Шахматы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Углегорска
Сахалинской области
Принята на заседании
педагогического совета
от 27.08.2020 Протокол № 1

Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
___________Т.И. Мельникова
Приказ № 253-А от 27.08.2020

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ШАХМАТНАЯ ШКОЛА»

Уровень программы: базовый
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Возраст учащихся: 8-11 лет
Срок реализации программы: 3 года

Разработчик программы
Антонова Татьяна Викторовна
Педагог дополнительного образования

г.Углегорск
2020

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная школа»
разработана на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии
с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя, (авт. И.Г.Сухин.- Обнинск, 2017).
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на развитие нагляднообразного мышления, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не
унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы помогает многим детям расширить круг общения, даѐт возможность для полноценного самовыражения, позволяет преодолеть замкнутость, воспитывает такие
качества, как целеустремленность, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Шахматная школа»
физкультурно-спортивная.
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), компьютерных шахмат,
активизирующих общие и индивидуальные логические особенности учащихся.
Отличительной особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учѐтом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого учащегося, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребѐнка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
Сроки реализации программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматная школа» рассчитана на 102 часа, по 34 часа в каждый год обучения (1 час в неделю). Курс предназначен для учащихся 2-4 классов, рассчитан на 3 года обучения
Цель программы - создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей шахмат;
- обучить правилам игры;
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Воспитывающие:
- привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств;
- прививать навыки самодисциплины;
- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
В ходе изучения данной программы у учащихся идет освоение предметной компетенции, а
также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.
Развивающие:

- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные
качества личности;
- способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику;
- сформировать навыки запоминания;
- вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об
окружающем мире.
Планируемые результаты:
Личностные:
 определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить;
 установка на здоровый образ жизни;
 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты выражаются в сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Регулятивные:
 планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 адекватно воспринимать оценку учителя;
 различать способ и результат действия;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок.
Познавательные:
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
 освоить новые виды деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения,
соревнования);
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всей команды;
Коммуникативные:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в игре, в том числе в ситуации столкновения интересов;
 строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а
что нет;
 задавать вопросы, уметь слушать другого;
 контролировать действия партнера;
 использовать речь для регуляции своего действия;
Предметные (на конец освоения курса):
Учащиеся научатся:
 правильно разыгрывать дебют;
 грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
 проводить элементарно анализ позиции;
 составлять простейший план игры;

 находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
 пользоваться шахматными часами.
Учащиеся получат возможность научиться:
 играть по правилам шахматную партию от начала до конца;
 участвовать в шахматных турнирах различного уровня;
Воспитательные:
Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение знаний
 об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
 о принятых в обществе нормах поведения и общения;
 об основах здорового образа жизни;
 об истории своей семьи и Отечества;
 о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
Формы достижения результатов первого уровня: результаты выполнения упражнений с заданиями, дидактические игры, беседы о здоровом образе жизни.
Формы контроля результатов первого уровня:
 итоговый мониторинг результатов (тесты);
 наблюдение за учащимися во время игр и упражнений.
Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного отношения
к базовым ценностям общества):
 развитие ценностного отношения учащихся к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру;
 получение первоначального опыта самореализации.
Формы достижения результатов второго уровня: участие в турнирах на школьном уровне.
Формы контроля результатов второго уровня:
 шахматные этюды, инсценировки;
 шахматный турнир в школе.
Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного действия):
 приобретение опыта исследовательской деятельности;
 участие в викторинах;
 опыт участия в соревнованиях;
Формы достижения результатов третьего уровня:
 исследовательские работы по истории шахмат, о творчестве выдающихся шахматистов;
 кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины;
 участие в турнирах среди любителей шахмат вне ОУ.
Формы контроля результатов третьего уровня:
 участие в шахматных турнирах вне ОУ.

Учебно-тематический план
1-ый год обучения
№
п/п

Наименование разделов, тем

1
2
3
4
5

Краткая история шахмат. Шахматная доска
Шахматные фигуры
Цель шахматной партии

6

Повторение изученного материала

Игра всеми фигурами из начального положения

Ценность шахматных фигур

ИТОГО:

Общее
количество
часов
1
8
7
2
5
11
34

Из них
теорепрактичетических
ских
1
15-20
минут
8
на
каж3
каж2
дом
5
заня11
тии
30

Формы аттестации/контроля

Игровые шахматные этюды

Учебно-тематический план
2-ой год обучения
№
п/п

Наименование разделов, тем

1
2
3
4
5

Повторение пройденного материала
Краткая история шахмат. Шахматная доска
Шахматная нотация
Ценность шахматных фигур
Техника матования одинокого короля

6

Достижение мата без жертвы

Общее
количество
часов
2
1
2
3
4
3

7
Шахматная комбинация
ИТОГО:

19
34

Из них
теорепрактичетических
ских
1
20-25
минут
2
на
каж2
каж4
дом
заня3
тии
19
31

Формы аттестации/контроля

Игровые шахматные этюды

Учебно-тематический план
3-ий год обучения
№
п/п

Наименование разделов, тем

1
2
3

Повторение пройденного материала

4

Основы эндшпиля

Основы дебюта
Основы Миттельшпиля

ИТОГО:

Общее
количество
часов
2
11
10
11
34

Из них
теорепрактичетических
ских
1
25-30
минут
10
на
каж10
каждом
11
занятии
32

Формы аттестации/контроля

Игровые шахматные этюды

Содержание программы
1-ый год обучения
Раздел 1. Краткая история шахмат. Шахматная доска (1 час)
Краткая история шахмат. Знакомство с шахматной доской. Начальная расстановка фигур.
Раздел 2. Шахматные фигуры (8 часов)
Знакомство с шахматной фигурой. Пешка. Пешка в игре. Шахматные фигуры. Знакомство с
шахматной фигурой. Ладья. Знакомство с шахматной фигурой. Слон. Слон в игре. Ладья против
слона. Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. Ферзь в игре. Ферзь против ладьи и слона. Знакомство с шахматной фигурой. Конь. Конь в игре. Конь против ферзя, ладьи и слона. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Знакомство с шахматной фигурой. Король. Король против других
фигур.
Раздел 3. Цель шахматной партии (7 часов)
Цель шахматной партии. Шах. Мат. Мат. Ставит мат в один ход. Ничья. Пат. «Спертый мат» –
ничья. «Вечный шах» - ничья. Ставим мат в один ход. Детский мат. Линейный мат двумя ладьями. Рокировка. Игровая практика.

Раздел 4. Игра всеми фигурами из начального положения (2 часа)
Начало шахматной партии. Шахматная партия. Правила игры.
Раздел 5. Ценность шахматных фигур (5 часов)

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Ценность шахматных фигур. Защита. Решение заданий.
Раздел 6. Повторение изученного материала (11 часов)
Решение задания «Мат в 1 ход». Решение заданий «Сделай ничью». Решение заданий «Белые ходят и выигрывают». Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Решение заданий
«Поймай ладью». Решение заданий «Поймай ферзя». Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. «Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек». Игровая практика. Шахматный турнир.

Содержание программы
2-ой год обучения
Раздел 1. Краткая история шахмат. Шахматная доска (1 час)
Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Игровая практика.
Раздел 2. Краткая история шахмат. Шахматная доска (1 час)
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают
в Европу. Выдающиеся шахматисты нашего времени.
Раздел 3. Шахматная нотация (2 часа)
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Шахматная нотация. Игровая практика (фрагмента шахматной партии).
Раздел 4. Ценность шахматных фигур (3 часа)
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур. Достижение
материального перевеса. Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

Раздел 5. Техника матования одинокого короля (4 часа)
Две ладьи против короля, «линейный» мат. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и ладья
против короля. Игровая практика. Ферзь и король против короля. Игровая практика. Ладья и король против короля. Игровая практика.
Раздел 6. Достижение мата без жертвы (3 часа)
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в Эндшпиле. Цугцванг. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в
Миттельшпиле. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в
дебюте.
Раздел 7. Шахматная комбинация (19 часов)
Темы комбинаций. Матовые комбинации. Тема завлечения. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Темы комбинаций. Тема блокировки. Темы комбинаций. Тема завлечения. Темы комбинаций. Тема разрушения королевского прикрытия. Темы комбинаций. Тема освобождения пространства. Уничтожения защиты. Темы комбинаций. Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Темы комбинаций. Достижение материального перевеса. Темы комбинаций. Достижение материального перевеса. Игровая практика. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Игровая практика. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Превращение пешки. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации для достижения ничьей. «Вечный шах». Правила и законы дебюта.
Типичные комбинации в дебюте. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. Игра
в турнире. Турнирные партии. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

Содержание программы
3-ий год обучения
Раздел 1. Повторение пройденного материала (2 часа)
Повторение пройденного материала. Поля. Ходы фигур. Рокировка. Шах. Мат. Пат. Игровая практика. Шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Практика матования одинокого короля.
Раздел 2. Основы дебюта (11 часов)
Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения. Мат в один ход. Невыгодность
раннего ввода в игру ладьей и ферзя. «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Игра «на мат» с первых
ходов партии. «Детский мат». Защита. Вариации на тему «детского мата». Другие угрозу быстрого
мата. «Повторюшка-хрюшка». Наказание «повторюшек». Принцип игры в дебюте. Быстрое развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур.
Игры в дебюте пешками. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский
гамбит. Ферзевый гамбит. Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. Связка в
дебюте. Полная и неполная связка.
Раздел 3. Основы Миттельшпиля (10 часов)
Правила и законы дебюта. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. Общие рекомендации, как играть в Миттельшпиле. Игровая практика. Тактические приемы. Связка в Миттельшпиле. Двойной удар. Тактические приемы. Открытое нападение. Двойной шах. Матовые комбинации (на мат в три хода) и комбинации ведущие к достижению материального перевеса. Матовые
комбинации и комбинации ведущие к достижению материального перевеса. Разрушение королевского прикрытия. Матовые комбинации и комбинации ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, «рентгена», перекрытия. Матовые комбинации и комбинации ведущие к достижению материального перевеса. Темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Классическое
наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.
Раздел 4. Основы Эндшпиля (11 часов)
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи. Ферзь против слона. Ферзь
против коня. Ладья против слона. Ладья против коня. Матование двумя слонами. Матование конем и слоном. Пешка против короля. Правило «квадрата». Пешка против короля. Оппозиция.
Пешка против короля. Король ведет пешку за собой. Пешка против короля. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Конь и пешка против короля. Самые
общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. Игра в турнире. Турнирные партии.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний
на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой
замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчѐт – ход. Продуктивный ме-

тод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть
работы ребенок проделывает самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися
(домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература,
картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их
осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Методы и формы обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Материально-техническое обеспечение программы
Для проведения занятий необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
шахматные доски с набором шахматных фигур;
шахматные часы;
шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий;
шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации;
 мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»;
 Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор.





Список литературы
1. Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.
2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и
детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для
начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы. –
Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
5. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы. –
Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
6. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
7. Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
8. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.
9. Мультимедийная образовательная программа «Динозавры учат шахматам».
10. DVD «Азы шахмат». Инфоурок.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-ый год обучения
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

При- Дата проведения
Наименование разделов, тем
мечапо
по
ние
плану
факту
Раздел 1. Краткая история шахмат. Шахматная доска (1 час)
Краткая история шахмат. Знакомство с шах1
08.09
матной доской. Начальная расстановка фигур
Раздел 2. Шахматные фигуры (8 часов)
Знакомство с шахматной фигурой. Пешка.
1
15.09
Пешка в игре
Шахматные фигуры. Знакомство с шахматной
1
22.09
фигурой. Ладья
Знакомство с шахматной фигурой. Слон. Слон
1
29.09
в игре. Ладья против слона
Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.
1
06.10
Ферзь в игре
Ферзь против ладьи и слона
1
13.10
Знакомство с шахматной фигурой. Конь. Конь
1
20.10
в игре. Конь против ферзя, ладьи и слона
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона
1
27.10
Знакомство с шахматной фигурой. Король. Ко1
03.11
роль против других фигур
Раздел 3. Цель шахматной партии (7 часов)
Цель шахматной партии. Шах. Мат
1
10.11
Мат. Ставит мат в один ход
1
17.11
Ничья. Пат. «Спертый мат» – ничья
1
24.11
«Вечный шах» - ничья
1
01.12
Ставим мат в один ход. Детский мат
1
08.12
Линейный мат двумя ладьями
1
15.12
Рокировка. Игровая практика
1
22.12
Раздел 4. Игра всеми фигурами из начального положения (2 часа)
1
Начало шахматной партии
12.01
Шахматная партия. Правила игры
1
19.01
Раздел 5. Ценность шахматных фигур (5 часов)
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур
1
26.01
Достижение материального перевеса
1
02.02
Ценность шахматных фигур. Способы защиты
1
09.02
Ценность шахматных фигур. Защита
1
16.02
Решение заданий
1
02.03
Раздел 6. Повторение изученного материала (11 часов)
1
09.03
Решение задания «Мат в 1 ход»
1
16.03
Решение заданий «Сделай ничью»
1
30.03
Решение заданий «Белые ходят и выигрывают»
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и
1
06.04
ферзя
1
13.04
Решение заданий «Поймай ладью»
1
20.04
Решение заданий «Поймай ферзя»
Кол-во
часов

30
31
32
33
34

Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский
мат. Защита
«Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек»
Игровая практика
Игровая практика
Шахматный турнир

1

27.04

1

04.05

1
1
1

11.05
18.05
25.05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2-ой год обучения
№
п/п

1
2

3

4
5

Дата проведения
ПриНаименование разделов, тем
мечапо
по факту
ние
плану
Раздел 1. Повторение пройденного материала (2 часа)
Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр. Ходы шахматных фигур. Начальное
1
положение
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение
1
пешки. Варианты ничьей. Игровая практика
Раздел 2. Краткая история шахмат. Шахматная доска (1 час)
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы прони1
кают в Европу. Выдающиеся шахматисты
нашего времени
Раздел 3. Шахматная нотация (2 часа)
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шах1
матных фигур и терминов
Шахматная нотация. Игровая практика
1
(фрагмента шахматной партии)
Кол-во
часов

Раздел 4. Ценность шахматных фигур (3 часа)

6
7
8

9
10
11
12

13

14

15

16

Ценность шахматных фигур. Сравнительная
1
сила фигур
Ценность шахматных фигур. Достижение ма1
териального перевеса
Ценность шахматных фигур. Способы защи1
ты
Раздел 5. Техника матования одинокого короля (4 часа)
Две ладьи против короля, «линейный» мат.
1
Ферзь и ладья против короля
Ферзь и ладья против короля. Игровая прак1
тика
Ферзь и король против короля. Игровая
1
практика
Ладья и король против короля. Игровая
1
практика
Раздел 6. Достижение мата без жертвы (3 часа)
Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в энд1
шпиле. Цугцванг
Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в мит1
тельшпиле
Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в де1
бюте
Раздел 7. Шахматная комбинация (19 часов)
Темы комбинаций. Матовые комбинации.
1

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема завлечения
Темы комбинаций. Тема отвлечения
Темы комбинаций. Тема блокировки
Темы комбинаций. Тема завлечения
Темы комбинаций. Тема разрушения королевского прикрытия
Темы комбинаций. Тема освобождения пространства. Уничтожения защиты
Темы комбинаций. Матовые комбинации.
Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов
Темы комбинаций. Достижение материального перевеса
Темы комбинаций. Достижение материального перевеса. Игровая практика
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Игровая практика
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Превращение пешки
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических
приемов
Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации
Комбинации для достижения ничьей. «Вечный шах»
Правила и законы дебюта
Типичные комбинации в дебюте
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра
Игра в турнире. Турнирные партии
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3-ий год обучения
№
п/п

1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20

КолПриДата проведения
во
меча- по плану по факту
часов
ние
Раздел 1. Повторение пройденного материала (2 часа)
Повторение пройденного материала. Поля. Ходы
фигур. Рокировка. Шах. Мат. Пат. Игровая практи1
09.09
ка
Шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Ценность шахматных фигур. Практика матования
1
16.09
одинокого короля
Раздел 2. Основы дебюта (11 часов)
Двух- и трехходовые партии. Выявление причин
1
23.09
поражения. Мат в один ход
Невыгодность раннего ввода в игру ладьей и фер1
30.09
зя. «Поймай ладью», «Поймай ферзя»
Игра «на мат» с первых ходов партии. «Детский
1
07.10
мат». Защита
Вариации на тему «детского мата». Другие угрозу
1
14.10
быстрого мата
«Повторюшка-хрюшка». Наказание «повторюшек»
1
21.10
Принцип игры в дебюте. Быстрое развитие фигур.
1
06.11
Темпы. Гамбиты
Наказание за несоблюдение принципа быстрейше1
11.11
го развития фигур. Игры в дебюте пешками
Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит
1
18.11
Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение
1
25.11
короля. Рокировка
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное
1
02.12
расположение. Какие бывают пешки
Связка в дебюте. Полная и неполная связка
1
09.12
Раздел 3. Основы Миттельшпиля (10 часов)
Правила и законы дебюта. Открытые, полуоткры1
16.12
тые и закрытые дебюты
Общие рекомендации, как играть в Миттельшпиле.
1
23.12
Игровая практика
Тактические приемы. Связка в Миттельшпиле.
1
13.01
Двойной удар
Тактические приемы. Открытое нападение. Двой1
20.01
ной шах
Матовые комбинации (на мат в три хода) и комбинации ведущие к достижению материального пере1
27.01
веса
Матовые комбинации и комбинации ведущие к достижению материального перевеса. Разрушение
1
03.02
королевского прикрытия
Матовые комбинации и комбинации ведущие к до1
10.02
стижению материального перевеса. Темы связки,
Наименование разделов, тем

21
22
23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

«рентгена», перекрытия
Матовые комбинации и комбинации ведущие к достижению материального перевеса. Темы комби1
наций и сочетание тематических приемов
Комбинации для достижения ничьей. Патовые
1
комбинации. Комбинации на вечный шах
Классическое наследие. «Бессмертная» партия.
1
«Вечнозеленая» партия
Раздел 4. Основы Эндшпиля (11 часов)
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь
1
против ладьи
Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья
1
против слона. Ладья против коня
Матование двумя слонами. Матование конем и
1
слоном
Пешка против короля. Правило «квадрата»
1
Пешка против короля. Оппозиция
1
Пешка против короля. Король ведет пешку за со1
бой
Пешка против короля. Ключевые поля
1
Удивительные ничейные положения. Два коня
1
против короля. Конь и пешка против короля
Самые общие рекомендации о том, как играть в
1
эндшпиле
Повторение основных вопросов курса. Практиче1
ская игра
Игра в турнире. Турнирные партии
1

17.02
24.02
03.03

10.03
17.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».