Приложение 8
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МБОУ СОШ №1 г.
Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
начальное общее образование – 1 уровень
срок реализации программы – 4 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» имеет важное значение для развития
детей с нарушением интеллекта. На уроках изобразительного искусства дети не
только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с
различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по
содержанию произведениями известных художников.
Изобразительное искусство направлено
эмоционально-образного,
художественного
в основном
типа
на
мышления,
формирование
что
является
условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей
личности. Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей
программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция
недостатков
развитие
психического
речи
развития,
коррекция
мелкой
моторики,
а
также
обучающихся, организующей и направляющей их умственную и
практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация
осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей
природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве
способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию
речи учащихся.
В
соответствии
с
требованиями
ФГОС
предметом
оценки
освоения
обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных и
личностных результатов, которые применительно к изучению изобразительного
искусства
представлены в тематическом планировании. АООП определяет два
уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный
уровень
является
обязательным
для
большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе
с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным
предметам не является препятствием к получению ими образования по этому
варианту программы.
Минимальный уровень
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): части дерева,
дома, тела человека;
названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки (Дымково, Городец и др.);
о существующем в природе явлении осевой симметрии.
Достаточный уровень
планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;
находить правильное изображение знакомого предмета среди ошибочно
выполненных;
исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;
достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или
чередованием формы и цвета его элементов;
изображать элементы разной росписи;
соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на что похожа
форма?);
владеть приемами осветления цвета (разбавлением краски водой или
добавлением белил);
рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные признаки
изображенного времени года.
Содержание учебного предмета
2 класс (34 часа)
Раздел 1. Рисование по образцу (3 часа)
Фрукты. Яблоко. Белый гриб. Овощи. Помидор, огурец.
Раздел 2. Декоративное рисование (4 часа)
Узор в полосе из листьев и ягод. Составление узора в полосе. Геометрический
орнамент в квадрате. Узор в квадрате из веточек с листочками.
Раздел 3. Рисование с натуры (6 часов)
Осенние листья. Деревья осенью. Учебные принадлежности. Разноцветные
флажки. Ветка ели. Вот какая ѐлочка!
Раздел 4. Декоративное рисование (6 часов)
Узор в квадрате из веточек ели. Узор из снежинок. Узор в круге – расписная
тарелка. Платочек для мамы. Узор из чередующихся геометрических фигур в полосе.
Узор в полосе из цветов и листочков.
Раздел 5. Рисование с натуры (15 часов)
Снеговики.
Башенка
из
элементов
строительного
материала.
Машина
игрушечная. Рамка для картины. Игрушка (рыбка). Дорожный знак «Впереди
опасность». Скворечник. Ракета в космосе. Светофор. Ветка с листьями. Весенние
цветы. Рыбки в аквариуме среди водорослей. Машины на дороге. Лес. Весенняя
природа!
Содержание учебного предмета
3 класс (34 часа)
Раздел 1. Рисование с натуры (7 часов)
Осенние листья. Ветка дерева с листочками. Парк осенью. Предметы
различной формы и цветка. Морские сигнальные флажки. Досок (с узором) для
резания овощей. Игрушечный домик.
Раздел 2. Декоративное рисование (7 часов)
Шахматный узор в квадрате. Геометрический орнамент в квадрате. Узор из
растительных форм в полосе. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).
Узор в полосе (снежинки и веточки ели). Узора на рукавичке. Симметричный узор.
Раздел 3. Тематическое рисование (4 часа)
Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон.
«Русская зима» или др.). «Нарядная ѐлка». «Ёлка зимой в лесу». «Мой любимый
сказочный герой».
Раздел 4. Рисование с натуры (8 часов)
Молоток. Теннисная ракетка. Беседа на тему «Иллюстрирование сказок» (И.
Билибин). Куст земляники с цветами. Игрушка-вертолѐт. Стройка. Беседа по
картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень». Весенняя веточка.
Раздел 5. Декоративное рисование (4 часа)
Украшение посуды орнаментом. «Нарисуй любой узор в квадрате». Орнамент.
Красота городецкой росписи.
Раздел 6. Тематическое рисование (5 часов)
«Деревья весной». «Праздник Победы» (праздничный салют). Беседа по
картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи «Березовая роща», А.
Пластов «Сенокос»). Пение птиц. Летом за грибами!
Содержание учебного предмета
4 класс (34 часа)
Раздел 1. Рисование с натуры (4 часа)
Овощи и фрукты в виде набросков. Лист дерева. Ветка рябины. Предметы
цилиндрической формы (кружка, кастрюля).
Раздел 2. Декоративное рисование (5 часов)
Составление узора в квадрате из растительных форм. Беседа по картинам на
тему «Мы растем на смену старшим». Рисование геометрического орнамента.
«Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). Беседа на тему
«Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
Раздел 3. Тематическое рисование (7 часов)
«Моя любимая игрушка». Игрушка – автобус. Фургон. Городской транспорт.
Зимние забавы детей. Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В.
Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»). «Новогодняя сказка».
Раздел 4. Декоративное рисование (3 часа)
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. Расписная тарелка.
Панно «Снежинки».
Раздел 5. Рисование с натуры (12 часов)
Предметы симметричной формы (ваза для цветов). Раскладная пирамидка.
Бумажный стаканчик (натура — раздаточный материал). «День защитника
Отечества» (открытка по образцу). Игрушка сложной конструкции (подъемный кран
или экскаватор). Букет для мам. Домики для птиц. Беседа по картинам о весне (И.
Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»). «Космические
корабли в полете». Предметы конструктивной формы (часы настольные, напольные,
настенные). Инструменты (столярные или слесарные). Предметы симметричной
формы (настольная лампа, зонт).
Раздел 6. Декоративное рисование (3 часа)
Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. Беседа на тему «Декоративноприкладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). «Здравствуй, лето!». Узоры
для платка.
Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Рисование по образцу (3 часа)
Фрукты. Яблоко
Белый гриб
Овощи. Помидор, огурец
Раздел 2. Декоративное рисование (4 часа)
Узор в полосе из листьев и ягод
Составление узора в полосе
Геометрический орнамент в квадрате
Узор в квадрате из веточек с листочками
Раздел 3. Рисование с натуры (6 часов)
Осенние листья
Деревья осенью
Учебные принадлежности
Разноцветные флажки
Ветка ели
Вот какая ѐлочка!
Раздел 4. Декоративное рисование (6 часов)
Узор в квадрате из веточек ели
Узор из снежинок
Узор в круге – расписная тарелка
Платочек для мамы
Узор из чередующихся геометрических фигур в полосе
Узор в полосе из цветов и листочков
Раздел 5. Рисование с натуры (15 часов)
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Снеговики
Башенка из элементов строительного материала
Машина игрушечная
Рамка для картины
Игрушка (рыбка)
Дорожный знак «Впереди опасность»
Скворечник
Ракета в космосе
Светофор
Ветка с листьями
Весенние цветы
Рыбки в аквариуме среди водорослей
Машины на дороге
Лес
Весенняя природа!
Тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Рисование с натуры (7 часов)
Осенние листья
Ветка дерева с листочками
Парк осенью
Предметы различной формы и цвета
Морские сигнальные флажки
Досок (с узором) для резания овощей
Игрушечный домик
Раздел 2. Декоративное рисование (7 часов)
Шахматный узор в квадрате
Геометрический орнамент в квадрате
Узор из растительных форм в полосе
Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма)
Узор в полосе (снежинки и веточки ели)
Узора на рукавичке
Симметричный узор
Раздел 3. Тематическое рисование (4 часа)
Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон.
«Русская зима» или др.)
«Нарядная ѐлка»
«Ёлка зимой в лесу»
«Мой любимый сказочный герой»
Раздел 4. Рисование с натуры (8 часов)
Молоток
Теннисная ракетка
Беседа на тему «Иллюстрирование сказок» (И. Билибин)
Куст земляники с цветами
Игрушка-вертолѐт
Стройка
Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень»
Весенняя веточка
Раздел 5. Декоративное рисование (4 часа)
Украшение посуды орнаментом
«Нарисуй любой узор в квадрате»
Орнамент
Красота городецкой росписи
Раздел 6. Тематическое рисование (5 часов)
«Деревья весной»
«Праздник Победы» (праздничный салют)
Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи
33
34
«Березовая роща», А. Пластов «Сенокос»)
Пение птиц
Летом за грибами!
Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Рисование с натуры (4 часа)
Овощи и фрукты в виде набросков
Лист дерева
Ветка рябины
Предметы цилиндрической формы (кружка, кастрюля)
Раздел 2. Декоративное рисование (5 часов)
Составление узора в квадрате из растительных форм
Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим»
Рисование геометрического орнамента
«Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен)
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного
промысла (посуда)
Раздел 3. Тематическое рисование (7 часов)
«Моя любимая игрушка»
Игрушка – автобус
Фургон
Городской транспорт
Зимние забавы детей
Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский
«Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»)
«Новогодняя сказка»
Раздел 4. Декоративное рисование (3 часа)
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате
Расписная тарелка
Панно «Снежинки»
Раздел 5. Рисование с натуры (12 часов)
Предметы симметричной формы (ваза для цветов)
Раскладная пирамидка
Бумажный стаканчик (натура — раздаточный материал)
«День защитника Отечества» (открытка по образцу)
Игрушка сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор)
Букет для мам
Домики для птиц
Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон.
«Мартовское солнце»)
«Космические корабли в полете»
Предметы конструктивной формы (часы настольные, напольные,
настенные)
Инструменты (столярные или слесарные)
31 Предметы симметричной формы (настольная лампа, зонт)
Раздел 6. Декоративное рисование (3 часа)
32 Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек
33 Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево,
керамика)
34 «Здравствуй, лето!». Узоры для платка