Юные инспектора

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Углегорска
Сахалинской области
Принята на заседании
педагогического совета
от 27.08.2020 Протокол № 1

Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
___________Т.И. Мельникова
Приказ № 253-А от 27.08.2020

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юные инспекторы дорожного движения»

Уровень программы: базовый
Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст учащихся: 9-11 лет
Срок реализации программы: 1 год

Разработчик программы
Антонова Татьяна Викторовна
Педагог дополнительного образования

г.Углегорск
2020

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспекторы дорожного движения» для 4 класса разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Программа модифицирована на основе программы «Безопасность дорожного движения»:
Программа и тематическое планирование. 1-4 классы / авт.-сост. Р.П. Бабина – М.: Мнемозина,
2009 и авторской примерной программы внеурочной деятельности Н.Ф Виноградовой.
С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. Практически каждое дорожно-транспортное происшествие
совершается по вине пешехода. Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными
человеку в силу его недисциплинированности - как водителя, так и пешехода. Происшествие всегда является следствием того, что родители недосмотрели, педагоги недоучили, водитель не проявил достаточного профессионализма.
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира и является актуальной на сегодняшний день. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то моральнопсихологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Актуальность обучения, воспитания и в целом профилактики детского дорожнотранспортного травматизма подчеркивается высокими статистическими показателями. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания
современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Юные инспекторы дорожного движения» социально-гуманитарная.
Новизна программы состоит в том, что:
- наряду с образовательными задачами, она решает и задачи воспитания законопослушных граждан нашей страны. Обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических возрастных особенностей поведения школьников;
- программа создает условия для адаптации школьников при изучении ПДД и оказания первой медицинской помощи, и дает возможность сгруппировать и классифицировать большое количество
теоретического и практического материала;
- в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные
принципы, формы и методы воспитания и обучения;
- изложены организация и содержание работы по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма.
Данная программа является педагогически целесообразной в виду нескольких причин: систематизируются и значительно расширяются теоретические и практические знания по безопасности дорожного движения (в школьном курсе темы разбросаны как по отдельным дисциплинам, так
и разброс по годам), по медицине (формируются практически значимые для ребенка навыки оказания первой медицинской помощи).
Отличительная особенность программы заключается в том, что особое внимание уделяется учебе – «выучи, соблюдай сам и научи других» по ПДД и практике – «попробуй, постарайся
понять и у тебя все получится» по медицине. В программу включены практические занятия с выходом на территорию города учащихся начальных классов. Решаются несколько практических задач:
- переход через проезжую часть дороги колонной и в одиночку;
- передвижение организованной колонны в светлое и темное время суток;
- консультации по вопросам безопасного передвижения в школу и обратно;
- сопровождение учащихся на экскурсии и т.п.

Сроки реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспекторы дорожного движения» рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа. Занятия проходят 1 раз в неделю для учащихся 4-х классов.
Цель программы: формирование у детей сознательного и ответственного отношения к
вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения,
расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
Обучающие:
1. дать ребѐнку системные знания о значении важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части и правилах движения на проезжей части;
2. научить умению пользоваться общественным транспортом, пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика и применять на практике полученные знания;
Развивающие:
1. формировать и развивать у детей навыки безопасного поведения на улице;
2. повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
3. развивать коммуникативные способности каждого ребѐнка с учѐтом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
1. осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды деятельности
для каждого, в которых будут созданы ситуации успешности для каждого;
2. воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и
здоровью всех участников дорожного движения;
3. воспитывать чувство ответственности, дисциплины; осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения.
Планируемые результаты:
Личностные:
 принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
 уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
 осознание ответственности человека за общее благополучие;
 этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
 положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные
инспекторы дорожного движения»;
 способность к самооценке;
 начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
 навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
 умение ставить и формулировать проблемы;
 навыки
осознанного
и
произвольного
построения
сообщения
в
устной
форме, в том числе творческого характера;
 установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
 использование речи для регуляции своего действия;
 адекватное
восприятие
предложений
учителей,
товарищей,
родителей
и
других людей по исправлению допущенных ошибок;

 умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно;
 умение
соотносить
правильность
выбора,
планирования,
выполнения
и
результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
 ставить вопросы; слушать собеседника;
 обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 договариваться и приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
К занятиям привлекаются работники правоохранительных органов, медицинский работник,
родители учащихся, а по необходимости другой персонал школы.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
 обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
 самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
 практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса
игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные,
групповые, индивидуальные).
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом
занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в
практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта
безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное
усвоение знаний учащимися:
 в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом
транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
 наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
 словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном
чтение, изучение);
 видеометод (просмотр, обучение).
 методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
 методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Учебный план

№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов, тем
Участники дорожного движения
Изучение правил дорожного движения
Светофор и его сигналы
Дорожные знаки
Первая медицинская помощь при травмах
Фигурное вождение велосипеда

ИТОГО:

Общее
количество
часов
2
8
4
6
8

Из них
Теоре- Практичетические
ские
1
1
3
5
2
2
2
4
2
6

6

-

6

34

10

24

Формы аттестации/контроля

тестирование,
конкурсы, викторины, игры

Содержание учебного материала
Раздел 1. Участники дорожного движения (2 часа)
Введение. Участники дорожного движения. Движение пешеходов и машин.
Практическая работа:
№ 1 «Участники дорожного движения»
Раздел 2. Изучение Правил дорожного движения (8 часов)
Расположение транспортных средств на проезжей части. Остановочный путь транспорта.
Встречный разъезд. Остановка и стоянка. Проезд перекрестков. Движение через железнодорожные
пути и по автомагистрали. Приоритет маршрутных транспортных средств. Пользование внешними
световыми приборами и звуковыми сигналами. Буксировка механических транспортных средств.
Перевозка людей. Ответственность за нарушение ПДД. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста. Порядок допуска водителей скутеров, мопедов и велосипедистов. Возрастной ценз для
водителей мопедов и велосипедов. Требования ПДД к водителям скутеров, мопедов и велосипедов. ПДД для велосипедистов и водителей скутеров и мопедов.
Практическая работа:
№ 2 «Остановочный путь»
№ 3 «Моделирование дорожных ситуаций и их решение»
№ 4 «Перевозка людей»
№ 5 «Решение задач по правилам ПДД»
№ 6 «Моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД»
Раздел 3. Светофор и его сигналы (4 часа)
Виды светофоров (транспортный и пешеходный). Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки. Регулировщик – наш помощник. Значение
сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с
применением сигналов регулировщика, светофора, знаков, разметки. Нерегулируемые перекрестки. Правила перехода нерегулируемых перекрестков. Линии пешеходного нерегулируемого перехода.
Практическая работа:
№ 7 «Моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД (светофор)»
№ 8 «Решение задач по ПДД (светофор)»
Раздел 4. Дорожные знаки (6 часов)
Наши друзья – дорожные знаки. Назначение дорожных знаков, их классификация. Предупреждающие. Запрещающие. Информационно-указательные. Знаки сервиса. Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.
Практическая работа:
№ 9 «Знаки на дороге»
№ 10 «Моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД (знаки на дороге)»
№ 11 «Решение задач по ПДД (знаки на дороге)»
№ 12 «Решение задач по ПДД (знаки на дороге)»
Раздел 5. Первая медицинская помощь при травмах (8 часов)
Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожнотранспортном происшествии (ДТП). Виды перевязочных средств и правила наложения повязок.
Обработка ран и способы остановки кровотечения. Состав и назначение автоаптечки. Оказание
ПМП при травмах и ранениях (переломы – открытые и закрытые, ожоги, обморожения, кровотечения и т.д.). Правила транспортировки пострадавших.
Практическая работа:
№ 13 «Автомобильная аптечка»
№ 14 «ПМП при кровотечении»
№ 15 «Правила наложения повязок»
№ 16 «Транспортировка пострадавших»

№ 17 «ПМП пострадавшим»
№ 18 «Решение задач»
Раздел 6. Фигурное вождение велосипеда (6 часов)
Проезд препятствий «Перенос предметов», «Езда по кругу», «Восьмерка» и «Прицельное
торможение», «Желоб» и «Рельсы», «Сламом», «Наклонная» и «Узкая полоса», «Дорога с выбоинами» и «Дорога с ямами», «Дорога с искусственными неровностями», «Узкий проезд», «Проезд
под перекладиной». Фигурное вождение велосипеда
Практическая работа:
№ 19 «Проезд препятствий «Желоб», «Проезд под перекладиной», «Дорога с искусственными неровностями» и «Рельсы»
№ 20 «Проезд препятствий «Перенос предметов» и «Езда по кругу», «Сламом»
№ 21 «Проезд препятствий «Наклонная», «Прицельное торможение» и «Узкая полоса»
№ 22 «Проезд препятствий «Дорога с выбоинами» и «Дорога с ямами», «Узкий проезд»
№ 23 «Фигурное вождение велосипеда»
№ 24 «Конкурс «Безопасное колесо»
Материально-техническое обеспечение программы
1. Компьютер, мультимедийный проектор;
2. наглядная агитация для родителей и детей;
3. плакаты, сюжетные картинки;
4. форма ЮИД;
5. интерактивный велотренажер;
6. велосипед;
7. учебное оборудование для занятий по веловождению.

Список литературы
1. Азбука города: для учащихся младших классов / В. А. Халилуллина // Досуг в школе. – 2009г.
2. Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.
3. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160
с.
4. «Добрая дорога детства» 2003-2005 гг
5. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Методическое пособие/
6. Под общей ред. В. Н. Кирьянова. – М., Издательский Дом Третий Рим, 2006. -80с.
7. Извекова Н.А . Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 6 с.
8. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО»,
2006, - 192 с.
9. Н.В. Ковалева: Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников: Феникс,2008г.
10. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО»,
2006. – 208 с.
11. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения.
12. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб., 2001г.
13. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года.
14. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010 годы
15. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под
общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. -56с.
16. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе:
уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.-сост. В.В.Шумилова,
17. Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007.
18. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
19. Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением ГИБДД МВД
России. – М., 2001.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12

13
14

15
16
17
18
19
20

ДАТА
кол-во
Примечание
часов
план
факт
Раздел 1. Движение пешеходов и их обязанности (2 часа)
Введение. Участники дорожного движения
1
04.09
Движение пешеходов и машин
1
Пр. р. № 1
11.09
Раздел 2. Изучение Правил дорожного движения (8 часов)
Расположение транспортных средств на про1
18.09
езжей части
Остановочный путь транспорта. Встречный
1
Пр. р. № 2
25.09
разъезд. Остановка и стоянка
Проезд перекрестков
1
Пр. р. № 3
02.10
Движение через железнодорожные пути и по
автомагистрали. Приоритет маршрутных
1
09.10
транспортных средств
Пользование внешними световыми прибора1
Пр. р. № 4
16.10
ми и звуковыми сигналами. Перевозка людей
Правила движения для мотоциклиста, мопедиста. Буксировка механических транспорт1
Пр. р. № 5
23.10
ных средств
ПДД для велосипедистов и водителей скуте1
06.11
ров и мопедов
Возрастной ценз для водителей. Ответствен1
Пр. р. № 6
13.11
ность за нарушение ПДД
Раздел 3. Светофор и его сигналы (4 часа)
Виды светофоров (транспортный и пешеход1
20.11
ный)
Регулировщик – наш помощник. Значение
сигналов регулировщика для транспортных
1
27.11
средств, пешеходов
Разбор дорожных ситуаций с применением
сигналов регулировщика, светофора, знаков,
1
Пр. р. № 7
04.12
разметки
Нерегулируемые перекрестки. Правила перехода нерегулируемых перекрестков. Линии
1
Пр. р. № 8
11.12
пешеходного нерегулируемого перехода
Раздел 4. Дорожные знаки (6 часов)
Наши друзья – дорожные знаки. Назначение
1
Пр. р. № 9
18.12
дорожных знаков, их классификация
Предупреждающие знаки. Запрещающие зна1
25.12
ки. Знаки сервиса. Знаки приоритета
Информационно-указательные знаки. Знаки
особых предписаний. Предписывающие зна1
15.01
ки
Разбор дорожных ситуаций с применением
1
Пр. р. № 10
22.01
дорожных знаков и дорожной разметки
Изготовление макетов дорожных знаков. Иг1
Пр. р. № 11
29.01
ра «Знаешь ли ты дорожные знаки»
Почитаем знаки? Угадай, какой знак
1
Пр. р. № 12
05.02
Раздел 5. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (8 часов)
Наименование разделов, тем

21

22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

Состав и назначение автоаптечки. Использование препаратов из медицинской аптечки по
1
Пр. р. № 13
назначению. Виды перевязочных средств и
правила наложения повязок
Классификация возможных травм и первая
1
Пр. р. № 14
доврачебная помощь пострадавшим в ДТП
Виды кровотечений. Обработка ран и спосоПр. р. № 15
бы остановки кровотечения
Правила транспортировки пострадавших
1
Пр. р. № 16
Отработка различных приѐмов оказания пер1
вой доврачебной помощи пострадавшему
Правила наложения шин при закрытом пере1
Пр. р. № 17
ломе
Правила наложения стерильных повязок
1
Правила оказания сердечно-легочной реани1
Пр. р. № 18
мации
Раздел 6. Фигурное вождение велосипеда
(6 часов)
Проезд препятствий «Желоб», «Проезд под
перекладиной», «Дорога с искусственными
1
Пр. р. № 19
неровностями» и «Рельсы»
Проезд препятствий «Перенос предметов» и
1
Пр. р. № 20
«Езда по кругу», «Сламом»
Проезд препятствий «Наклонная», «Прицель1
Пр. р. № 21
ное торможение» и «Узкая полоса»
Проезд препятствия «Дорога с выбоинами» и
1
Пр. р. № 22
«Дорога с ямами», «Узкий проезд»
Фигурное вождение велосипеда
1
Пр. р. № 23
Школьный этап конкурса «Безопасное коле1
Пр. р. № 24
со»

12.02

19.02
26.02
04.03
11.03
18.03
01.04
08.04

15.04
22.04
06.05
13.05
20.05
27.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».