Образ
жизни. Уход. Кормление. Уборка их жилища.
Практические работы:
№7. Зарисовка в тетрадях морских животных
№8. Игра «Зоологическое лото»
Повторение(2 часа)

Содержание учебного предмета
9 класс(68 часов)
Введение(2 часа)
Человек. Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и
укреплении здоровья.
Раздел 1. Общее знакомство с организмом человека(2 часа)
Краткие сведения о клетке и тканях человека.Основные системы органов человека.
Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения,
размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов
в теле человека.
Раздел 2. Опора и движение(12 часов)
Скелет.Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений,
животных, человека.Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные
части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости
верхних и нижних конечностей.Строение позвоночника. Роль правильной посадки
и осанки человека.Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная
клетка и её значение.Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей:
подвижные, полуподвижные, неподвижные.Сустав, его строение. Связки и их
значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная
помощь при этих травмах.
Практические работы:
№1. Определение правильной осанки.
№2. Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (рёбра, кости черепа,
рук, ног).
№3. Наложение шин, повязок.
Мышцы.Значение движение. Двигательные реакции растений, движение животных
и человека. Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы
шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.Работа мышц:
сгибание, разгибание, удерживание.Утомлениемышц.Влияние физкультуры и
спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в

правильном формировании опорно-двигательной системы.Пластика и красота
человеческого тела.
Практические работы:
№4. Определение при внешнем осмотре местоположение отдельных мышц.
№5. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте.
№6. Утомление мышц при удержании груза на вытянутой руке.
Раздел 3. Кровообращение(11 часов)
Передвижение веществ в организме растений и животных.Кровеносная система
человека.Кровь, её состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид,
величина, положение сердца в грудной клетке.Работасердца.Пульс. Кровяное
давление.Движение крови по сосудам. Группы крови.Заболевания сердца (инфаркт,
ишемическая

болезнь,

сердечная

недостаточность).Профилактика

сердечно-

сосудистых заболеваний.Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца.
Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца,
постепенное увеличение нагрузки.Вредное влияние никотина, спиртных напитков,
наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при
кровотечении.Донорство – это почётно.
Практические работы:
№7. Подсчёт частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном
состоянии и после дозированных гимнастических упражнений.
№8. Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны.
№9. Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ,
лейкоцитов, тромбоцитов.
№10. Измерение кровяного давления.
Раздел 4. Дыхание(6 часов)
Значение дыхания для растений, животных, человека.Органы дыхания человека:
носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.Состав вдыхаемого и
выдыхаемого

воздуха.

Газообмен

в

лёгких

и

тканях.Гигиена

дыхания.

Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух
(пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ,
гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулёз и др.).Влияние никотина на органы

дыхания.Озеленение городов, значение зелёных насаждений, комнатных растений
для здоровья человека.
Раздел 5. Питание и пищеварение(8 часов)
Особенности питания растений, животных, человека.Значение питания для
человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы,
вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья
человека. Авитаминоз.Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок,
поджелудочная железа, печень, кишечник.Здоровые зубы – здоровое тело
(строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи.
Отделение слюны.Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание.
Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.Гигиена питания. Значение
приготовления пищи.Нормы питания. Пища народов разных стран.Заболевания
пищеварительной системы и их профилактика.
Раздел 6. Выделение (3 часа)
Почки - органы выделения.Внешний вид почек, их расположение в
организме

человека.

Значение

выделения

мочи.Предупреждение

почечных

заболеваний. Профилактика цистита.
Практические работы:
№11. Зарисовка почки в разрезе.
№12. Простейшее чтение анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).
Раздел 7. Размножение и развитие(9 часов)
Особенности

мужского

и

женского

организма.Культура

межличностных

отношений (дружба и любовь; культура поведения влюбленных; добрачное
поведение;

выбор

спутника

жизни;

готовность

к

браку;

планирование

семьи).Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных,
человека.Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена
юношей и девушек в подростковом возрасте). Половые железы и половые
клетки.Оплодотворение.

Беременность.

Внутриутробное

развитие.Роды.

Материнство. Уход за новорожденным.Рост и развитие ребёнка.Последствия
ранних

половых

связей,

вред

ранней

беременности.

Предупреждение

нежелательной

беременности.

Современные

средства

контрацепции.

Аборт.Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
Раздел 8. Покровы тела(5 часов)
Кожа и её роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания,
выделения пота и жира, терморегуляции.Производные кожи: волосы, ногти.
Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры,
влажные обтирания).Оказание первой помощи при тепловом и солнечных ударах,
термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим
током. Кожные заболевания и их профилактика (педикулёз, чесотка, лишай, экзема
и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная
косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и
обуви.
Практические работы:
№13. Выполнение различных приёмов наложения повязок на условно поражённый
участок кожи
Раздел 9. Нервная система(5 часов)
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение.
Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и
отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на
нервную систему. Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит,
невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.
Раздел 10. Органы чувств(5 часов)
Значение органов чувств у животных и человека. Строение, функции и
значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика.
Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Строение и значение
органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха.
Гигиена. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости
носа,

кожная

чувствительность:

болевая,

Расположение и значение этих органов.

температурная

и

тактильная).

Тематическое планирование
6 класс (34 часа)
№

Наименование разделов, тем

п/п
Введение (4 часа)
1

Живая и неживая природа

2

Предметы и явления неживой природы. Изменения в природе

3

Твёрдые тела, жидкости и газы. Превращение твёрдых тел в жидкости,
жидкостей в газы.

4

Для чего нужно изучать неживую природу
Раздел 1. Вода (6 часов)

5

Вода в природе. Вода, её свойства как жидкости

6

Три состояния воды в природе Температура измерения

7

Водные растворы и их использование

8

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий

9

Наводнение (способы защиты от наводнений)

10

Использование воды в быту, промышленности и с/х. Охрана воды
Раздел 2. Воздух (9 часов)

11

Свойства воздуха: прозрачность,объем, упругость. Использование
упругости

12

Состав воздуха

13

Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека

14

Углекислый газ и его свойства

15

Движение воздуха.Ураган(способы защиты)

16

Применение углекислого газа

17

Значение воздуха

18

Чистый и загрязнённый воздух

19

Охрана воздуха
Раздел 3. Полезные ископаемые (9 часов)

20

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных
материалов

21

Горючие полезные ископаемые. Торф

22

Каменный уголь. Свойства каменного угля. Добыча и использование

23

Нефть. Свойства нефти. Добыча нефти.

24

Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы

25

Природный газ. Свойства газа. Правила обращения с газом в быту

26

Полезные ископаемые. Калийная соль, фосфориты. Свойства. Добыча и
использование

27

Полезные ископаемые: железная руда.
Чёрные металлы, различные виды стали и чугуна

28

Цветные металлы. Отличие чёрных металлов от цветных. Применение
цветных металлов
Раздел 4. Почва (5 часов)

29

Состав почвы.

30

Минеральная и органическая части почвы

31

Разнообразие почв.

32

Эрозия почв. Охрана почв.

33

Повторение раздела «Почва»
Повторение (1 час)

34

Итоговое повторение

Тематическое планирование
7класс (34 часа)
№

Наименование разделов, тем

п/п
Введение (1час)
1

Многообразие растений. Роль растений в жизни человека и животных
Раздел 1. Общие сведения о цветковых растениях (8 часов)

2

Культурные и дикорастущие растения

3

Общее понятие об органах цветкового растения

4

Строение корня. Образование корней. Виды корней. Корневые волоски, их
значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней

5

Разнообразие стеблей: ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся,
стелющийся

6

Строение древесного стебля. Значение стебля в жизни растений

7

Внешнее строение листа. Расположение листьев на стебле

8

Жилкование листа. Листопад и его значение

9

Строение цветка. Соцветие. Плоды.
Раздел 2. Растения леса(7 часов)

10

Биологические особенности леса. Берёза, дуб. Липа, осина. Местные породы

11

Ель, сосна. Породы деревьев, характерные для данного края

12

Особенности внешнего строения кустарников. Отличие деревьев от
кустарников. Бузина, шиповник. Отличительные признаки съедобных и
ядовитых плодов

13

Черника, брусника. Особенности внешнего строения. Лекарственное
значение. Правила сбора и заготовки

14

Ландыш, подорожник, зверобой. Практическое значение ландыша,
подорожника, зверобоя

15

Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница. Грибы съедобные и
ядовитые. Грибы съедобные и ядовитые.

16

Лекарственные травы и растения. Растения Красной книги.
Раздел 3. Комнатные растения (3 часа)

17

Разнообразие комнатных растений. Светолюбивые (бегония, герань,
хлорофитум). Теневыносливые традесканция, монстера.

18

Влаголюбивые (циперус, аспарагус). Засухоустойчивые кактусы.

19

Особенности внешнего строения и биологические особенности растений.
Особенности ухода. Польза комнатных растений. Фитодизайн.
Раздел 4. Цветочно–декоративные растения (2 часа)

20

Однолетние и двулетние растения. Особенности внешнего строения.
Особенности выращивания. Выращивание цветочно-декоративных
растений. Размещение их в цветнике. Дизайн

21

Многолетние растения: флоксы, пионы, георгины. Особенности внешнего
строения и выращивание. Цветы в жизни человека
Раздел 5. Растения поля (5 часов)

22

Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, кукуруза. Труд хлебороба.
Отношение к хлебу. Уважение к людям, его выращивающим

23

Технические культуры: сахарная свекла, картофель, подсолнечник.
Особенности внешнего строения этих растений. Их биологические
особенности

24

Выращивание полевых растений, их значение. Одежда изо льна и хлопка

25

Сорные растения полей и огородов. Внешний вид. Борьба с сорными
растениями
Раздел 6. Овощные растения (4 часа)

26

Однолетние и двулетние овощные растения

27

Многолетние овощные растения

28

Биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до
семени.

29

Выращивание: посев, уход, уборка. Значение овощных растений.
Раздел 7. Растения сада (8 часов)

30

Растения сада. Биологические особенности растений сада

31

Вредители сада, способы борьбы с ними

32

Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и
ягод

33

Заготовки на зиму. Вскапывание приствольных кругов плодовых деревьев

Повторение (1 час)
34

Повторение изученного в 7 классе

Тематическое планирование
8класс (68 часов)
№

Наименование разделов, тем

п/п
Введение (2часа)
1

Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные.
Дикие и домашние животные

2

Значение животных и их охрана. Животные, занесённые в Красную книгу
Раздел №1 Беспозвоночные животные(10 часов)
Тема 1. Общее знакомство (1 час)

3

Беспозвоночные животные. Общие признаки. Многообразие
Тема 2. Дождевой червь (1 час)

4

Дождевой червь
Тема 3. Насекомые (8 часов)

5

Многообразие насекомых. Различие по внешнему виду, местам обитания,
питанию

6

Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие. Их значение.

яйца
Раздел 3. Млекопитающие животные (30 часов)
Тема 1. Дикие млекопитающие животные (14 часов)
38

Разнообразие млекопитающих, их классификация

39

Грызуны. Общие признаки грызунов, размножение

40

Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные
особенности

41

Зайцеобразные. Общие признаки. Значение в природе

42

Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Черты сходства и
различия

43

Псовые (собачьи): волк, лисица

44

Медвежьи: медведи (бурый, белый)

45

Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики

46

Пушные звери. Их значение в природе. Разведение на зверофермах

47

Копытные. Общие признаки и отличительные особенности. Охрана
животных

48

Морские животные. Размножение и развитие. Отличительные
особенности, значение.

49

Китообразные. Значение китообразных. Морские животные занесённые в
Красную книгу

50

Приматы. Общая характеристика. Отличительные особенности различных
групп.

51

Экскурсия в краеведческий музей
Тема 2. Сельскохозяйственные животные (9 часов)

52

Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Разведение.

53

Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности
питания.

54

Местные породы коров. Современные фермы

55

Овца. Характерные особенности внешнего вида. Значение овец в
экономике страны.

56

Свинья. Внешнее строение. Свиноводческие фермы

57

Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление

58

Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки

59

Северный олень. Внешний вид. Приспособленность к условиям жизни

60

Оленеводство
Тема 3. Домашние питомцы (6часов)

61

Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к
условиям жизни

62

Собаки. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию.
Заболевания и оказание первой помощи животным

63

Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход.

64

Животные в живом уголке. Образ жизни. Уход. Кормление. Уборка их
жилища

65

Повторение раздела «Домашние животные»

66

Промежуточная аттестация
Повторение(2 часа)

67

Повторение

68

Повторение

Тематическое планирование
9класс (68 часов)
№

Наименование разделов, тем

п/п
Введение (2 часа)
1

Введение

2

Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме
(1час)
Раздел1.Общее знакомство с организмом человека(2часа)

3

Краткие сведения о клетке и тканях человека

4

Основные системы органов человека. Расположение внутренних органов
в теле человека
Раздел 2. Опора и движение (12часов)

5

Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений,
животных, человека

6

Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части
скелета

7

Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека

8

Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и её
значение

9

Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные,
полуподвижные, неподвижные

10

Первая помощь при переломах костей, вывихах суставов. Строение
сустава

11

Значение движения. Движение животных и человека

12

Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, шеи и
спины, груди и живота

13

Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание

14

Утомление мышц

15

Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц.

16

Пластика и красота человеческого тела

Раздел 3. Кровообращение (11часов)
17

Передвижение веществ в организме растений и животных

18

Кровеносная система человека

19

Кровь, её состав и значение. Сердце.

20

Работа сердца

21

Пульс. Кровяное давление

22

Движение крови по сосудам. Группы крови

23

Заболевания сердца (ишемическая болезнь, сердечная недостаточность)

24

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний

25

Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Правила
тренировки сердца.

26

Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств
на сердечно-сосудистую систему.

27

Донорство – это почётно
Раздел 4. Органы дыхания

28

Значение дыхания для растений, животных, человека

29

Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея,
бронхи, лёгкие

30

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в лёгких и
тканях

31

Гигиена дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение.

32

Влияние никотина на органы дыхания

33

Озеленение городов, значение зелёных насаждений, комнатных
растений для здоровья человека
Раздел 5. Питание и пищеварение (8часов)

34

Особенности питания растений, животных, человека

35

Значение питания для человека. Состав пищи: белки, жиры, углеводы,
вода, минеральные соли.

36

Органы пищеварения

37

Строение и значение зубов. Значение пережевывания пищи. Уход,
лечение зубов

38

Изменение пищи в ротовой полости, в желудке и кишечнике.

39

Гигиена питания.

40

Нормы питания. Пища народов разных стран.

41

Заболевания пищеварительной системы и их профилактика
Раздел 6.Выделение(3часа)

42

Почки- органы выделения.

43

Расположение почек и мочевого пузыря в организме.

44

Предупреждение почечных заболеваний.
Раздел 7. Размножение и развитие (9часов)

45

Особенности мужского и женского организма

46

Культура межличностных отношений (дружба и любовь; добрачное
поведение; готовность к браку)

47

Биологическое значение размножения. Размножение растений,
животных, человека

48

Система органов размножения человека. Половые железы и половые
клетки

49

Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие.

50

Роды. Материнство. Уход за новорожденным.

51

Рост и развитие ребёнка

52

Последствия ранних половых связей. Современные средства
контрацепции. Аборт

53

Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика
Раздел 8. Покровы тела (5часов)

54

Кожа и её роль в жизни человека.

55

Производные кожи: волосы, ногти

56

Закаливание организма.

57

Оказание первой помощи при тепловом и солнечных ударах,
термических и химических ожогах, обморожении, поражении
электрическим током.

58

Кожные заболевания и их профилактика. Гигиена кож. Гигиенические
требования к одежде и обуви.
Раздел 9. Нервная система (5 часов)

59

Строение и значение нервной системы

60

Гигиена умственного и физического труда

61

Режим дня. Сон и его значение.

62

Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на
нервную систему

63

Заболевания нервной системы
Раздел10.Органы чувств (5часов)

64

Значение органов чувств у животных и человека

65

Строение, функции и значение органов зрения человека.

66

Строение и значение органа слуха.

67

Органы осязания, обоняния, вкуса

68

Повторение по теме «Органы чувств»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».