Русский язык 2-4

Приложение 1
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МБОУ СОШ №1 г.
Углегорска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»

начальное общее образование – 1 уровень
срок реализации программы – 4 года

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных
целевых установок начального образования: становлении основ гражданской
идентичности

и

мировоззрения;

формировании

основ

умения

учиться

и

способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и
воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетентности учащихся с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Русский язык является основой
всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации
личности.
Обучение русскому языку носит элементарно - практический характер. В
процессе

обучения

у

учащихся

последовательно

формируется

умение

анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал,
давать простейшие объяснения.
Формируется умение составлять и различать предложения по интонации;
учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака
вопроса, восклицательного знака. Начинают формироваться навыки связных
устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки.
В процессе обучения учащиеся начальной школы должны практическим
путем получить элементарные сведения о звуках речи, о сочетании их в слогах и
словах, узнать, что слова изменяются по вопросам и сочетаются друг с другом и
предложениях. Эти сведения учащиеся получают не путем заучивания определений
и правил, а в процессе работы на конкретном материале.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших образовательную
программу

начального

общего

образования,

будет

сформирован

учебно-

познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при
продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем
уровне образования.

В соответствии с требованиями ФГОС предметом оценки освоения
обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных и
личностных результатов, которые применительно к изучению русского языка
представлены в тематическом планировании. АООП определяет два уровня
овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный

уровень

является

обязательным

для

большинства

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по
отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по
этому варианту программы.
Минимальный уровень:
 различение

гласных

и

согласных

звуков

и

букв;

ударных

и

безударныхсогласных звуков;
 оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
 деление слов на слоги для переноса;
 списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста
с орфографическим проговариванием;
 запись поддиктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
 дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия,
признаки;
 составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов
с ориентацией на серию сюжетных картинок;
 выделение из текста предложений на заданную тему;
 участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
 различение звуков и букв;
 характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную
схему;
 списывание

рукописного

орфографическим проговариванием;

и

печатного

текста

целыми

словами

с

 запись

под

диктовку

текста,

включающего

слова

с

изученными

орфограммами (30-35 слов);
 дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому

значению

(название

предметов,

действий

и

признаков

предметов);
 составление и распространение предложений, установление связи между
словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения
(точка, вопросительный и восклицательный знак);
 деление текста на предложения;
 выделение темы текста (о чѐм идет речь), выбор одного заголовка из
нескольких, подходящего по смыслу;
 самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после
егоанализа.

Содержание учебного материала
2 класс (102 часа)
Раздел 1. Повторение (9 часов)
Составление предложений на основе демонстрации действий. Схема
предложения. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Анализ схемы.
Предложение и его схема. Распространение предложений с помощью картинок.
Запись по образцу предложений из 4 слов, включая предлог. Называние предметов
различных родовых групп. Различение реального предмета и слова, называющего
этот предмет. Составление предложений с данным словом
Контрольная работа:
№1. Контрольное списывание.
Раздел 2. Звуки и буквы (43 часа)
Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию
преграды. Гласные и согласные буквы. Условное обозначение гласных и согласных
звуков и букв в схеме. Последовательное обозначение звуков в схеме слова. Запись
слова по схеме. Составление предложения с заданным словом. Сравнение слов,
отличающихся количеством звуков (мех – смех). Сравнение слов, отличающихся
одним звуком (дом – дым). Сравнение слов, отличающихся расположением звуков
(сон – нос). Звуки и буквы. Ударение в двусложных словах. Знак ударения. Слог.
Деление слов на слоги. Составление слов из данных слогов с опорой на картинки.
Слогообразующая роль гласных. Гласные в образовании слогов. Перенос
двусложных слов. Слог. Слова со звуками [и] и [й], различение их значений.
Деление данных слов на слоги. Составление схемы слов. Включение слов в
предложение. Слова со звуками [р] и [л]. Дифференциация их на слух и в
произношении. Звонкие и глухие согласные, их различение. Дифференциацияб-п.
Различение слов на слух и в произношении. Дифференциация в-ф. Различение
значений слов. Дифференциация г-к. Звукобуквенный анализ. Дифференциация дт. Четкое звуко-слоговое проговаривание. Дифференциация ж-ш. Составление
схемы, запись слов. Дифференциация з-с. Различение значений слов. Согласные
шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами

ж, ш, ч, щ. Согласные свистящие, дифференциация их на слух и в произношении.
Обозначение их буквами с, з, ц.Дифференциация шипящих и свистящих согласных.
Звукобуквенный анализ слов. Буква е в начале слова или слога. Буквенная схема
слов. Буква ѐ в начале слова или слога. Запоминание написания слов с этой буквой.
Букваю в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Буквая в начале слова или
слога. Запоминание написания слов с этой буквой. Согласные твердые и мягкие,
различение их на слух и в произношении. Обозначение на письме мягкости и
твердости согласных буквами ы-и. Обозначение на письме мягкости и твердости
согласных буквами о-ѐ. Определение значений слов.Обозначение на письме
мягкости и твердости согласных буквами у-ю. Определение значений слов.Буква ь
для обозначения мягкости согласных на конце слова. Дифференциация слов с
твердыми и мягкими согласными звуками на конце.
Контрольная работа:
№2. Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные».
№3. Контрольное списывание.
Творческая работа:
№1. Составление слов из данных слогов с опорой на картинки.
Раздел 3. Слово (31 час)
Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих
на вопрос что?Выделение частей предметов и их названий. Постановка вопроса что?
к слову и предмету. Угадывание предмета по названию его частей. Различение
сходных по назначению предметов. Их точное называние. Различение сходных по
форме предметов. Их точное называние. Вопрос что? к группе предметов и к их
обобщающему названию. Называние предметов, отвечающих на вопрос кто?
Различение слова и предмета. Группировка предметов и их названий (люди, птицы,
звери, домашние животные), отвечающих на вопрос кто?Называние одного
предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто?
что?Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета. Большая
буква в именах людей. Большая буква в именах и фамилиях людей. Большая
буква в кличках животных. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках
животных. Действие и его название. Называние действий предметов по вопросу

что делает?Различение действия и его названия. Называние действий предметов по
вопросу что делают?Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их
назначению. Согласование слов, обозначающих действия, с названиями предметов.
Различение названий предметов и названий действий по вопросам. Названия
предметов и действий. Предлог как отдельное слово. Роль предлога. Упражнения в
использовании предлогов. Составление предложений с использованием предлога.
Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи. Слова с непроверяемой
гласной. Наблюдение за единообразным написанием гласных в словах «родственниках». Выделение слов - «родственников» из предложений.
Контрольная работа:
№4. Контрольный диктант по теме «Предметы, отвечающие на вопросы кто? что?».
№5. Контрольное списывание.
Творческая работа:
№2. Работа с деформированными предложениями.
Раздел 4. Предложение (13 часов)
Коллективное составление предложений по картинке, по теме. Выделение
предложения из речи или из текста по заданию учителя. Графическое изображение
предложения. Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки
в конце. Сравнение оформления предложения в схеме и записи. Сравнение
разрозненных слов и предложения. Завершение начатого предложения с опорой на
картинку. Завершение начатого предложения без опоры на картинку. Ответы на
вопросы.

Оформление

ответа

с

ориентацией

на

вопрос.

деформированными предложениями. Различение вопросительной

Работа

с

интонации в

вопросе, повествовательной в ответе. Предложение.
Контрольная работа:
№6. Контрольный диктант по теме «Предложение».
Творческая работа:
№3. Работа с деформированными предложениями.
Раздел 5. Связная письменная речь (6 часов)
Расположение 2-3 предложений в последовательном порядке на основе

серии сюжетных картинок. Составление подписей к серии сюжетных картинок.
Работа с деформированным текстом, состоящим из 3 предложений. Заголовок.
Составление предложений по вопросам. Запись текста.
Контрольная работа:
№7. Итоговый контрольный диктант.

Содержание учебного материала
3 класс (102 часа)
Раздел 1. Повторение (7 часов)
Предложение. Употребление простого предложения. Большая буква в начале
предложения, точка в конце. Составление предложений по картинкам. Составление
предложений по иллюстрациям к сказкам. Вопросы к предложениям. Составление
предложений из слов данных вразбивку.
Контрольная работа:
№1. Контрольное списывание.
Творческая работа:
№1. Составление предложений по иллюстрациям к сказкам.
Раздел 2. Звуки и буквы (53 часа)
Выбор сходных по буквам слов. Составление рассказа «Умная Кара». Запись
ответов на вопросы. Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке. Запись
дней недели и названия месяцев в нужном порядке. Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных. Составление
рассказа по серии сюжетных картинок. Гласные буквы е, ѐ, и, э, ю, я. Гласная и в
начале слов и после гласных. Гласная е, ѐ в начале слова и после гласных. Гласная
ю, я в начале слова и после гласных. Дифференциация гласных в начале слов и
после гласных. Постановка ударения в двусложных словах. Гласные ударные и
безударные. Смыслоразличительное свойство ударения. Отгадывание загадок.
Слогообразующая роль гласных. Образование новых слов. Составление рассказа по
серии сюжетных картин. Деление слов на слоги и для переноса. Запись ответов на
вопросы. Письмо по памяти. Твѐрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости
гласными второго ряда. Различение твѐрдых и мягких согласных на слух и при
письме. Запись ответов на вопросы. Словарные слова. Мягкий знак на конце слова.
Мягкий знак в середине слова. Составление и запись предложений. Запись отгадок
к загадкам. Письмо по памяти. Гласные после шипящих. Правописание жи – ши.
Правописание ча-ща. Правописание чу – щу. Сочетание гласных с шипящими.
Звонкие и глухие согласные. Парные звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие

согласные на конце слова. Проверка написания путѐм изменения слова. Запись
слов противоположных по значению. Дописывание предложений. Рассказ по
картинке. Вопросы к предложениям. Запись предложений, объединенных одной
темой. Произношение слогов и слов с разделительнымь. Изменение слов по
смыслу. Подбор слов противоположных по смыслу; запись ответов на вопросы.
Правописание слов с разделительнымь. Составление рассказа

о друзьях по

вопросам.
Контрольная работа:
№2.Контрольный диктант по теме«Алфавит».
№3. Контрольный диктант по теме «Ударные и безударные гласные».
№4. Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».
№5. Контрольное списывание.
Творческая работа:
№2. Письменное составление рассказа по сюжетной картинке.
№3. Составление рассказа о друзьях по вопросам.
Раздел 3. Слово (26 часов)
Слова, обозначающие предмет. Различение слов, обозначающие предметы по
вопросам кто? и что? Составление предложений по вопросам. Употребление слов в
речи в различной форме. Имена собственные. Дополнение предложений именами
собственными. Деформированные предложения. Выделение имѐн собственных в
тексте. Название действий предмета. Изменение слов по образцу. Определение
предмета по действию. Изменение слов по вопросам. Выделение названий
действий из текста. Названия признаков предмета. Расширение круга слов,
обозначающих признаки предмета. Дописывание предложений по вопросам.
Работа с деформированным текстом. Сравнение предметов по признакам.
Согласование

слов,

обозначающих

признаки

предметов

со

словами,

обозначающими предмет. Составление предложений по картинкам и схемам.
Понятие о предлоге. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи.
Составление предложений. Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов
Контрольная работа:
№6.Контрольный диктант по теме«Слова-предметы».

№7. Контрольное списывание.
№8.Контрольный диктант по теме «Слова, называющие предмет, действие,
признак»
Творческая работа:
№4. Работа с деформированным текстом.
Раздел 4. Предложение (9 часов)
Порядок

слов

в

предложении.

Деление

текста

на

предложения.

Употребление формы винительного падежа в предложении по вопросам кого?
что?Употребление формы родительного падежа по вопросам кого? Что?
Употребление формы дательного падежа по вопросам кому? Чему? Употребление
формы творительного падежа по вопросам кем? Чем? Составление и запись
предложений по вопросам кем? Чем? Употребление формы предложного падежа
по вопросам о ком? О чем? Составление предложений по сюжетным картинкам.
Раздел 5. Повторение (7 часов)
Предложение.

Запись

слов

в

алфавитном

порядке.

Дописывание

предложений по вопросам. Выделение названий предметов, действий и признаков.
Предложение. Письмо по памяти. Отгадывание загадок.
Контрольная работа:
№9. Итоговый контрольный диктант.

Содержание учебного материала
4 класс(102часа)
Раздел 1. Повторение. Предложение (5 часов)
Предложение.

Работа

с

незаконченным

предложением.

Работа

с

деформированным предложением. Определение количества предложений в
диалоге.
Контрольная работа:
№1.Контрольный диктант по теме «Предложение»
Раздел 2. Звуки и буквы (43 часа)
Звуки и буквы. Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слухи в произношении.
Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова.
Буква ь на конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь. Буква ь на конце и в
середине слова. Разделительный ь перед гласными и, е, ѐ, ю, я. Упражнения в
умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительнымь.
Сопоставление слов с мягким знаком и слов с разделительным ь. Правильный
перенос слов с разделительнымь. Вопросы по рассказу. Гласные после шипящих.
Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Тренировочные упражнения в
умении видеть орфограммы. Дописывание предложений по теме «Приметы осени».
Парные звонкие и глухие согласные. Парные звонкие и глухие согласные на конце
слова. Упражнения по проверке написания звонких и глухих согласных на конце
слова. Парные звонкие и глухие согласные в середине слова. Проверка написания
звонких и глухих согласных на конце слова. Упражнения по проверке написания
звонких и глухих согласных в середине слова. Проверка написания звонких и
глухих согласных в конце и в середине слов. Работа с деформированным текстом.
Выбор заглавия. Ударение. Ударные и безударные гласные. Правописание
безударных гласных. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной
позиции. Проверка безударной гласной ударением. Объяснение написания
безударной гласной по опорной таблице. Проверка безударной гласной изменением
формы слова. Вопросы по тексту. Проверка безударной гласной по образцу.

Подбор проверочных слов к словам с безударной гласной. Коллективное
составление и запись рассказа с данными словами. Непроверяемые безударные
гласные. Правила написания слов с непроверяемыми безударными гласными.
Сравнение слов с проверяемой безударной гласной и с непроверяемой безударной
гласной. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним
родственных слов. Составление предложений из данных слов
Контрольная работа:
№2. Контрольное списывание
№3. Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак»
№4. Контрольное списывание с заданием
№5. Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»
Творческая работа:
№1. Работа с деформированным текстом. Выбор заглавия
№2. Коллективное составление и запись рассказа с данными словами
Раздел 3. Слово (47 часов)
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков
слов. Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Образование слов
одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь - певец, красивый –
красота.Слова, противоположные по значению.Распространение предложений.
Имена собственные. Большая буква в именах людей или кличках животных,
названиях улиц, городов, сел, деревень. Знание домашнего адреса. Имена
собственные. Закрепление.Предлог. Раздельное написание предлогов с другими
словами. Предлоги до, за, про, без, около, перед.Слова с непроверяемыми
орфограммами в корне. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным
словом и предлогом. Разделительный твѐрдый знак. Слова с разделительным
твѐрдым знаком. Родственные слова. Корень слова. Выделение общей части
родственных слов. Одинаковое написание корня в родственных словах. Выделение
корня в родственных словах. Подбор родственных слов по образцу. Предложение.
Деление текста на предложения. Выделение в предложениях слов, обозначающих,
о ком или о чѐм говорится, что говорится. Связь слов в предложении. Соблюдение
паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление

предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Упражнения в
составлении предложений. Предложения, различные по интонации. Знаки
препинания в конце предложения. Составление диалогов с дополнением ответа на
вопрос собеседника. Главные и второстепенные члены предложения. Главный член
предложения

–

сказуемое.

Нахождение

сказуемого

в

предложении.

Второстепенные члены предложения. Дополнение предложения второстепенными
членами предложения.
Контрольная работа:
№6. Контрольный диктант по теме «Названия предметов, действий и признаков»
№7. Контрольный диктант по теме «Предлоги»
Раздел 4. Повторение (7 часов)
Повторение. Предложение. Алфавит. Парные звонкие и глухие согласные на
конце и в середине слова. Итоговый контрольный диктант. Образование
родственных слов. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Установление связи слов в предложении по вопросам.
Контрольная работа:
№8. Итоговый контрольный диктант

Тематическое планирование
2 класс(102 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Наименование разделов, тем
Раздел 1. Повторение (9 часов)
Составление предложений на основе демонстрации действий. Схема
предложения
Большая буква в начале предложения и точка в конце. Анализ схемы
Предложение и его схема
Распространение предложений с помощью картинок
Запись по образцу предложений из 4 слов, включая предлог
Называние предметов различных родовых групп
Различение реального предмета и слова, называющего этот предмет
Составление предложений с данным словом
Контрольное списывание
Раздел 2. Звуки и буквы (43часа)
Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию
преграды
Гласные и согласные буквы
Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме
Последовательное обозначение звуков в схеме слова. Запись слова по
схеме
Составление предложения с заданным словом
Сравнение слов, отличающихся количеством звуков (мех – смех)
Сравнение слов, отличающихся одним звуком (дом – дым)
Сравнение слов, отличающихся расположением звуков (сон – нос)
Звуки и буквы
Ударение в двусложных словах. Знак ударения
Слог. Деление слов на слоги
Составление слов из данных слогов с опорой на картинки
Слогообразующая роль гласных
Гласные в образовании слогов
Перенос двусложных слов
Слог
Слова со звуками [и] и [й], различение их значений
Деление данных слов на слоги. Составление схемы слов
Включение слов в предложение
Слова со звуками [р] и [л]. Дифференциация их на слух и в
произношении
Звонкие и глухие согласные, их различение
Дифференциацияб-п. Различение слов на слух и в произношении
Дифференциацияв-ф. Различение значений слов
Дифференциация г-к. Звукобуквенный анализ
Дифференциацияд-т.Четкое звуко-слоговое проговаривание

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Дифференциация ж-ш. Составление схемы, запись слов
Дифференциация з-с.Различение значений слов
Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные»
Работа над ошибками
Согласные шипящие, дифференциация их на слух и в
произношении.Обозначение их буквами ж, ш, ч, щ
Согласные свистящие, дифференциация их на слух и в произношении.
Обозначение их буквами с, з, ц
Дифференциация шипящих и свистящих согласных. Звукобуквенный
анализ слов
Буква е в начале слова или слога. Буквенная схема слов
Буква ѐ в начале слова или слога. Запоминание написания слов с этой
буквой
Букваю в начале слова или слога. Буквенная схема слов
Буквая в начале слова или слога. Запоминание написания слов с этой
буквой
Согласные твердые и мягкие, различение их на слух и в произношении
Обозначение на письме мягкости и твердости согласных буквами ы-и
Контрольное списывание
Обозначение на письме мягкости и твердости согласных буквами о-ѐ
Обозначение на письме мягкости и твердости согласных буквамиу-ю
Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова
Дифференциация слов с твердыми и мягкими согласными звуками на
конце
Раздел 3. Слово (31 час)
Предмет и его название. Их различение
Называние предметов, отвечающих на вопрос что? Выделение частей
предметов и их названий
Постановка вопроса что? к слову и предмету. Угадывание предмета по
названию его частей
Различение сходных по назначению предметов. Их точное называние
Различение сходных по форме предметов. Их точное называние
Вопрос что? к группе предметов и к их обобщающему названию
Называние предметов, отвечающих на вопрос кто? Различение слова и
предмета
Группировка предметов и их названий (люди, птицы, звери, домашние
животные), отвечающих на вопрос кто?
Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов,
отвечающих на вопросы кто? что?
Контрольный диктант по теме «Предметы, отвечающие на вопросы
кто? что?»
Работа над ошибками
Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета
Большая буква в именах людей
Большая буква в именах и фамилиях людей
Большая буква в кличках животных
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных

69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Действие и его название. Называние действий предметов по вопросу
что делает?
Различение действия и его названия. Называние действий предметов по
вопросу что делают?
Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их
назначению
Согласование слов, обозначающих действия, с названиями предметов
Различение названий предметов и названий действий по вопросам
Названия предметов и действий
Предлог как отдельное слово
Роль предлога
Упражнения в использовании предлогов
Составление предложений с использованием предлога
Контрольное списывание
Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи
Слова с непроверяемой гласной
Наблюдение за единообразным написанием гласных в словах «родственниках»
Выделение слов-«родственников» из предложений
Раздел 4. Предложение (13 часов)
Коллективное составление предложений по картинке, по теме
Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя
Графическое изображение предложения. Обозначение в схеме большой
буквы в начале предложения и точки в конце
Сравнение оформления предложения в схеме и записи
Сравнение разрозненных слов и предложения
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Работа над ошибками
Завершение начатого предложения с опорой на картинку
Завершение начатого предложения без опоры на картинку
Ответы на вопросы. Оформление ответа с ориентацией на вопрос
Работа с деформированными предложениями
Различение вопросительной интонации в вопросе, повествовательной
в ответе
Предложение
Раздел 5. Связная письменная речь (6 часов)
Расположение 2-3 предложений в последовательном порядке на основе
серии сюжетных картинок
Составление подписей к серии сюжетных картинок
Работа с деформированным текстом, состоящим из 3 предложений
Итоговый контрольный диктант
Работа над ошибками. Заголовок
Составление предложений по вопросам. Запись текста

Тематическое планирование
3 класс (102 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Наименование разделов, тем
Раздел 1. Повторение (7 часов)
Предложение.Употребление простого предложения
Большая буква в начале предложения, точка в конце
Составление предложений по картинкам
Составление предложений по иллюстрациям к сказкам
Вопросы к предложениям
Составление предложений из слов данных вразбивку
Контрольное списывание
Раздел 2. Звуки и буквы (53 часа)
Выбор сходных по буквам слов
Составление рассказа «Умная Кара»
Запись ответов на вопросы
Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке
Запись дней недели и названия месяцев в нужном порядке
Контрольный диктант пот теме «Алфавит»
Работа над ошибками. Гласные звуки и буквы
Согласные звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Гласные буквы е, ѐ, и, э, ю, я. Гласная и в начале слов и после гласных
Гласная е, ѐ в начале слова и после гласных
Гласная ю, я в начале слова и после гласных
Дифференциация гласных в начале слов и после гласных
Постановка ударения в двусложных словах
Гласные ударные и безударные
Смыслоразличительное свойство ударения
Контрольный диктант по теме «Ударные и безударные гласные»
Работа над ошибками. Отгадывание загадок
Слогообразующая роль гласных
Образование новых слов
Составление рассказа по серии сюжетных картин
Письменное составление рассказа по сюжетной картинке
Деление слов на слоги и для переноса
Запись ответов на вопросы. Письмо по памяти
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»
Работа над ошибками. Твѐрдые и мягкие согласные
Обозначение мягкости гласными второго ряда
Различение твѐрдых и мягких согласных на слух и при письме
Запись ответов на вопросы. Словарные слова
Мягкий знак на конце слова
Мягкий знак в середине слова

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83

Составление и запись предложений
Запись отгадок к загадкам. Письмо по памяти
Гласные после шипящих. Правописание жи - ши
Правописание ча-ща
Правописание чу - щу
Сочетание гласных с шипящими
Контрольное списывание
Звонкие и глухие согласные
Парные звонкие и глухие согласные
Составление предложений. Письмо по памяти
Звонкие и глухие согласные на конце слова
Проверка написания путѐм изменения слова
Запись слов противоположных по значению
Дописывание предложений
Рассказ по картинке
Вопросы к предложениям
Запись предложений, объединенных одной темой
Произношение слогов и слов с разделительнымь
Изменение слов по смыслу
Подбор слов противоположных по смыслу; запись ответов на вопросы
Правописание слов с разделительнымь
Составление рассказа о друзьях по вопросам
Раздел 3.Слово (26 часов)
Слова, обозначающие предмет
Различение слов, обозначающие предметы по вопросам кто? и что?
Составление предложений по вопросам
Употребление слов в речи в различной форме
Контрольный диктант по теме «Слова-предметы»
Работа над ошибками. Имена собственные
Дополнение предложений именами собственными
Деформированные предложения
Выделение имѐн собственных в тексте
Название действий предмета
Изменение слов по образцу. Определение предмета по действию
Контрольное списывание
Изменение слов по вопросам
Выделение названий действий из текста
Названия признаков предмета
Расширение круга слов, обозначающих признаки предмета
Дописывание предложений по вопросам
Работа с деформированным текстом
Сравнение предметов по признакам
Согласование слов, обозначающих признаки предметов со словами,
обозначающими предмет
Составление предложений по картинкам и схемам
Понятие о предлоге. Правописание предлогов
Употребление предлогов в речи. Составление предложений

84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Дописывание предложений
Контрольный диктант по теме «Слова, называющие предмет, действие,
признак»
Работа над ошибками.Подбор нужных предлогов
Раздел 4. Предложение (9 часов)
Порядок слов в предложении
Деление текста на предложения
Употребление формы винительного падежа в предложении по
вопросам кого? что?
Употребление формы родительного падежа по вопросам кого? Что?
Употребление формы дательного падежа по вопросам кому? Чему?
Употребление формы творительного падежа по вопросам кем? Чем?
Составление и запись предложений по вопросам кем? Чем?
Употребление формы предложного падежа по вопросам о ком? О чем?
Составление предложений по сюжетным картинкам
Раздел 5. Повторение (7 часов)
Предложение
Запись слов в алфавитном порядке
Дописывание предложений по вопросам
Итоговый контрольный диктант
Работа над ошибками.Выделение названий предметов, действий и
признаков
Предложение
Письмо по памяти. Отгадывание загадок

Тематическое планирование
4 класс (102 часа)
№
Наименование разделов, тем

1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Раздел 1. Повторение. Предложение (5 часов)
Предложение
Работа с незаконченным предложением
Работа с деформированным предложением
Определение количества предложений в диалоге
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Раздел 2. Звуки и буквы (43 часа)
Звуки и буквы. Алфавит
Расположение слов в алфавитном порядке
Дифференциация слов с мягкими согласными на слухи в
произношении
Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в
середине слова
Буква ь на конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь
Буква ь на конце и в середине слова
Контрольное списывание
Разделительный ь перед гласными и, е, ѐ, ю, я
Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать
слова с разделительным ь
Сопоставление слов с мягким знаком и слов с разделительным ь
Правильный перенос слов с разделительным ь
Вопросы по рассказу
Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак»
Гласные после шипящих
Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу
Тренировочные упражнения в умении видеть орфограммы
Дописывание предложений по теме «Приметы осени»
Парные звонкие и глухие согласные
Парные звонкие и глухие согласные на конце слова
Упражнения по проверке написания звонких и глухих согласных на
конце слова
Контрольное списывание с заданием
Парные звонкие и глухие согласные в середине слова
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова
Упражнения по проверке написания звонких и глухих согласных в
середине слова
Проверка написания звонких и глухих согласных в конце и в середине
слов
Работа с деформированным текстом. Выбор заглавия
Ударение
Ударные и безударные гласные

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Правописание безударных гласных
Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции
Проверка безударной гласной ударением
Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице
Проверка безударной гласной изменением формы слова
Вопросы по тексту
Проверка безударной гласной по образцу
Подбор проверочных слов к словам с безударной гласной
Коллективное составление и запись рассказа с данными словами
Непроверяемые безударные гласные
Правила написания слов с непроверяемыми безударными гласными
Сравнение слов с проверяемой безударной гласной и с непроверяемой
безударной гласной
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним
родственных слов
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»
Составление предложений из данных слов
Раздел 3. Слово (47 часов)
Слово. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий
и признаков
Названия предметов
Постановка вопросов к словам в предложении
Нахождение названия предметов в тексте по вопросам
Названия действий предмета
Роль слов, обозначающих действия предметов
Нахождение названия действий в тексте по вопросам
Составление предложений по картинкам
Названия признаков предмета
Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал,
вкус предмета и др.
Образование слов одной категории от другой по образцу
Распространение предложений словами различных категорий
Упражнения по нахождению названия предметов, действий, признаков
Контрольный диктант по теме «Названия предметов, действий и
признаков»
Анализ работ. Работа над ошибками
Имена собственные
Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц,
городов, сѐл, деревень и т.д.
Знание домашнего адреса
Имена собственные. Закрепление
Предлог
Раздельное написание предлогов с другими словами
Предлоги до, за, про, без, около, перед
Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и
предлогом
Контрольный диктант по теме «Предлоги»

Анализ работ. Работа над ошибками
Разделительный твѐрдый знак
Слова с разделительным твѐрдым знаком
Родственные слова
Корень слова
Выделение общей части родственных слов
Одинаковое написание корня в родственных словах
Выделение корня в родственных словах
Подбор родственных слов по образцу
Предложение
Деление текста на предложения
Выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чѐм
говорится, что говорится
85 Связь слов в предложении
86 Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого
предложения
87 Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в
конце)
88 Упражнения в составлении предложений
89 Предложения, различные по интонации. Знаки препинания в конце
предложения
90 Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника
91 Главные и второстепенные члены предложения
92 Главный член предложения – сказуемое
93 Нахождение сказуемого в предложении
94 Второстепенные члены предложения
95 Дополнение предложения второстепенными членами предложения
Раздел 4. Повторение (7 часов)
96 Повторение. Предложение
97 Алфавит
98 Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова
99 Итоговый контрольный диктант
100 Образование родственных слов
101 Раздельное написание предлогов с другими словами
102 Установление связи слов в предложении по вопросам
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».