Мир природы 2-4

Приложение 5
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МБОУ СОШ №1 г.
Углегорска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

начальное общее образование – 1 уровень
срок реализации программы – 4 года

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учебный предмет «Мир природы и человека» является специфическим для
обучения школьников с интеллектуальными нарушениями. Его введение в учебный
план обусловлено значительным отставанием

в общем и речевом развитии от

своих сверстников с нормальным интеллектом. В результате изучения курса «Мир
природы и человека» у учащихся формируются представления об окружающем
мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях
человека и общества с природой.
Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на
знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даѐт возможность
постепенно

углублять

сведения,

раскрывающие

причинные,

следственные,

временные и другие связи между объектами, явлениями и состоянием природы.
Этот курс элементарного природоведения в младших классах должен заложить
основы

для

изучения

в

дальнейшем

таких

учебных

дисциплин

как

«Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между
названными предметами.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нѐм заложена
содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех
дисциплин начальной школы. Предмет «Мир природы и человека» использует и
тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и
речевой практики и математики, музыки и изобразительного искусства, трудового
обучения и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рациональнонаучному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В соответствии с требованиями ФГОС предметом оценки освоения
обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных и
личностных результатов, которые применительно к изучению мира природы и
человека

представлены в тематическом планировании. АООП определяет два

уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный

уровень

является

обязательным

для

большинства

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по

отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по
этому варианту программы.
Минимальный уровень:
 представления о назначении объектов изучения;
 отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые
понятия);
 называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе;
 представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе
и обществе;
 знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его
выполнения;
 знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
 ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
 составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
 адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях
реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
 представления о взаимосвязях между изученными объектами, их в месте в
окружающем мире;
 узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
 отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
 развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
 знание отличительных существенных признаков групп объектов;
 знание правил гигиены органов чувств;
 знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;

 готовность к использованию полученных знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
 ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного,
проявление

желания

рассказать

о

предмете

изучения

или

наблюдения,

заинтересовавшем объекте;
 выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное
восприятие похвалы;
 проявление

активности

в

организации

совместной

деятельности

и

ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира;
 соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
 выполнение доступных природоохранительных действий;
 готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Содержание учебного предмета
2 класс (34 часа)
Раздел 1. Сезонные изменения в природе (15 часов)
Влияние солнца на смену времен года. Сутки. Долгота дня летом и зимой.
Осень. Растения и животные осенью. Занятия людей осенью. Зима. Растения и
животные зимой. Занятия людей зимой. Весна. Растения и животные весной.
Занятия людей весной. Лето. Растения и животные летом. Занятия людей летом.
Раздел 2. Неживая природа (4 часа)
Вода. Свойства воды. Вода горячая и холодная. Вода в природе. Значение
воды.
Радел 3. Живая природа (10 часов)
Части растений. Жизнь растений. Комнатные растения. Уход за комнатными
растениями. Овощи. Огород. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты. Фрукты в
питании человека. Уход за растениями сада и огорода. Дикие и домашние
животные. Кошка и рысь. Породы кошек. Собака и волк. Породы собак. Рыбы.
Радел 4. Человек (5 часов)
Гигиена тела человека. Органы пищеварения. Питание человека. Правила
питания. Профилактика отравлений. Итоговое повторение.

3 класс (34 часа)
Раздел 1. Сезонные изменения в природе (12 часов)
Осень. Растения осенью. Животные осенью. Занятия людей осенью. Зима.
Растения зимой. Животные зимой. Занятия людей зимой. Весна. Растения весной.
Животные весной. Занятия людей весной. Лето. Растения летом. Животные летом.
Занятия людей летом.
Раздел 2. Неживая природа (6 часов)
Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца. Календарь. Воздух.
Значение воздуха. Термометр. Ветер. Направления ветра.
Радел 3. Живая природа (11 часов)
Растения. Сравнение растений. Части растений. Растения сада. Плоды и
семена. Грибы. Травы. Животные. Дикие животные. Домашние животные. Птицы.
Певчие птицы. Перелѐтные птицы. Зимующие птицы. Хищные птицы.
Радел 4. Человек (5 часов)
Человек. Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний. Кровь.
Сердце. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека.

4 КЛАСС (34 часа)
Раздел 1. Сезонные изменения в природе (15 часов)
Влияние Солнца на смену времен года. Признаки осени. Растения осенью.
Животные осенью. Труд людей осенью. Зима. Признаки зимы. Растения зимой.
Животные зимой. Труд людей зимой. Весна. Признаки весны. Растения весной.
Животные весной. Труд людей весной. Лето. Признаки лета. Растения летом.
Животные летом. Труд людей летом.
Проверочная работа:
№1. Проверь себя по теме «Сезонные изменения в природе».
Раздел 2. Неживая природа (4 часа)
Почва. Состав почвы. Обработка почвы. Правила обращения с садовым
инструментом. Песок и глина. Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги.
Раздел 3. Живая природа (7 часов)
Растения. Огород. Лес. Ориентировка в лесу. Сад. Растения культурные и
дикорастущие. Лекарственные растения Красная книга. Парки. Растения полей.
Поле в разное время года.
Проверочная работа:
№2. Проверь себя по теме «Живая и неживая природа».
Раздел 4. Животные (4 часа)
Домашние животные. Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие птицы.
Дикие и домашние птицы. Насекомые. Пчелы. Насекомые вредители.
Раздел 5. Человек (4 часа)
Человек. Мозг человека. Профилактика травм головного мозга. Режим дня.
Часы. Страницы для любознательных.
Проверочная работа:
№3. Проверь себя по теме «Человек».

Тематическое планирование
2 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Наименование разделов, тем
Раздел 1. Сезонные изменения в природе (15 часов)
Влияние солнца на смену времен года
Сутки
Долгота дня летом и зимой
Осень
Растения и животные осенью
Занятия людей осенью
Зима
Растения и животные зимой
Занятия людей зимой
Весна
Растения и животные весной
Занятия людей весной
Лето
Растения и животные летом
Занятия людей летом
Раздел 2. Неживая природа (4 часа)
Вода. Свойства воды
Вода горячая и холодная
Вода в природе
Значение воды
Радел 3. Живая природа (10 часов)
Части растений
Жизнь растений
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями
Овощи. Огород. Овощи в питании человека
Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека
Уход за растениями сада и огорода
Дикие и домашние животные
Кошка и рысь. Породы кошек
Собака и волк. Породы собак
Рыбы
Радел 4. Человек (5 часов)
Гигиена тела человека
Органы пищеварения
Питание человека. Правила питания
Профилактика отравлений
Итоговое повторение

3 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Наименование разделов, тем
Раздел 1. Сезонные изменения в природе (12 часов)
Осень. Растения осенью
Животные осенью
Занятия людей осенью
Зима. Растения зимой
Животные зимой
Занятия людей зимой
Весна. Растения весной
Животные весной
Занятия людей весной
Лето. Растения летом
Животные летом
Занятия людей летом
Раздел 2. Неживая природа (6 часов)
Солнце в разные времена года
Восход и закат солнца
Календарь
Воздух. Значение воздуха
Термометр
Ветер. Направления ветра
Радел 3. Живая природа (11 часов)
Растения. Сравнение растений. Части растений
Растения сада
Плоды и семена
Грибы
Травы
Животные. Дикие животные
Домашние животные
Птицы. Певчие птицы
Перелѐтные птицы
Зимующие птицы
Хищные птицы
Раздел 4. Человек (5 часов)
Человек. Дыхание человека
Профилактика простудных заболеваний
Кровь. Сердце. Пульс
Окружающая среда и здоровье человека
Питание человека

4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Наименование разделов, тем
Раздел 1. Сезонные изменения в природе (15 часов)
Влияние Солнца на смену времен года. Признаки осени
Растения осенью
Животные осенью
Труд людей осенью
Зима. Признаки зимы. Растения зимой
Животные зимой
Труд людей зимой
Весна. Признаки весны
Растения весной
Животные весной
Труд людей весной
Лето. Признаки лета. Растения летом
Животные летом
Труд людей летом
Проверь себя по теме «Сезонные изменения в природе»
Раздел 2. Неживая природа (4 часа)
Почва. Состав почвы
Обработка почвы. Правила обращения с садовым инструментом
Песок и глина
Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги
Раздел 3. Живая природа (7 часов)
Растения. Огород
Лес. Ориентировка в лесу
Сад. Растения культурные и дикорастущие
Лекарственные растения Красная книга
Парки
Растения полей. Поле в разное время года
Проверь себя по теме «Живая и неживая природа»
Раздел 4. Животные (4 часа)
Домашние животные
Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие птицы
Дикие и домашние птицы
Насекомые. Пчелы. Насекомые вредители
Раздел 5. Человек (4 часа)
Человек. Мозг человека. Профилактика травм головного мозга
Режим дня. Часы
Проверь себя по теме «Человек»
Страницы для любознательных


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».