Приложение 10
к АООП НОО для учащихся с ЗПР
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
начальное общее образование – 1 уровень
срок реализации программы – 4 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального
общего образования у учащихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о
специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и
в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях
языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение,
учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы
анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное
отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности –
способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и
зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и
действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных
устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении
к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого
потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется
трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру,
диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных
культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни
родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная
земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных
традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный,
социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
появится осознание своей этнической и национальной принадлежности,
ответственности за общее благополучие.
Учащиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений
пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике
(рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании,
декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку
и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе,
человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах
художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических
задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТсредств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся
вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя
полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения
учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при
разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
– различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись,
скульптура,
художественное
конструирование
и
дизайн,
декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с
ними для передачи собственного замысла;
– различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
– эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного
образного языка;
– узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры
своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего
мира и жизненных явлений;
– приводить примеры ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и
назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание
в знакомых произведениях;
– видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
– высказывать
аргументированное
суждение
о
художественных
произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
– создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
– использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные
материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
– различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебнотворческой деятельности;
– создавать
средствами
живописи,
графики,
скульптуры,
декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в
объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика,
одежды, украшений человека;
– наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную
форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые
формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании;
– использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры
для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию
форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
– пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования
в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании
живописных композиций на заданные темы;
– моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и
построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
– выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
– осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественнотворческой деятельности;
– выбирать
художественные
материалы,
средства
художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего
отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения
объекта – природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. – в
живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного
объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы
действия.
Выпускник получит возможность научиться:
– видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
– понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и
мнениям;
– изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к
ним;
– изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета
1 класс (33 часа)
Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 часов)
Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать
можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией.
Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители
(обобщение темы).
Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов)
Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Цветы. Узоры на
крыльях. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер
Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Праздничные новогодние
гирлянды и игрушки.
Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 часов)
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила
природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение
Игрушки в технике оригами. Строим вещи. Конструирование из бумаги сумокпакетов. Коллективная работа «Город, в котором мы живем». Город, в котором мы
живем (обобщение темы).
Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
(6 часов)
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание
панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение
видеть
Здравствуй, лето! (обобщение темы). Обобщающий урок года.
2 класс (34 часа)
Раздел 1. Чем и как работают художники (8 часов)
Три основные краски –красная, синяя, желтая. Пять красок – все богатство
цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических
материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные
возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным.
Раздел 2. Реальность и фантазия (7 часов)
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность.
Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. БратьяМастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение
темы).
Раздел 3. О чём говорит искусство (11 часов)
Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера
человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека в
изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях. У природы нет плохой погоды.
Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через
украшение. Моя лучшая работа (подготовка к выставке). Выставка рисунков «О чем
говорит искусство». В изображении, украшении, постройке человек выражает свои
чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.
Раздел 4. Как говорит искусство (8 часов)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и
холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как
средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и
пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Обобщающий урок года.
3 класс (34 часа)
Раздел 1. Искусство в твоем доме (8 часов)
Твои игрушки придумал художник. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и
шторы в твоем доме. Твои книжки. Разработка детской книжки-игрушки с
иллюстрациями. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме
(обобщение темы).
Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (7 часов)
Памятники архитектуры — наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные
ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Что
делал художник на улицах моего города (обобщение темы).
Раздел 3. Художник и зрелище (11 часов)
Художник в цирке. Художник в театре. Создание макета к любимой сказке.
Маски
Театр кукол. Изготовление кукол и создание спектакля. Афиша и плакат.
Коллективная работа по созданию поздравительного плаката. Подготовка к празднику
мам. Праздник в городе. Школьный праздник-карнавал (обобщение темы)
Раздел 4. Художник и музей (8 часов)
Музеи в жизни города. Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. Картинапортрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее
и на улице. Художественная выставка (обобщение темы). Обобщающий урок года.
4 класс (34 часа)
Раздел 1. Истоки родного искусства (8 часов)
Какого цвета Родина. Осенний вернисаж. Пейзаж родной земли. Мозаичное
панно «Солнце над морем». Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир.
Образ красоты человека (женский). Образ красоты человека (мужской). Народные
праздники
Раздел 2. Древние города нашей Земли (7 часов)
Древнерусский город-крепость. Древние соборы. Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники. Города Русской земли. Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах.
Раздел 3. Каждый народ - художник (8 часов)
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Коллективная работа «Праздник цветения вишни-сакуры». Искусство народов гор и
степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Образ художественной
культуры Древней Греции. Образ художественной культуры средневековой Западной
Европы. Многообразие художественных культур в мире.
Раздел 4. Искусство объединяет народы (11 часов)
Все народы воспевают материнство. Образ Богоматери в русском и
западноевропейском искусстве. Представления народов о красоте человека,
отражённые в изобразительном искусстве. Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание – великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Юность и
надежды. Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет
народы». Мой лучший рисунок (подготовка к выставке). Праздник искусства
«Здравствуй, лето».
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)
1 Изображения всюду вокруг нас
2 Мастер Изображения учит видеть
3 Изображать можно пятном
4 Изображать можно в объеме
5 Изображать можно линией
6 Разноцветные краски
7 Изображать можно и то, что невидимо
8 Художники и зрители (обобщение темы)
Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
9 Мир полон украшений
10 Красоту надо уметь замечать
11 Цветы
12 Узоры на крыльях
13 Узоры, которые создали люди
14 Как украшает себя человек
15 Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)
16 Праздничные новогодние гирлянды и игрушки
Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
17 Постройки в нашей жизни
18 Дома бывают разными
19 Домики, которые построила природа
20 Дом снаружи и внутри
21 Строим город
22 Все имеет свое строение
23 Игрушки в технике оригами
24 Строим вещи
25 Конструирование из бумаги сумок-пакетов
26 Коллективная работа «Город, в котором мы живем»
27 Город, в котором мы живем (обобщение темы)
Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6
ч)
28 Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе
29 «Сказочная страна». Создание панно
30 «Праздник весны». Конструирование из бумаги
31 Урок любования. Умение видеть
32 Здравствуй, лето! (обобщение темы)
33 Обобщающий урок года
2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Чем и как работают художники (8 ч)
Три основные краски – красная, синяя, желтая
Пять красок – все богатство цвета и тона
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности
Выразительные возможности аппликации
Выразительные возможности графических материалов
Выразительность материалов для работы в объеме
Выразительные возможности бумаги
Для художника любой материал может стать выразительным
Раздел 2. Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность
Изображение и фантазия
Украшение и реальность
Украшение и фантазия
Постройка и реальность
Постройка и фантазия
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают
вместе (обобщение темы)
Раздел 3. О чём говорит искусство (11 ч)
Выражение характера изображаемых животных
Выражение характера человека в изображении: мужской образ
Выражение характера человека в изображении: женский образ
Образ человека и его характер, выраженный в объеме
Изображение природы в различных состояниях
У природы нет плохой погоды
Выражение характера человека через украшение
Выражение намерений через украшение
Моя лучшая работа (подготовка к выставке)
Выставка рисунков «О чем говорит искусство»
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства,
мысли, настроение, свое отношение к миру
Раздел 4. Как говорит искусство (8 ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и
холодного
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета
Линия как средство выражения: ритм линий
Линия как средство выражения: характер линий
Ритм пятен как средство выражения
Пропорции выражают характер
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности
Обобщающий урок года
3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Искусство в твоем доме (8 ч)
Твои игрушки придумал художник
Посуда у тебя дома
Мамин платок
Обои и шторы в твоем доме
Твои книжки
Разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями
Поздравительная открытка
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры — наследие веков
Парки, скверы, бульвары
Ажурные ограды
Фонари на улицах и в парках
Витрины магазинов
Транспорт в городе
Что делал художник на улицах моего города (обобщение темы)
Раздел 3. Художник и зрелище (11 ч)
Художник в цирке
Художник в театре
Создание макета к любимой сказке
Маски
Театр кукол
Изготовление кукол и создание спектакля
Афиша и плакат
Коллективная работа по созданию поздравительного плаката
Подготовка к празднику мам
Праздник в городе
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы)
Раздел 4. Художник и музей (8 ч)
Музеи в жизни города
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж
Картина-портрет
Картина-натюрморт
Картины исторические и бытовые
Скульптура в музее и на улице
Художественная выставка (обобщение темы)
Обобщающий урок года
4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Истоки родного искусства (8 ч)
Какого цвета Родина. Осенний вернисаж
Пейзаж родной земли
Мозаичное панно «Солнце над морем»
Гармония жилья с природой
Деревня - деревянный мир
Образ красоты человека (женский)
Образ красоты человека (мужской)
Народные праздники
Раздел 2. Древние города нашей Земли (7 ч)
Древнерусский город-крепость
Древние соборы
Древний город и его жители
Древнерусские воины-защитники
Города Русской земли
Узорочье теремов
Праздничный пир в теремных палатах
Раздел 3. Каждый народ - художник (8 ч)
Страна Восходящего солнца
Образ художественной культуры Японии
Коллективная работа «Праздник цветения вишни-сакуры»
Искусство народов гор и степей
Образ художественной культуры Средней Азии
Образ художественной культуры Древней Греции
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Многообразие художественных культур в мире
Раздел 4. Искусство объединяет народы (11 ч)
Все народы воспевают материнство
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве
Представления народов о красоте человека, отражённые в изобразительном
искусстве
Все народы воспевают мудрость старости
Сопереживание – великая тема искусства
Герои, борцы и защитники
Юность и надежды
Искусство народов мира
Обобщение по теме «Искусство объединяет народы»
Мой лучший рисунок (подготовка к выставке)
Праздник искусства «Здравствуй, лето»