Приложение 10
к адаптированной основной
общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
МБОУ СОШ №1 г. Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
основное общее образование –2 уровень
срок реализации программы – 1 год (5 класс)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
― знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
― разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
― образование слов с новым значением с опорой на образец; представления о
грамматических разрядах слов;
― различение изученных частей речи по вопросу и значению;
― использование на письме орфографических правил после предварительного
разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
― составление различных конструкций предложений с опорой на представленный
образец;
― установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
― нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды
(с помощью учителя);
― нахождение в тексте однородных членов предложения; различение предложений,
разных по интонации;
― нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью
учителя);
― участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для
раскрытия его темы и основной мысли;
― выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме
текста;
― оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный
образец;
― письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и
повествовательного
текста
с
элементами
описания
(50-55
слов)
после
предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
― составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений,
практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после
предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
― знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
― разбор слова по составу с использованием опорных схем;
― образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
― дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным
признакам;
― определение
некоторых
грамматических
признаков
изученных
частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или
вопросам учителя;
― нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи
(под руководством учителя);
― пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
― составление простых распространенных и сложных предложений по схеме,
опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
― установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
― нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием
опорных схем;
― составление предложений с однородными членами с опорой
на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
― различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
― отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
― отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли
текста (с помощью учителя);
― выбор одного
заголовка
из
нескольких предложенных,
соответствующих теме и основной мысли текста;
― оформление всех видов изученных деловых бумаг;
― письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
― письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного
коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора
необходимых языковых средств (55-60 слов).
Содержание учебного предмета
5 класс
Раздел 1. Звуки и буквы. Текст (12 часов)
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая
роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие).
Буквенная
азбука —
алфавит.
Знакомство
с
орфографическим
словарем.
Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости
согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения
согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного
произношения согласного и гласного.
Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия
звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и
несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка
написания
безударной
гласной.
Непроверяемые
безударные
гласные.
Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение
основной мысли.
Раздел 2. Предложение. Текст (12 часов)
Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность.
Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с
помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на
предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в
тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых
синонимов — без называния терминов).
Раздел 3. Слово. Текст (85 часов)
Корень и однокоренные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Непроверяемые безударные гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми
согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление
словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием
орфограмм в ряду однокоренных слов.
Окончание.
Связь
слов
в
предложении
с
помощью
окончания.
Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки.
Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион —
ушел
со
стадиона).
Приставка
и
предлог.
Их
различение.
Разделительный ъ в словах с приставками.
Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с
уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.)
Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о
ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы
(основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик»,
«Ежик-спаситель»).
Части речи.
Слово как название предмета, его признака или действия. Части
речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как
средство для выявления этих частей речи.
Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных на слова
различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления
природы, состояние и т. д.
Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по
значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных
оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
Имена
существительные
собственные
и
нарицательные,
одушевленные
и
неодушевленные.
Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная
открытка. Правильное написание названий праздников.
Изменение имен существительных по числам.
Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у
существительных женского рода.
Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных
в единственном числе с ударным окончанием.
Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным,
постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.
Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении.
Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.
Выделение
опорных
слов
(существительных)
в
тексте
и
коллективное
восстановление текста по плану и опорным словам.
Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной
мысли (из ряда предложенных).
Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его
качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер,
форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.
Упражнения
в
образовании
прилагательных
от
существительных.
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен
прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных
определений
(синее
море),
переносного
значения
(грозные
тучи).
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и
коллективное
восстановление
текста
по
опорным
словосочетаниям.
Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение
за родовыми окончаниями.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование
с существительным.
Распространение предложений именами прилагательными.
Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне
словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным
словосочетаниям.
Глагол. Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи,
мысли, труда, чувства).
Изменение глаголов по временам. Употребление в речи
глаголов различных временных категорий.
Выделение из текста глаголов и
коллективное восстановление текста по опорным словам. Дополнение текста фактами,
подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.
Раздел 4. Предложение. Текст (12 часов)
Нераспространенное
и
распространенное
предложения.
Главные
и
второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение
предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в
предложении.
Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова
к
зависимому.
Составление
Наблюдение
над
предложений
интонацией
восклицательный
знаки
с
данными
предложения.
в
словосочетаниями.
Точка,
вопросительный,
конце
предложения.
Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных
предложений
с
данными
вопросительными
словами
и
без
них.
Правильное
интонирование.
Упражнения
в
составлении
восклицательных
предложений.
Интонация
в
восклицательном предложении.
Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение
речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем,
рассказываем).
Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или
словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от
перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.
Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация
перечисления.
Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в
соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей
и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с
деформированным текстом.
Повторение изученного (15 часов)
Связная речь Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с
обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста
в
связи
с
выделенной
темой.
Запись
текста
на
доске
и
в
тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение
опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка.
Коллективная
запись
каждой
части
с
опорой
на
выделенные
слова.
Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и
опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи
текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в
качестве
опорных
слов.
Запись
текста
на
доске
и
в
тетрадях.
Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы,
структуры текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись
текста на доске и в тетрадях.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы,
структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств
связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с
последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в
тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств
связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование
изобразительных средств языка.
Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным
из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.
Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма.
Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись
на доске и в тетрадях.
Тематическое планирование
5 класс
№
Наименование раздела, темы
п/п
Раздел 1. Звуки и буквы. Текст (12 часов)
1
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных
2
Согласные звуки (мягкие – твёрдые, звонкие – глухие)
3
Буквенная азбука – алфавит. Знакомство с орфографическим словарём
4
Мягкие и твёрдые согласные. Их дифференциация.
5
Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и
гласного
6
Ударные и безударные гласные.
7
Проверка написания безударной гласной
8
Непроверяемые безударные гласные
9
Различение текста и не текста. Определение темы текста
10
Введение термина орфограмма
11
Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
12
Контрольная работа
Раздел 2. Предложение. Текст (12 часов)
13
Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность
14
Знаки препинания в конце предложения
15
Связь слов в предложении
16
Главные члены предложения. Сказуемое
17
Главные члены предложения. Подлежащее
18
Второстепенные члены предложения
19
Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить
мысль, с помощью текста - развить её в двух и более предложениях)
20
Деление текста на предложения
21
Установление последовательности предложений в тексте
22
Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов
– без называния терминов)
23
Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы, выделение
опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами
языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова
24
Повторение темы «Предложение»
Раздел 3. Слово. Текст (85 часов)
25
Корень и однокоренные слова
26
Правописание проверяемых безударных гласных
27
Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов
28
Проверка написания путём изменения формы слова или подбора однокоренных
слов
29
Непроверяемые безударные гласные
30
Непроизносимые согласные в корне
31
Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по
алфавиту
32
Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных
слов
33
Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания
34
Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от
приставки
35
Составление словосочетаний, противоположных по значению (Пришёл на
стадион – ушёл со стадиона)
36
Приставка и предлог. Их различие
37
Разделительныйъ в словах с приставками.
38
Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке
текста: о ком или о чём говорится в тексте (тема); что главное говорится о
предмете темы (основная мысль).
39
Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса
40
Суффиксы с уменьшительно – ласкательным значением (-оньк- . -еньк- , -уш-, юшк-, -ик- и др.)
41
Правописание безударных гласных в корне слова
42
Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов
43
Слово-корень с ударной гласной
44
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов
45
Проверка безударных гласных в корне слова
46
Контрольная работа
47
Слово как название предмета, его признака или действия
48
Понятие о частях речи. Существительное, прилагательное, глагол
49
Различение частей речи по вопросам и значению
50
Собственные и нарицательные существительные
51
Тема и основная мысль текста
52
Изменение существительных по числам
53
Род существительных
54
Различие существительных по родам
55
Повторение темы: "Имя существительное"
56
Контрольная работа.
57
Изложение текста воспринятого на слух
58
Значение прилагательных в речи
59
Различие признаков, обозначаемых прилагательными
60
Значимость рода прилагательных от рода существительных
61
Окончания прилагательных мужского рода
62
Окончания прилагательных женского рода
63
Окончания прилагательных среднего рода
64
Изменение прилагательных по родам
65
Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольная работа.
66
Использование образных слов и выражений. Запись текста на доске или в
тетрадях.
67
Повторение темы «Имя существительное»
68
Контрольная работа №4
69
Имя прилагательное. Значение в речи
70
Оценивание предмета, определение его качественные стороны
71
Признаки, обозначаемые прилагательными
72
Упражнения в образовании прилагательных от существительных
73
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.
74
Использование имён прилагательных для выражения сравнения,
художественных определений, переносного значения
75
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными
76
Коллективное восстановлении е текста по опорным словосочетаниям
77
Род прилагательных. Его зависимость от рода имён существительных
78
Наблюдение за родовыми окончаниями
79
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу
80
Согласование прилагательного с существительным
81
Распространение предложений именами прилагательными
82
Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета с опорой на сам
предмет
83
Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета с опорой на
картинку
84
Создание текста по опорным словосочетаниям
85
Повторение темы «Имя прилагательное»
86
Контрольная работа № 5 (Свободный диктант)
87
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением
темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений,
использованием средств связи между ними.
88
Озаглавливание рассказа.
89
Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным
воспроизведением частей текста (наиболее простых)
90
Различие действий, обозначаемыми глаголами
91
Глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства
92
Выделение из текста глаголов и коллективное
93
Востановление текста по опорным словам
94
Настоящее время глаголов
95
Прошедшее время глаголов
96
Будущее время глаголов
97
Различие глаголов по временам
98
Главные члены предложения
99
Второстепенные члены предложения
100 Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам
101 Различение нераспространенных и распространенных предложений
102 Распространение предложений
103 Знакомство с однородными сленами предложения
104 Дополнение предложений с однородными членами
105 Предложение. Закрепление знаний
106 Изложение текста
107 Распространение предложения.
108 Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении
109 Существительное, прилагательное, глагол
Раздел 4. Предложение. Текст (12 часов)
110 Предложение. Текст
111 Наблюдение над интонацией предложения.
112 Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения
113 Составление вопросительных предложений с вопросительными словами и без
них. Правильное интонирование
114 Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в
восклицательном предложении
115 Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию
116 Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим
сообщить (отвечаем, рассказываем)
117 Логическое ударение в предложении, усиление голоса на отдельном слове или
словосочетании
118 Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены
места логического ударении. Паузы в связи со знаками препинания
119 Практическое знакомство с однородными членами предложения
120 Работа с деформированным текстом
121 Контрольная работа № 7 (изложение)
Повторение изученного (15 часов)
122 Орфограммы в корнях слов
123 Гласные в корне, проверяемые ударением
124 Гласные в корне, непроверяемые ударением
125 Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
126 Правописание непроизносимых согласных в корне слова
127 Главные члены предложения
128 Главные и второстепенные члены предложения
129 Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и
выделение из текста средств связи предложений. Самостоятельная запись
основной части
130 Корень и однокоренные слова
131 Приставка и предлог
132 Правописание разделительных Ъ и ь
133 Правописание падежных окончаний существительных
134 Правописание падежных окончаний прилагательных
135 Употребление в речи глаголов различных временных категорий
136 Составление текста письма к родственникам (друзьям)