Приложение 7
к АООП НОО для учащихся с ЗПР
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
начальное общее образование – 1 уровень
срок реализации программы – 4 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Окружающий мир» учащиеся на уровне
начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах
единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе,
человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю,
осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте
ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и
демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию
российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к
миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод)
к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего
мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в
ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного
опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества,
начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в
окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в
том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что
поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом
Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и
видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку
собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей
экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа
жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного
поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую
классификацию изученных объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
следовать инструкциям
– и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных
устных или письменных высказываний;
– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том
числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения
явлений или описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой
природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить
примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность
человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил
безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании
организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ
(фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации,
готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с
использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из
конструктора;
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту
(раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для
сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального
питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной
среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего
региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на
карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его
главный город;
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на «ленте времени»;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить
факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на
основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и
детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов
на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая
тем самым чувство исторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека
в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, социума,
этноса, страны;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути ее
достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Содержание учебного предмета
1 КЛАСС (66 часов)
Введение (1 час)
Знакомство с учебником и учебными пособиями.
Раздел 1. Что и Кто? (20 часов)
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что
растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое
хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие
звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть
опасным? На что похожа наша планета?
Практическая работа:
1.Что у нас под ногами?
2. Что общего у разных растений?
3. Что растёт на подоконнике?
4. Что растёт на клумбе?
5. Что это за листья?
6. Что такое хвоинки?
7. Кто такие птицы?
8. Кто такие звери?
Проверочная работа:
1. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Раздел 2. Как, откуда и куда? (12 часов)
Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут
реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как
зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках
грязь?
Практическая работа:
9. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
10. Откуда берутся снег и лёд?
11. Как живут растения?
12. Как живут животные?
13. Как зимой помочь птицам?
14. Откуда берётся и куда девается мусор?
15. Откуда в снежках грязь?
Проверочная работа:
2. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и
куда?» Презентация проекта «Моя семья»
Раздел 3. Где и когда (11 часов)
Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где
живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась
одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Практическая работа:
16. Где живут белые медведи?
17. Где живут слоны?
Проверочная работа:
3. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»
Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
Раздел 4. Почему и зачем? (22 часа)
Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной?
Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга
разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы
и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим
ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы
и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем
нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в
автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и
в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают
космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
Практическая работа:
18. Почему звенит звонок?
19. Почему мы любим кошек и собак?
20. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Проверочная работа:
4. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»
Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
2 КЛАСС (68 часов)
Раздел 1. Где мы живем? (4 часа)
Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.
Проверочная работа:
1. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»
Раздел 2. Природа (20 часов)
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к
осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие
бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и
культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения.
Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.
Практическая работа:
1. Явления природы
2. Заглянем в кладовые земли
3. Комнатные растения
Проверочная работа:
2. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
Раздел 3. Жизнь города и села (10 часов)
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает
транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.
Практическая работа:
4. Из чего что сделано
5. Какой бывает транспорт
Проверочная работа:
3. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и
села»
Раздел 4. Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля!
Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные
незнакомцы.
Практическая работа:
6. Школа пешехода
Проверочная работа:
4. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и
безопасность»
Раздел 5. Общение (7 часов)
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы –
зрители и пассажиры.
Практическая работа:
7. В школе
8. Ты и твои друзья
Проверочная работа:
5. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
Раздел 6. Путешествия (18 часов)
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной
поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по
Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по
планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.
Практическая работа:
9. Ориентирование на местности
10. Водные богатства
11. Россия на карте
Проверочная работа:
6. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»
3 КЛАСС (68 часов)
Раздел 1. Как устроен мир (6 часов)
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Проверочная работа:
1. Природа в опасности! Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Как устроен мир»
Раздел 2. Эта удивительная природа (18 часов)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода.
Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что
такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и
развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть?
Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий
круговорот жизни.
Практическая работа:
1. Разнообразие веществ
2. Воздух и его охрана
3. Вода
4. Как разрушаются камни
5. Что такое почва
Проверочная работа:
2. Великий круговорот жизни. Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Эта удивительная природа»
Раздел 3. Мы и наше здоровье (10 часов)
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела
и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать
болезни. Здоровый образ жизни.
Проверочная работа:
3. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше
здоровье»
Раздел 4. Наша безопасность (7 часов)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные
места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Проверочная работа:
4. Экологическая безопасность. Проверим себя и оценим свои достижения
по разделу«Наша безопасность»
Раздел 5. Чему учит экономика (12 часов)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа
экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая
бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный
бюджет. Экономика и экология.
Практическая работа:
6. Полезные ископаемые
Проверочная работа:
5. Воздействие экономики на окружающую среду. Проверим себя и оценим
свои достижения по разделу «Чему учит экономика»
Раздел 6. Путешествия по городам и странам (15 часов)
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что
такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге
Европы. По знаменитым местам мира.
Практическая работа:
7. Города Золотого кольца России
8. Наши ближайшие соседи
9. На севере Европы
10. Что такое Бенилюкс
11. В центре Европы
12. По Франции
13. По Великобритании
14. На юге Европы
Проверочная работа:
6. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия по
городам и странам»
4 КЛАСС (68 часов)
Раздел 1. Земля и человечество (9 часов)
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо –
Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и
где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
Проверочная работа:
1. Сокровища Земли под охраной человечества.Проверим себя и оценим свои
достиженияпо разделу «Земля и человечество»
Раздел 2. Природа России (10 часов)
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны
России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона
степей. Пустыни. У Черного моря.
Практическая работа:
1. Равнины и горы России
2. Моря, озёра и реки России
3. Природные зоны России
4. Зона арктических пустынь
5. Тундра
6. Леса России
7. Зона степей
8. Пустыни
Проверочная работа:
2. У Черного моря. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Природа России»
Раздел 3. Родной край – часть большой страны (15 часов)
Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши
подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в
пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.
Практическая работа:
9. Наш край
10. Поверхность нашего края
11. Наши подземные богатства
12. Земля - кормилица
13. Растениеводство в нашем крае
Проверочная работа:
3. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край –
часть большой страны»
Раздел 4. Страницы всемирной истории (5 часов)
Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние
века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее
время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней
Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена
на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий.
Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич
Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории
19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая
война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
Проверочная работа:
4. Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверим себя и
оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории»
Раздел 5. Страницы истории России (20 часов)
Феодальная
раздробленность.
Расселение
восточных
славян.
Древнеславянские племена. Устройство древнерусского государства. Занятия
древних славян.
Практическая работа:
14. Жизнь древних славян
15. Страна городов
16. Трудные времена на Русской земле
17. Куликовская битва
18. Иван Третий
19. Патриоты России
20. Пётр Великий
21. Михаил Васильевич Ломоносов
22. Страницы истории ХIХ века
Проверочная работа:
5. Страна, открывшая путь в космос. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Страницы истории России»
Раздел 6. Современная Россия (9 часов)
Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные
символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.
Практическая работа:
23. Основной закон России и права человека
Проверочная работа:
6. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная
Россия
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
Наименование разделов, тем
Введение. Задавайте вопросы!
Раздел 1. Что и кто? (20 ч)
Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России?
Что мы знаем о Москве?
Проект «Моя малая Родина»
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений?
Что растёт на подоконнике?
Что растёт на клумбе?
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Раздел 2. «Как, откуда и куда?» (12 ч)
Как живёт семья? Проект «Моя семья»
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лёд?
Как живут растения?
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Откуда берётся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
Презентация проекта «Моя семья»
Раздел 3. «Где и когда?» (11 ч)
Когда учиться интересно?
Проект «Мой класс и моя школа»
Когда придёт суббота?
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
Где живут слоны?
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»
Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
Раздел 4. «Почему и зачем?» (22 ч)
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идёт дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Мои домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты?
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»
Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
2 класс
№
п/п
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Где мы живём? (4 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Родная страна
Город и село. Проект «Родной город»
Природа и рукотворный мир
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»
Раздел 2. Природа (20 ч)
Неживая и живая природа
Явления природы
Что такое погода
В гости к осени (экскурсия)
В гости к осени
Звёздное небо
Заглянем в кладовые земли
Про воздух…
…И про воду
Какие бывают растения
Какие бывают животные
Невидимые нити
Дикорастущие и культурные растения
Дикие и домашние животные
Комнатные растения
Животные живого уголка
Про кошек и собак
Красная книга
Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
Что такое экономика
Из чего что сделано
Как построить дом
Какой бывает транспорт
Культура и образование
Все профессии важны. Проект «Профессии»
В гости к зиме. Экскурсия
В гости к зиме
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и
села»
Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», «Профессии»
Раздел 4. Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека
Если хочешь быть здоров
Берегись автомобиля!
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Школа пешехода
Домашние опасности
Пожар!
На воде и в лесу
Опасные незнакомцы
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и
безопасность»
Раздел 5. Общение (7 ч)
Наша дружная семья
Проект «Родословная»
В школе
Правила вежливости
Ты и твои друзья
Мы – зрители и пассажиры
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
Раздел 6. Путешествия (18 ч)
Посмотри вокруг
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности
Формы земной поверхности
Водные богатства
В гости к весне. Экскурсия
В гости к весне
Россия на карте
Проект «Города России»
Путешествие по Москве
Московский Кремль
Город на Неве
Путешествие по планете
Путешествие по материкам
Страны мира. Проект «Страны мира»
Впереди лето
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»
3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Наименование разделов, тем
Раздел 1.Как устроен мир (6 ч)
Природа. Экскурсия «Что нас окружает?»
Человек
Проект «Богатства, отданные людям»
Общество
Что такое экология
Природа в опасности! Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Как устроен мир»
Раздел 2. Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы
Разнообразие веществ
Воздух и его охрана
Вода
Превращения и круговорот воды
Берегите воду!
Как разрушаются камни
Что такое почва
Разнообразие растений. Экскурсия
Солнце, растения и мы с вами
Размножение и развитие растений
Охрана растений
Разнообразие животных. Экскурсия
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»
Размножение и развитие животных
Охрана животных
В царстве грибов
Великий круговорот жизни. Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Эта удивительная природа»
Раздел 3. Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека
Органы чувств
Надежная защита организма
Опора тела и движение
Наше питание. Проект «Школа кулинаров»
Дыхание и кровообращение
Умей предупреждать болезни
Здоровый образ жизни
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше
здоровье»
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие
природы родного края», «Школа кулинаров»
Раздел 4. Наша безопасность (7 ч)
Огонь, вода и газ
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Чтобы путь был счастливым
Дорожные знаки. Экскурсия
Проект «Кто нас защищает»
Опасные места
Природа и наша безопасность
Экологическая безопасность. Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Наша безопасность»
Раздел 5. Чему учит экономика (12 ч)
Для чего нужна экономика
Природные богатства и труд людей – основа экономики
Полезные ископаемые
Растениеводство
Животноводство
Какая бывает промышленность
Проект «Экономика родного края»
Что такое деньги
Государственный бюджет
Семейный бюджет
Экономика и экология
Воздействие экономики на окружающую среду. Проверим себя и оценим
свои достижения по разделу «Чему учит экономика»
Раздел 6. Путешествия по городам и странам (15 ч)
Золотое кольцо России
Города Золотого кольца России
Достопримечательности Золотого кольца России
Проект «Музей путешествий»
Наши ближайшие соседи
На севере Европы
Что такое Бенилюкс
В центре Европы
По Франции
По Великобритании
На юге Европы
По заметным местам мира
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия по
городам и странам»
Презентация проектов «Кто нас защищает»
Презентация проектов «Экономика родного края», «Музей путешествий»
4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома
Планеты Солнечной системы
Звездное небо-Великая книга Природы
Мир глазами географа
Мир глазами историка
Когда и где?
Мир глазами эколога
Сокровища Земли под охраной человечества
Сокровища Земли под охраной человечества. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Земля и человечество»
Раздел 2. Природа России (10 ч)
Равнины и горы России
Моря, озёра и реки России
Природные зоны России
Зона арктических пустынь
Тундра
Леса России
Лес и человек
Зона степей
Пустыни
У Черного моря. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Природа России»
Раздел 3. Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край
Поверхность нашего края
Водные богатства нашего края
Наши подземные богатства
Земля - кормилица
Жизнь леса
Жизнь луга
Жизнь в пресных водах
Экскурсия в природные сообщества родного края. Луг
Экскурсия в природные сообщества родного края. Лес
Растениеводство в нашем крае
Животноводство как отрасль сельского хозяйства
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть
большой страны»
Экскурсия в природные сообщества родного края. Река
Презентация проектов (по выбору)
Раздел 4. Страницы всемирной истории (5 ч)
Начало истории человечества
Мир древности: далёкий и близкий
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Средние века: время рыцарей и замков
Новое время: встреча Европы и Америки
Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверим себя и оценим
свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории»
Раздел 5. Страницы истории России (20 ч)
Жизнь древних славян
Во времена Древней Руси
Страна городов
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Трудные времена на Русской земле
Русь расправляет крылья
Куликовская битва
Иван Третий
Мастера печатных дел
Патриоты России
Пётр Великий
Михаил Васильевич Ломоносов
Екатерина Великая
Отечественная война 1812 года
Страницы истории ХIХ века
Россия вступает в ХХ век
Страницы истории 20 - 30-х годов
Великая Отечественная война и Великая Победа
Страна, открывшая путь в космос. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Страницы истории России»
Раздел 6. Современная Россия (9 ч)
Основной закон России и права человека
Мы – граждане России
Славные символы России
Такие разные праздники
Путешествие по России
Путешествие по России. Проект
Путешествие по России. Презентация проекта
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная
Россия»
Презентация проектов (по выбору)
Презентация проектов (по выбору)