Приложение 11
к АООП НОО для учащихся с ЗПР
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
начальное общее образование – 1 уровень
срок реализации программы – 4 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения программы учащимися происходит в процессе активного восприятия и
обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта
музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на
элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании,
подготовке музыкально-театрализованных представлений.
В результате освоения программы у учащихся будут сформированы
готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание
ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей
этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным
традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в
жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека.
В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой
деятельности учащиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую
часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной
культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием
музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании
театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокальнохоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое
отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения,
интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать
позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом
потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных
музыкально-исполнительских замыслов.
У учащихся проявится способность вставать на позицию другого человека,
вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе
музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает
овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей
через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему
самопознанию и саморазвитию. Учащиеся научатся организовывать культурный
досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на
основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с
друзьями, родителями.
Предметные результаты освоения программы отражают:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни
человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на
материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к
музыкальному произведению;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на
музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности учащихся
В результате освоения программы учащиеся должны научиться в
дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных
видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности.
Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе
взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности
школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств,
музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих
способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы
позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной
и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Слушание музыки
Учащийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их
авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ,
отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах
интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании
образа.
4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного,
духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных
инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов
(детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а
также народного, академического, церковного) и их исполнительских
возможностей и особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской)
музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и
оркестра русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях
музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и
трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки,
отечественной и зарубежной классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных,
маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Учащийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без
сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения
правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет
твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет
доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком,
отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для
достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с
элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Учащийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах
детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее
двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном
ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре,
в том числе тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр,
громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное
представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и
простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза.
Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание
восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических
упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и
аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в
объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение
по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных,
трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и
оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное.
Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах,
произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт.
Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление,
заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма,
вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования
учащийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в
различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки,
игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом
движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном
письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения
и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять
инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического
творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной
музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.);
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание учебного предмета
1 КЛАСС (33 часа)
Раздел 1. Музыка вокруг нас (17 часов)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор –
исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши – основа многообразных
жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа
музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука.
Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа.
Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в
праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций.
Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. Музыка и ты (16 часов)
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника,
композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы
утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание
музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и
музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении
чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное
воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты:
лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера.
Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для
родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
2 КЛАСС (34 часа)
Раздел 1. Россия – Родина моя (4 часа)
Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской
музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн-главная
песня нашей Родины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности.
Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя,
Большой театр).
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 2. День, полный событий (7 часов)
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес
П.Чайковского и С.Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость
в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа,
детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие
музыкального языка композиторов, сходство и различие. Музыкальный
инструмент – фортепиано, его выразительные возможности. Звучащие картины.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм (4 часа)
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины.
Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий
Радонежский. Воплощение их образов в музыке различный жанров. Народные
песнопения, кантата. Жанр молитвы. Праздники Русской Православной церкви.
Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (6 часов)
Фольклор – народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр
русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской
народной музыке. Ритмическая партитура. Музыка в народном стиле. Традиции
народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы
(Масленица). Встреча весны.
Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод.
Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение русских народных песен,
танцев, инструментальных наигрышей разных жанров.
Раздел 5. В музыкальном театре (4 часа)
Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля.
Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический
оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального
спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Музыкальные
темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Ролевая игра в дирижера Сценическое воплощение учащимися отдельных
фрагментов музыкального спектакля. Выразительное, интонационно осмысленное
исполнение тем-характеристик действующих лиц опер и балетов.
Раздел 6. В концертном зале (4 часа)
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки.
Симфоническая сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп
инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Выразительность
и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. Жанры
симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие темобразов: повтор, контраст.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 часов)
Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки.
Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган).
Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С.
Баха. М. Глинки. В.-А. Моцарта, Г. Свиридова. Д. Кабалевского. Жанры музыки.
Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия – рисунок, лад – цвет).
Международные конкурсы исполнителей. Темы, сюжеты и образы музыки С.
Прокофьева, П. Чайковского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
3 КЛАСС (34 часа)
Раздел 1. Россия – Родина моя (4 часа)
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских
композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы
Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня,
кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального
языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 2. День, полный событий (7 часов)
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы
природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и
изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс,
вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П.
Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров
и стилей.
Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм (4 часа)
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в
музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской –
величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное
воскресенье (вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли
Русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и
молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов,
воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (6 часов)
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности
повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных
сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды
в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров
русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие
картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров
и стилей.
Раздел 5. В музыкальном театре (4 часа)
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненномузыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного
спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих
лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В.
Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл – жанр легкой музыки (Р.
Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров
и стилей.
Раздел 6. В концертном зале (4 часа)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и
исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая
жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский).
Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности (И.С. Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные
мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии.
Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная,
вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 часов)
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль
композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных
сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы
природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров
инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа
джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.
Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ – певцы родной
природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая
общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
4 КЛАСС (34 часа)
Раздел 1. Россия – Родина моя (9 часов)
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских
композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального
творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен:
колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.;
особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения.
Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ),
патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).
Звучащие картины.
Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно
осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. О России петь – что стремиться в храм (1 час)
Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь
Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья
Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий – создатели
славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва,
величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской
православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств».
Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения
в музыке русских композиторов.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 3. День, полный событий (5 часов)
«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным.
Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве
русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский-Корсаков, Г.
Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский
монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкально-литературные вечера романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность
поэзии А. Пушкина.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (2 часа)
Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения
композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен.
Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность,
импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша,
движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и
письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.
Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр
русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и
музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и
народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 5. В концертном зале (6 часов)
Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс,
баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и
симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности
музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С.
Рахманинова. Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена
(полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).
Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр.
Известные дирижеры и исполнительские коллективы. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 6. В музыкальном театре (6 часов)
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского,
С. Прокофьева.
Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Ария,
речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере.
Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.
Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна,
И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная
мелодика.
Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики,
манеры исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров
и стилей.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 часов)
Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. РимскийКорсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С.
Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия
музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и
их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина,
сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи.
Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы
гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая
импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы
былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке
М. Мусоргского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно–
образного содержания произведений. Формы одночастные, двух - и трёхчастные,
вариации, рондо и др.
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Музыка вокруг нас (17 ч)
И муза вечная со мной
Хоровод муз
Повсюду музыка слышна
Душа музыки мелодия
Музыка осени
Сочини мелодию
Азбука каждому нужна
Музыкальные инструменты
Садко
Музыкальные инструменты
Звучащие картины
Разыграй песню
Пришло Рождество, начинается торжество
Родной обычай старины
Добрый праздник среди зимы
Край, в котором ты живёшь
Поэт, художник, композитор
Раздел 2. Музыка и ты (16 ч)
Музыка утра
Музыка вечера
Музыкальные портреты
Разыграй сказку
У каждого свой музыкальный инструмент
Музы не молчали
Музыкальный инструмент
Мамин праздник
Разыграй сказку
Чудесная лютня
Две песни
Звучащие картины
Музыка в цирке
Дом, который звучит
Опера-сказка
Ничего на свете лучше нету
2 класс
№
п/п
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Россия – Родина моя (4 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Мелодия
Здравствуй, Родина моя!
Моя Россия
Гимн России
Раздел 2. День, полный событий (7 ч)
Музыкальные инструменты
Природа и музыка
Прогулка
Танцы, танцы, танцы…
Эти разные марши
Звучащие картины
Расскажи сказку
Раздел 3. О России петь, что стремиться в храм (4 ч)
Великий колокольный звон
Молитва
Святые земли Русской
С Рождеством Христовым
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (6 ч)
Русские народные инструменты
Плясовые наигрыши
Разыграй песню
Музыка в народном стиле
Сочини песенку
Проводы зимы
Раздел 5. В музыкальном театре (4 ч)
Сказка будет впереди
Детский музыкальный театр
Театр оперы и балета
Опера «Руслан и Людмила»
Раздел 6. В концертном зале (4 ч)
Симфоническая сказка
Картинки с выставки
Музыкальные впечатления
Звучит нестареющий Моцарт
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 ч)
Волшебный цветик - Семицветик
И всё это - Бах!
Природа и музыка
Сказка будет впереди
Мир композитора
3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Россия – Родина моя (4 ч)
Мелодия-душа музыки
Природа и музыка
Звучащие картины
Виват Россия
Раздел 2. День, полный событий (7 ч)
Утро
Портрет в музыке
В интонации спрятан человек
В детской
Игры и игрушки
На прогулке
Вечер
Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм (4 ч)
Радуйся, Мария!
Древнейшая песнь материнства
Вербное воскресенье
Святые земли русской
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (6 ч)
Настрою гусли на старинный лад
Певцы русской старины
Былина о Садко и морском царе
Лель, мой Лель
Звучащие картины
Прощание с масленицей
Раздел 5. В музыкальном театре (4 ч)
Опера «Руслан и Людмила»
Опера «Снегурочка»
Балет «Спящая красавица»
В современных ритмах
Раздел 6. В концертном зале (4 ч)
Музыкальное состязание
Звучащие картины
Музыкальные инструменты
Мир Бетховена
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 ч)
Чудо музыка
Острый ритм – джаза звуки
Люблю я грусть твоих просторов
Мир Прокофьева
Певцы родной природы
4 класс
№
п/п
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Россия – Родина моя (9 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Мелодия
Ты запой мне эту песню
Вокализ
Как сложили песню
Звучащие картины
Жанры народных песен
Кантата для хора
Развитие музыки
Урок обобщения
Раздел 2. О России петь – что стремиться в храм (1 ч)
Святые земли Русской. Илья Муромец
Радел 3. День, полный событий (5 ч)
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда
Ярмарочное гуляние. Святогорский монастырь
«Приют, сияньем муз одетый…»
Великий праздник
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (2 ч)
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России
Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей».
Белорусская народная сказка
Раздел 5. В концертном зале (6 ч)
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо
Старый замок. Счастье в сирени живёт…
Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра
Камерная музыка
Зимнее утро. Зимний вечер
Раздел 6. В музыкальном театре (6 ч)
Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной
стоим…
Сцена в лесу
Исходила младешенька
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы
Балет «Петрушка»
Театр музыкальной комедии
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 ч)
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (духовые)
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияще
«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда