Приложение 4
к АООП НОО для учащихся с ЗПР
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РУССКОМ РОДНОМ ЯЗЫКЕ»
начальное общее образование – 1 уровень
срок реализации программы – 4 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Литературное чтение на русском родном языке как учебный предмет в
начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но
и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых
активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию
личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить
свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека,
формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом данного предмета является формирование навыка
чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают
осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся
ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об
окружающем мире.
На уроках у учащихся формируется читательская компетентность,
помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем,
способным к использованию читательской деятельности для своего
самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном
чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием
прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их
самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения на русском родном языке пробуждает интерес
учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего
читателя обращается на словесно-образную природу художественного
произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на
нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся
чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение на русском родном языке» решает
множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника
к успешному обучению в средней школе.
Изучение курса «Литературное чтение на русском родном языке»
направлено на следующие результаты:
понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций;
осознание значимости чтения на родном языке для личного развития;
формирование представлений о мире, национальной истории и культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как
средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание
и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение
техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов
с использованием элементарных литературоведческих понятий;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение
самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста;
выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию,
ключевым словам;
делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста,
составлять простой план, пересказывать текст по плану;
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей,
задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
стремиться к совершенствованию своей речи;
пользоваться словарями;
осмысленно читать художественные и учебно-научные тексты;
самостоятельно осмысливать текст;
составлять план, пересказывать текст по плану;
воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста,
ключевые слова;
создавать грамотные связные устные высказывания на заданную тему.
Содержание учебного предмета
1 класс (16 часов)
Раздел 1. Россия - наша Родина (1 час)
П. Воронько «Лучше нет родного края»
Раздел 2. Фольклор нашего народа (3 часа)
Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе
Народные загадки в стихах и прозе
Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Раздел 3. О братьях наших меньших (4 часа)
М.М. Пришвин «Журка»
В.В. Бианки «Музыкальная канарейка»
К. Ушинский «Выпал снег»
М. Пришвин «Цветут березки»
Раздел 4. Маленькие и большие секреты страны Литературии
(5 часов)
К. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому»
Г. Юдин «Почему А первая»
В. Лунин «Волк»
Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны»
С. Маршак «Курочка ряба и десять утят»
Раздел 5. Сказки народов мира (3 часа)
Татарская народная сказка «Два лентяя»
Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха»
Контрольная работа:
1. Итоговое тестирование
2 класс (17 часов)
Раздел 1. Россия - наша Родина (2 часа)
В. Степанов «Что мы Родиной зовём»
К. Паустовский «Моя Россия»
Раздел 2. Фольклор нашего народа (3 часа)
Календарные народные праздники и обряды
«Мир фольклора – мир народной мудрости»
«Загадки и народные приметы о временах года
Раздел 3. О братьях наших меньших (5 часов)
Г.А. Скребицкий «Пушок»
К.Д. Ушинский «Чужое яичко»
Н.И. Сладков «Топик и Катя»
В. Санги «Мудрая нерпа»
Е.И. Чарушин «Рябчонок»
Раздел 4. Времена года (5 часов)
В. Бианки «Как животные к холодам готовятся»
М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой»
И. Соколов-Микитов «Бурундук»
Г. Снегирёв «Верблюжья варежка»
Н. Сладков «Медведь и солнце»
В. Бианки «Синичкин календарь»
Контрольная работа:
1. Итоговое тестирование
3 класс (17 часов)
Раздел 1. Россия - наша Родина (2 часа)
З. Александрова «Родина»
А. Пришелец «Наш край»
Раздел 2. Фольклор нашего народа (5 часов)
Народные заклички, приговорки
Русская народная сказка «Летучий корабль»
Русская народная сказка «Белая уточка»
Русская народная сказка «По щучьему веленью»
Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Раздел 3. О братьях наших меньших (6 часов)
К.Г. Паустовский «Жильцы старого дома»
Г.А. Скребицкий «Сиротка»
Н.И. Сладков «Непослушные Малыши»
Б.С. Житков «Охотник и собаки»
И.П. Токмакова «Котята»
В. Бианки «Рассказы о животных»
Раздел 4. Рассказы о детях (4 часа)
В. Осеева «Рассказы о детях»
Н.Н. Носов «Огурцы»
Л. Пантелеев «Честное слово»
Контрольная работа:
1. Итоговое тестирование
4 класс (17 часов)
Раздел 1. Россия - наша Родина (2 часа)
С. Михалков «Государственный гимн Российской Федерации»
В. Гудимов «Россия, Россия, Россия»
Раздел 2. Фольклор нашего народа (5 часов)
Герои славянских мифов
Народные легенды. «Легенда о граде Китеже»
«Легенда о покорении Сибири Ермаком»
Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе
ополчения»
Пословицы о Родине, о подвиге, о славе
Раздел 3. О братьях наших меньших (7 часов)
Е.И. Носов «Хитрюга»
В.В. Бианки «Сумасшедшая птица»
В.П. Астафьев «Зорькина песня»
Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»
В. Санги «Медведь и Бурундук»
А. Орлов. Рассказы о животных
Раздел 4. Времена года (3 часа)
В. Бианки «Лесная газета»
М. М. Пришвин. Рассказы о весне
Контрольная работа:
1. Итоговое тестирование
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Наименование разделов и тем
Раздел 1. Россия - наша Родина (1 ч)
П. Воронько «Лучше нет родного края»
Раздел 2. Фольклор нашего народа (3 ч)
Пословицы и поговорки о Родине
Народные загадки в стихах и прозе
Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Раздел 3. О братьях наших меньших (4 ч)
М.М. Пришвин «Журка»
В. В. Бианки «Музыкальная канарейка»
К. Ушинский «Выпал снег»
М. Пришвин «Цветут березки»
Раздел 4. Маленькие и большие секреты страны Литературии (5 ч)
К. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому»
Г. Юдин «Почему А первая»
В. Лунин «Волк»
Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны»
С. Маршак «Курочка ряба и десять утят»
Раздел 5. Сказки народов мира (3 ч)
Татарская народная сказка «Два лентяя»
Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха»
Итоговое тестирование
2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов и тем
Раздел 1. Россия - наша Родина (2 ч)
В. Степанов «Что мы Родиной зовем»
К. Паустовский «Моя Россия»
Раздел 2. Фольклор нашего народа (3 ч)
Календарные народные праздники и обряды
«Мир фольклора - мир народной мудрости»
«Загадки и народные приметы о временах года»
Раздел 3. О братьях наших меньших (5 ч)
Г. А. Скребицкий «Пушок»
К. Д. Ушинский «Чужое яичко»
Н. И. Сладков «Топик и Катя»
В. Санги «Мудрая нерпа»
Е. И. Чарушин «Рябчонок»
Раздел 4. Времена года (7 ч)
В. Бианки «Как животные к холодам готовятся»
М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой»
И. С. Соколов-Микитов «Бурундук»
Г. Снегирёв «Верблюжья варежка»
Н. Сладков «Медведь и солнце»
В. Бианки «Синичкин календарь»
Итоговое тестирование
3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов и тем
Раздел 1. Россия - наша Родина (2 ч)
З. Александрова «Родина»
А. Пришелец «Наш край»
Раздел 2. Фольклор нашего народа (5 ч)
Народные заклички, приговорки
Русская народная сказка «Летучий корабль»
Русская народная сказка «Белая уточка»
Русская народная сказка «По щучьему веленью»
Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Раздел 3. О братьях наших меньших (6 ч)
К. Г. Паустовский «Жильцы старого дома»
Г. А. Скребицкий «Сиротка»
Н. И. Сладков «Непослушные Малыши»
Б. С. Житков «Охотник и собаки»
В. Санги «На болоте»
В. Бианки «Рассказы о животных»
Раздел 4. Рассказы о детях (4 ч)
В. Осеева «Рассказы о детях»
Н. Н. Носов «Огурцы»
Л. Пантелеев «Честное слово»
Итоговое тестирование
4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов и тем
Раздел 1. Россия - наша Родина (2 ч)
С. Михалков «Государственный гимн Российской Федерации»
В. Гудимов «Россия, Россия, Россия»
Раздел 2. Фольклор нашего народа (5 ч)
Герои славянских мифов
Народные легенды. «Легенда о граде Китеже»
«Легенда о покорении Сибири Ермаком»
Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе
ополчения»
Пословицы о Родине, о подвиге, о славе
Раздел 3. О братьях наших меньших (7 ч)
Е. И. Носов «Хитрюга»
В. В. Бианки «Сумасшедшая птица»
В. П. Астафьев «Зорькина песня»
Г. А. Скребицкий «Кот Иваныч»
К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»
В. Санги «Медведь и Бурундук»
А. Орлов. Рассказы о животных
Раздел 4. Времена года (3 ч)
В. Бианки «Лесная газета»
М. М. Пришвин. Рассказы о весне
Итоговое тестирование