Приложение 6
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МБОУ СОШ №1 г.
Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУЧНОЙ ТРУД»
начальное общее образование – 1 уровень
срок реализации программы – 4 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки ручного труда оказывают существенное воздействие
на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют
формированию личности обучающихся, воспитанию положительных навыков и
привычек.
Трудовое обучение позволяют проявить себя детям с нарушениями
интеллекта, которые, в меньшей степени востребованы на других учебных
предметах. Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки
различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем
лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку
овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися. Именно
поэтому трудовое обучение характеризуется многообразием ручных вырезывание
разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание,
вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д.
Трудовое обучение является комплексным и интегративным учебным
предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи
практически со всеми предметами начальной школы.
В соответствии с требованиями ФГОС предметом оценки освоения
обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных и
личностных результатов, которые применительно к изучению ручного труда
представлены в тематическом планировании. АООП определяет два уровня
овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный
уровень
является
обязательным
для
большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по
отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по
этому варианту программы.
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание
названий
и
некоторых
свойств
поделочных
материалов,
используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения,
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его
признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
выполнение несложного ремонта одежды)
Достаточный уровень:
знание
правил
рациональной
организации
труда,
включающих
упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей
тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими
инструментами,
соблюдение
выполнении трудовых работ;
санитарно-гигиенических
требований
при
осознанный
подбор
материалов
по
их
физическим,
декоративно-
художественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических
приемов ручной
обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное
расходование материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана
работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы,
распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и
выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществление
текущего
самоконтроля
выполняемых
практических
действий и корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление
причинно-следственных
связей
между
выполняемыми
действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после
уроков трудового обучения.
Содержание учебного предмета
2 класс (34 часа)
Раздел 1. Работа с глиной и пластилином (5 часов)
Изготовление
изделия
«Брус».
Изготовление
изделия
«Ворота».
Изготовление изделия Крепость». Лепка по представлению чайной посуды.
Раздел 2. Работа с природными материалами (9 часов)
Сбор
композиции
природных
из
материалов
засушенных
растений.
«Осенняя
коллекция».
Изготовление
изделия
Составление
«Птичка».
Изготовление изделия «Собачка». Изготовление изделия «Зайчик». Изготовление
изделия «Поросѐнок». Изготовление изделия «Кораблик». Изготовление изделия
«Черепаха». Изготовление изделия «Рыба».
Раздел 3. Работа с бумагой и картоном (8 часов)
Виды и сорта бумаги. Аппликация: «Дерево весной». Аппликация «Дерево
летом». Аппликация «Дерево осенью». Аппликация «Дерево зимой». Маска
собачки. Изготовление пакета из бумаги. Изготовление закладки из тонкого
картона.
Раздел 4. Работа с текстильными материалами (7 часов)
Свойства ниток. Составление коллекции тканей. Изготовление изделия
«Ягоды». Пуговица с двумя сквозными отверстиями. Изготовление стилизованных
фигурок из связанных пучков ниток. «Девочка».
Изготовление стилизованных
фигурок из связанных пучков ниток. «Мальчик». Шарики из ниток разной
величины.
Раздел 5. Работа с бумагой и картоном (7 часов)
Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек. Изготовление
светофора. Изготовление поздравительных открыток. Изготовление аппликации
«Грузовик». Изготовление композиции «Божья коровка на цветочной поляне».
Содержание учебного предмета
3 класс (34 часа)
Раздел 1. Работа с природными материалами (5 часов)
Экскурсия в природу «Сбор природного материала». Изготовление по
образцу жирафа из овощей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы
грецкого ореха, плюски желудя. Самостоятельное изготовление стрекозы по
устному описанию. Изготовление по образцу аппликации из скорлупы грецкого
ореха «воробьи на ветке».
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном (18 часов)
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу
подложек квадратной и прямоугольной формы. Изготовление по образцу и
контурному рисунку стилизованных фигурок рыб. Изготовление
по
образцу
и
контурному рисунку стилизованных фигурок птиц. Изготовление по замыслу
объемных изделий из различных природных материалов. Сборка
по
образцу
треугольника из трех плоских планок. Сборка по образцу лопатки из большого
квадрата. Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки. Сборка по
образцу лесенки из двух длинных планок. Изготовление плоских карнавальных
полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Изготовление елочных
игрушек. Сборка стола по образцу. Упражнения в разметке бумаги и картона по
линейке. Изготовление обложки для проездного билета. Изготовление по образцу
складной доски для игры в шашки. Изготовление по образцу папки для тетрадей
без клапанов, с завязками. Ознакомление с косым обметочным стежком.
Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Раздел 3. Работа с текстильными материалами (4 часа)
Пришивание
косыми
стежками
вешалки
из
тесьмы
к
полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек,
ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым
стежком. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно,
ручными стежками.
Раздел 4. Работа с бумагой и картоном (7 часов)
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки
коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с
помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Составление по
образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Самостоятельная сборка
по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками.
Самостоятельная
сборка
по
техническому
рисунку
дорожного
знака.
Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика,
тележки, машины.
Содержание учебного предмета
4 класс (34 часа)
Раздел 1. Работа с бумагой (4 часа)
Что ты знаешь о бумаге? Складывание треугольников. Складывание простых
форм из квадрата. Фигурка «Рыбка». Нахождение на линейке длины, заданной в
миллиметрах.
Раздел 2. Работа с тканью (6 часов)
Что ты знаешь о ткани? Игрушка «Кукла-скрутка».Отделка изделий из
ткани. Салфетка с аппликацией. Соединение деталей изделия строчкой косого
стежка. Салфетка-прихватка. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными
отверстиями.
Аппликации
с
использованием
пуговиц
«Медведь»,
«Кот»,
«Лягушка».
Раздел 3. Работа с бумагой и картоном (19 часов)
Разметка округлых деталей по шаблонам. Игрушка «Цыплѐнок». Игрушка
«Летающий диск». Игрушка из бумажных кругов «Попугай». Развѐртка изделия.
Конверт для писем. Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям.
Конверт с замком. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом». Разметка
прямоугольника с помощью угольника. Разметка наклонных линий с помощью
угольника. Закладка для книг. Геометрическая фигура-раскладка. Складные часы.
Игрушка «Солнышко». Растягивающаяся игрушка «Матрѐшка». Вырезание
симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Птица. Складывание из
бумаги. Снежинка. Складывание из бумаги. Звезда. Выполнение разметки с опорой
на чертѐж. Летающая модель «Самолѐт». Изготовление открытой коробочки
способом сгибания бумаги. Коробочка.
Раздел 4. Работа с нитками (2 часа)
Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток». Связывание
ниток в пучок. «Помпон из ниток».
Раздел 5. Работа с проволокой (3 часа)
Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков.
Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). Муха.
Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№
п/п
1
2
3
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Работа с глиной и пластилином (5 часов)
Изготовление изделия «Брус»
Изготовление изделия «Ворота»
Изготовление изделия Крепость»
Лепка по представлению чайной посуды
Раздел 2. Работа с природными материалами (9 часов)
Сбор природных материалов «Осенняя коллекция»
Составление композиции из засушенных растений
Изготовление изделия «Птичка»
Изготовление изделия «Собачка»
Изготовление изделия «Зайчик»
Изготовление изделия «Поросѐнок»
Изготовление изделия «Кораблик»
Изготовление изделия «Черепаха»
Изготовление изделия «Рыба»
Раздел 3. Работа с бумагой и картоном (8 часов)
Виды и сорта бумаги
Аппликация: «Дерево весной»
Аппликация «Дерево летом»
Аппликация «Дерево осенью»
Аппликация «Дерево зимой»
Маска собачки
Изготовление пакета из бумаги
Изготовление закладки из тонкого картона
Раздел 4. Работа с текстильными материалами (7 часов)
Свойства ниток
Составление коллекции тканей
Изготовление изделия «Ягоды»
Пуговица с двумя сквозными отверстиями
Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков ниток.
«Девочка»
Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков ниток.
«Мальчик»
Шарики из ниток разной величины
Раздел 5. Работа с бумагой и картоном (7 часов)
Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек
Изготовление светофора
Изготовление поздравительных открыток
Изготовление аппликации «Грузовик»
Изготовление композиции «Божья коровка на цветочной поляне»
Тематическое планирование
3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Работа с природными материалами (5 часов)
Экскурсия в природу «Сбор природного материала»
Изготовление по образцу жирафа из овощей
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски
желудя
Самостоятельное изготовление стрекозы по устному описанию
Изготовление по образцу аппликации из скорлупы грецкого ореха
«воробьи на ветке»
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном (18 часов)
Окантовка картона полосками бумаги, листом
Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок
рыб
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок
птиц
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных природных
материалов
Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок
Сборка по образцу лопатки из большого квадрата
Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки
Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого
картона и плотной бумаги
Изготовление елочных игрушек
Сборка стола по образцу
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке
Изготовление обложки для проездного билета
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками
Ознакомление с косым обметочным стежком
Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам
Раздел 3. Работа с текстильными материалами (4 часа)
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных
палочек, ножниц
Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым
стежком
Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно,
ручными стежками
Раздел 4. Работа с бумагой и картоном (7 часов)
28
29
30
31
32
33
34
Изготовление открытых коробок из тонкого картона
Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке
Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам,
оклеивание полосой бумаги
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку
Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с
перекрещенными ножками
Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака
Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика,
тележки, машины
Тематическое планирование
4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Работа с бумагой (4 часа)
Что ты знаешь о бумаге?
Складывание треугольников
Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка»
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах
Раздел 2. Работа с тканью (6 часов)
Что ты знаешь о ткани?
Игрушка «Кукла-скрутка»
Отделка изделий из ткани. Салфетка с аппликацией
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. Салфетка-прихватка
Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями
Аппликации с использованием пуговиц «Медведь», «Кот», «Лягушка»
Раздел 3. Работа с бумагой и картоном (19 часов)
Разметка округлых деталей по шаблонам. Игрушка «Цыплѐнок»
Игрушка «Летающий диск»
Игрушка из бумажных кругов «Попугай»
Развѐртка изделия. Конверт для писем
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. Конверт с замком
Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом»
Разметка прямоугольника с помощью угольника
Разметка наклонных линий с помощью угольника. Закладка для книг
Геометрическая фигура-раскладка
Складные часы
Игрушка «Солнышко»
Растягивающаяся игрушка «Матрѐшка»
Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Птица
Складывание из бумаги. Снежинка
Складывание из бумаги. Звезда
Выполнение разметки с опорой на чертѐж
Летающая модель «Самолѐт»
Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги
Коробочка
Раздел 4. Работа с нитками (2 часа)
Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток»
Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток»
Раздел 5. Работа с проволокой (3 часа)
Изгибание проволоки
Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков
Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). Муха