Приложение 7
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МБОУ СОШ №1 г.
Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
начальное общее образование – 1 уровень
срок реализации программы – 4 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучающийся научится:
- воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально - образного
содержания;
– различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;
– выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям;
– воплощать настроение музыкальных произведений в пении;
– отличать русское народное творчество от музыки других народов;
– вслушиваться в звуки родной природы;
– воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях,
импровизациях,пении простых мелодий;
– понимать значение музыкальных сказок, шуток – исполнять попевки и песни
выразительно, соблюдая певческую установку;
– чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре;
– воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко,
тихо) особенности музыки;
– различать звучание русских народных и элементарных детских музыкальных
инструментов
Обучающийся получит возможность научиться:
– выражать свои эмоции в исполнении песен, в придумывании подходящих музыке
движений;
– понимать элементарную запись ритма и простой интонации;
–
различать
звучание
музыкальных
инструментов
(фортепиано,
скрипки,
балалайки, трубы, флейты), пение солиста и хора (мужского, женского или
детского);
– исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками; участвовать в
коллективной исполнительской деятельности;
- выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера;
– узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
– различать звучание музыкальных инструментов, голосов;
– узнавать произведения русского музыкально - поэтического творчества
Содержание учебного предмета
1 класс (34 часа)
Раздел Мир музыки в мире детства
В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные
произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский
взгляд на мир.
Содержание тем раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребѐнка. На
протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе,
в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.
Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, знакомятся с
нотной грамотой.
Смысловое содержание тем: осознание движения как постоянного состояния
музыки, которая развивается во времени.
Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в
окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства
музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское
развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в
самой музыке – динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное
Содержание учебного предмета
2 класс (34 часа)
Раздел Музыка как вид искусства
Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторовклассиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и
композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов
пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением
элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для
прослушивания, звучат не более одной - двух минут.
Смысловое содержание тем: осознание музыкальной формы как структуры,
композиционного строения музыкального произведения.
Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с
помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий
звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы
музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательнообразные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях
от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы
музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие
средства построения музыки.
Содержание учебного предмета
3 класс (34 часа)
Раздел Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность,
маршевость
Песенные
мелодии
инструментальной
и
песенные
музыке.
образы.
Вокализ.
Песенность
Танцевальные
в
вокальной
песни,
и
отражение
танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого
характера.
Маршевость
в
произведениях
отечественных
и
зарубежных
композиторов.
Содержательные
особенности
песенно-танцевальной
и
песенно-маршевой
музыки.Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение
и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки
препинания, фразы, устремление к кульминации.
Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной
речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для
обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия –
интонационно осмысленное музыкальное построение.
Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение
пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков
в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как
отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и
изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа
музыки.
Смысловое содержание тем: всеобщность закономерностей музыки.
Содержание учебного предмета
4 класс (34 часа)
Раздел Музыка моего народа
Смысловое содержание тем:осознание отличительных особенностей русской
музыки.Народная песня – энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие
жанров русской народной песни. От народной песни – к творчеству композиторов
(интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое
начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке
народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального
языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов
Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни.
Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и
их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение
музыкальных интонаций.
Смысловое содержание тем:осознание интернациональности музыкального языка.
Музыка
народов
мира:
своеобразие
интонаций
и
общность
жизненного
содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и
изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира.
Смысловое содержание тем: обобщение содержания учебной программы по курсу
«Музыка» для начальных классов.
Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор –
народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности,
композиторский стиль. Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли,
оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль.
Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей,
композиторов. Тема «Композитор– Исполнитель– Слушатель» как обобщение
содержания музыкального образования школьников начальных классов.
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№
п/п
Наименование раздела, темы
Раздел Мир музыки в мире детства
1
Исполнение любимых детских песен.
2
Характер и содержание музыкальных произведений.
3
Колыбельная.
4
Поющие часы.
5
«Кошкины песни».
6
О чем «поет» природа?
7
Музыкальные инструменты
8
«Сладкая греза»
9
Обобщающий урок по теме
10
«Осенняя песнь» П. И. Чайковского.
11
«Осень, осень, в гости просим».
12
Разучивание песни «Савка и Гришка».
13
«Полька» - пьеса из «Детского альбома» П. Чайковского
14
«Урожай собирай».
15
«Спокойные музыкальные произведения.
16
«Во поле берѐза стояла».
17
«Весѐлые гуси»
18
«Марш деревянных солдатиков» П. И.Чайковского .
19
Песня.
20
Части песни. Вступление.
21
Части песни. Куплет
22
Части песни. Припев.
23
«К нам гости пришли».
24
«Частушки – топотушки»
25
Маршевые музыкальные произведения
26
«Что за дерево такое?»
27
«Песенка друзей».
28
«Сказочные образы в музыке». Баба Яга.
29
«Все мы делим пополам».
30
«Бравые солдаты»
31
«Колыбельная медведицы»
32
«Мамин праздник»
33
Повторение пройденного материала
Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№ п/п
Наименование раздела, темы
Раздел Музыка как вид искусства
1
Слушание: «Марш» С.Прокофьева
2
Слушание и разучивание песни «Волшебный цветок»
3
«Огородная-хороводная»
4
Слушание фрагментов из балетов П.И.Чайковского.
5
«Расскажи сказку».
6
«Огородная-хороводная»
7
Слушание «Марш Тореадора».
8
«В концертном зале»
9
Обобщающий урок «Куда ведут нас три кита?»
10
Игра «Музыкальные инструменты»
11
Рамиресс «Жаворонок».
12
Инсценирование песни «Как на тоненький ледок»
13
«Музыкальные инструменты».
14
«Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»
15
Урок-концерт.
16
Обобщающий урок четверти по теме «Музыкальные инструменты»
17
Звуки высокие и низкие.
18
Повторение «Песня о пограничнике»
19
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
20
«Звуки долгие и короткие».
21
Разучивание песни «Мамин праздник»
22
«Мамин праздник» Музыка Ю. Гурьева
23
Плавное и отрывистое звучание мелодии.
24
Песня «Настоящий друг»
25
П.И. Чайковский «Детский альбом».
26
Разучивание песни « Бабушкин козлик»
27
«Марш» из симфонической сказки «Петя и волк».
28
Разучивание песни «На крутом бережку».
29
К.Вебер «Хор охотников».
30
Игра на музыкальных инструментах.
31
«Репка».
32
Просмотр мультфильма на музыку С.С.Прокофьева.
33
Пение любимых песен.
34
Повторение пройденного материала.
Тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№ п/п
Наименование раздела, темы
Раздел Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность,
маршевость
«На горе-то калина»
1
2
Звуки по высоте и длительности
3
«Каравай»
4
«Неприятность эту мы переживем»
5
Музыкальные инструменты
6
«Огородная-хороводная»
7
К. Сен-Санс «Лебедь»
8
Ф. Мендельсон « Свадебный марш»
9
«Как на тоненький ледок»
10
С. Прокофьев. Марш.
11
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
12
«Новогодняя» Музыка А. Филиппенко
13
«Добрый жук»
14
« Жаворонок»
15
«Новогодняя хороводная»
16
С. Рахманинов «Итальянская полька»
17
«Песня о пограничнике»
18
«Кашалотик» Музыка Р. Паулса
19
«Настоящий друг» Музыка Б. Савельева
20
«Песню девочкам поем» Музыка Т. Попатенко
21
«Будьте добры»Из мультфильма «Новогоднее приключение».
22
«Мамин праздник» Музыка Ю. Гурьева
23
«Колыбельная Медведицы» Из мультфильма «Умка».
24
«Волшебный цветок» Из мультфильма «Шелковая кисточка»
25
«Улыбка» Из мультфильма «Крошка Енот»
26
«Бабушкин козлик» Русская народная песня.
27
«Когда мои друзья со мной» Из кинофильма «По секрету всему свету».
28
«Если добрый ты» Из мультфильма «День рождения кота Леопольда».
29
«На крутом бережку»Из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка».
30
«На крутом бережку»Из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка».
31
Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето».
32
Повтор песен.
33
Пение любимых песен.
34
Повторение пройденного материала.
Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№
п/п
Наименование раздела, темы
РазделМузыка моего народа
Разучивание песни «Осень» Ц. Кюи
1
2
«Осень» (пение)
3
Разучивание р.н.п. «Ах вы, сени мои, сени»
4
Пение песен « Осень»
5
Сказочные сюжеты в музыке.
6
Разучивание песни Шаинского « Чему учат в школе»
7
Слушание песни Д. Кабалевского «Наш край»
8
Разучивание песни «Наш край»
9
Пение знакомых песен по выбору
10
Сказочные сюжеты в музыке.
11
Е. Крылатов «Колыбельная Медведицы»
12
Е. Крылатов «Колыбельная Медведицы»
13
Разучивание песни Ю. Моисеева «Снежный человек»
14
Пение песни Ю. Моисеева «Снежный человек»
15
Разучивание песни «Что за дерево такое»
16
Пение песни «Что за дерево такое»
17
Оркестр народных инструментов.
18
Тема мира и дружбы в музыке.
19
Пение песни Островского «Пусть всегда будет солнце».
20
Разучивание песни В. Шаинского «Не плачь девчонка».
21
Пение песни В. Шаинского «Не плачь девчонка».
22
Марш. Виды марша (военный, спортивный, праздничный)
23
Разучивание немец.нар. песни «Маленький барабанщик».
24
Пение немец.нар. песни «Маленький барабанщик».
25
Игра на музыкальных инструментах.
26
Русские народные песни
27
Пение р.н.п. «Ах вы, сени мои, сени»
28
Разучивание песни Ю. Чичкова «Родная песенка»
29
Пение песни Ю. Чичкова «Родная песенка»
30
Многофункциональность музыки
31
Разучивание песни В. Шаинского «Мир похож на цветной луг»
32
Пение песни В. Шаинского «Мир похож на цветной луг»
33
Пение песен «Мир похож на цветной луг» и «Родная песенка»
34
Пение знакомых песен