Приложение 1
к АООП НОО для учащихся с ЗПР
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
начальное общее образование – 1 уровень
срок реализации программы – 4 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса русского языка учащиеся при получении
начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство
человеческого общения и явление национальной культуры.
В процессе изучения учащиеся получат возможность реализовать в устном и
письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в
творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска
необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных
заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу
начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной
устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат
начальные представления о нормах русского и родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета,
научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что
станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических
высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы
коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в
диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация
различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению
собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений
собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков
препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных
текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского
языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой,
лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в
объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать,
классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть
речи, член предложения, простое предложение.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования, будет сформирован
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной
деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на
следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
– различать звуки и буквы;
– характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные;
согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные
звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
– пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности
букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в
различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским
алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания
слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной
речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме
представленного в учебнике материала);
– находить при сомнении в правильности постановки ударения или
произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо
обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
– различать изменяемые и неизменяемые слова;
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
– находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,
корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
– выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным
учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
– использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения
орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
– выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового
словаря
– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их
сравнении;
– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении
(простые случаи);
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
– распознавать грамматические признаки слов;
– с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие
вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе
основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
– проводить морфологический разбор имен существительных, имен
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать
правильность проведения морфологического разбора;
– находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия,
предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они
относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
– различать предложение, словосочетание, слово;
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
– классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
– определять
восклицательную/невосклицательную
интонацию
предложения;
– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
– выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
– различать
второстепенные
члены
предложения —определения,
дополнения, обстоятельства;
– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать
правильность разбора;
– различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
– применять правила правописания (в объеме содержания курса);
– определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю
учебника;
– безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
– писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с
изученными правилами правописания;
– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
– подбирать примеры с определенной орфограммой;
– при составлении собственных текстов перефразировать записываемое,
чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и
определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих
письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
– оценивать
правильность
(уместность)
выбора
языковых
и
неязыковых
средств
устного
общения
на
уроке,
в
школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать
разговор);
– выражать собственное мнение и аргументировать его;
– самостоятельно озаглавливать текст;
– составлять план текста;
– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием
разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
– анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный
текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения
(для самостоятельно создаваемых текстов);
– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
(smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета
1 КЛАСС (132 часа)
Обучение письму (96 часов)
Раздел 1. Добукварный период (17 часов)
Развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова,
производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже
звучащих словах. На уроках вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки,
ударение. Ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование,
штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов
букв).
Раздел 2. Букварный период (61 час)
Обучение чтению и письму. Последовательное введение букв. Слого –
звуковой и звуко – буквенный анализ слов.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа
буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; упражнения в
написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание
слов, предложений, текстов с печатного образца.
Контрольная работа:
1. Списывание с печатного и письменного шрифта
Раздел 3. Послебукварный период (18 часов)
Оформление предложений в тексте. Знаки препинания в конце предложения.
Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?». Слова, отвечающие на вопросы
«Что делать?», «Что сделать?». Слова, отвечающие на вопросы «Какой?»,
«Какая?», «Какое?», «Какие?». Правописание звонких и глухих согласных на конце
слова. Заглавная буква в именах собственных. Правописание слов с
буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Контрольная работа:
2. Списывание с печатного текста
3.Слуховой диктант «Бор»
4. Контрольное списывание
Русский язык (36 часов)
Раздел 1. Наша речь (2 часа)
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Раздел 2. Текст, предложение, диалог (2 часа)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте.
Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.
Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный
знаки).
Раздел 3. Слова, слова, слова… (4 часа)
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слованазвания признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические
группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее
представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари
учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Раздел 4. Слово и слог. Ударение (4 часа)
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Раздел 5. Звуки и буквы (24 часа)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и
безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и
глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах. Повторение и
обобщение изученного материала.
Контрольная работа:
5. Контрольный диктант по теме «Изученное в 1 классе»
2 КЛАСС (136 часов)
Раздел 1. Наша речь (4 часа)
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Раздел 2. Текст (5 часов)
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста.
Построение текста. Воспроизведение текста.
Контрольная работа:
1. Контрольный диктант «На даче»
Раздел 3. Предложение (12 часов)
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Контрольная работа:
2. Контрольное списывание
3. Контрольный диктант: «Пушок»
Творческая работа:
1. Обучающее сочинение по картине И. О. Остроухова «Золотая осень»
Раздел 4. Слова, слова, слова… (18 часов)
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог.
Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по
слогам.
Контрольная работа:
4. Контрольный диктант: «Зимой в лесу»
Творческая работа:
2. Обучающее сочинение по серии картинок «Помощь зайчонку»
Раздел 5. Звуки и буквы (26 часов)
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука.
Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.
Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными
согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения.
Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и
глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости
согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).
Контрольная работа:
5. Контрольное списывание
6. Контрольный диктант по теме «Снежные фигурки»
Творческая работа:
3. Сочинение по картине А.С. Степанова «Лоси»
Раздел 6. Правописаний буквосочетаний с шипящими звуками (23 часа)
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Орфоэпические нормы произношения
слов с сочетаниями ЧТ, ЧН. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.
Контрольная работа:
7. Диктант «Зяблик»
Творческая работа:
4. Обучающее изложение по теме: «Зимние забавы»
Раздел 7. Части речи (36 часов)
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена
существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число
имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текстповествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как
часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текстописание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение
как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.
Контрольная работа:
8. Контрольный диктант «Друзья»
9. Диктант «Дети в лесу»
Творческая работа:
5. Обучающее изложение по тексту «Люлька»
Повторение (12 часов)
Повторение и закрепление изученного по русскому языку во 2-м классе.
Контрольная работа:
10. Итоговый контрольный диктант
Творческая работа:
6. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Три медведя»
3 КЛАСС (136 часов)
Раздел 1. Язык и речь (2 часа)
Наша речь и наш язык.
Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание (13 часов)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение
и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по
цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее
представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения.
Словосочетания.
Контрольная работа:
1. Контрольный диктант по теме «Предложение»
Раздел 3. Слово в языке и речи (18 часов)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание.
Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об
изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе,
местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление).
Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление
представлений).
Творческая работа:
1. Обучающее изложение по рассказу Н. Сладкова «Ёлочка»
2. Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал»
Контрольная работа:
2. Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
Раздел 4. Состав слова (13 часов)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова.
Обобщение знаний о составе слова.
Творческая работа:
3.Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»
Контрольная работа:
3.Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Раздел 5. Правописание частей слова (22 часов)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с
парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в
корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и
приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с
разделительным твердым знаком (ъ).
Творческая работа:
4. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»
Контрольная работа:
4. Контрольный диктант по теме: «Правописание корней слова»
5. Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»
Раздел 6. Имя существительное (27 часов)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Род
имен существительных. Падеж имен существительных.
Творческая работа:
5. Обучающее изложение по тексту «Горностай»
6. Составление текста по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и
лягушка-квакушка»
Контрольная работа:
6 Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»
7. Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён
существительных»
Раздел 7. Имя прилагательное (14 часов)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текстописание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен
прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Творческая работа:
6.Сочинение-отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»
Контрольная работа:
8. Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»
Раздел 8. Местоимение (3 часа)
Лицо, число, род личных местоимений.
местоимения.
Морфологический
разбор
Раздел 9. Глагол (18 часов)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число
глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание
частицы НЕ с глаголами.
Творческая работа:
8. Обучающее изложение «Купание медвежат»
Контрольная работа:
9. Контрольный диктант по теме «Глагол»
Повторение (6 часов)
Повторение и закрепление изученного по русскому языку в 3-м классе.
Контрольная работа:
10. Итоговый контрольный диктант «Изученное в 3 классе»
Творческая работа:
4 КЛАСС (136 часов)
Повторение (10 часов)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и
второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Контрольная работа:
1. Контрольный диктант по теме «Повторение»
Творческая работа:
1. Обучающее изложение «Первая вахта»
Раздел 1. Предложение (6 часов)
Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами
предложения. Простые и сложные предложения. Союзы в сложном предложении.
Контрольная работа:
2. Контрольный диктант по теме «Предложение»
Раздел 2. Слово в языке и речи (17 часов)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова.
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь
разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о
частях речи. Наречие.
Контрольная работа:
3. Контрольный диктант по теме «Части речи»
Творческая работа:
2. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером
волке»
Раздел 3. Имя существительное (30 часов)
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в
единственном (множественном) числе.
Контрольная работа:
3. Контрольный диктант «Как мужик убрал камень»
4. Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний
имен существительных»
Творческая работа:
3. Обучающее изложение «Горная тревога»
4. Сочинение-отзыв по картине В. А. Тропинина «Кружевница»
Раздел 4. Имя прилагательное (25 часов)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по
падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен
прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в
единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в
единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Контрольная работа:
6. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Творческая работа:
5. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»
Раздел 5. Местоимение (7 часов)
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание
местоимений.
Контрольная работа:
7. Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Творческая работа:
6. Изложение повествовательного текста с элементами описания
«Мимоза»
Раздел 6. Глагол (27 часов)
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в
настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов.
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание
возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Контрольная работа:
8. Контрольный диктант по теме «Глагол»
Творческая работа:
7. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
8. Изложение повествовательного текста «Лесной пожар»
Повторение (14 часов)
Повторение и закрепление изученного по русскому языку в 4-м классе.
Контрольная работа:
9. Итоговый контрольный диктант
Творческая работа:
9. Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина
«Рожь»
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Наименование разделов, тем
Обучение письму (96 ч)
Раздел 1. Добукварный период (17 ч)
Пропись – первая учебная тетрадь (пропись №1)
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки
Письмо овалов и полуовалов
Рисование бордюров
Письмо длинных прямых наклонных линий
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево, вправо)
Письмо короткой/ длинной наклонной линии с закруглением вверху
(влево)/внизу (вправо)
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких
наклонных линий
Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и
вправо
Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу
Письмо полуовалов, овалов, их чередование
Строчная и заглавная буквы А, а (пропись №2)
Строчная и заглавная буквы О, о
Строчная буква и
Заглавная буква И
Строчная буква ы
Строчная и заглавная буквы У, у
Раздел 2. Букварный период (61ч)
Строчная и заглавная буквы Н, н
Строчная буква с
Заглавная буква С
Строчная и заглавная буквы К, к
Строчная и буква т
Заглавная буква Т
Строчная и заглавная буквы Л, л
Строчная буква р. Заглавная буква Р
Строчная и заглавная буквы В, в
Строчная и заглавная буквы Е, е
Строчная буква п
Заглавная буква П (пропись №3)
Строчная буквам
Заглавная буква М
Строчная буква з
Заглавная буква З
Строчная буква б
Заглавная буква Б
Строчная и заглавная буквы Б, б
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
Строчная буква д
Заглавная буква Д
Заглавная буква Д. Составление рассказа с использованием поговорки
Строчная буква я
Заглавная буква Я
Строчная буква я. Оформление границ предложения
Заглавная буква Я. Письмо слогов и слов
Строчная буква г
Заглавная буква Г
Строчная буква ч
Строчная буква ч. Число имени существительного
Заглавная буква Ч
Буква ь
Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и в середине слова
Строчная буква ш (пропись №4)
Заглавная буква Ш. Правописание ШИ
Строчная буква ж
Заглавная буква Ж. Правописание ЖИ
Строчная буква ё
Письмо слогов и слов с буквой ё
Заглавная буква Ё
Строчная и заглавная буквы Й
Строчная буква х
Заглавная буква Х
Строчная и заглавная буквы Х, х. Списывание с печатного текста
Письмо изученных букв, слогов
Строчная буква ю
Заглавная буква Ю
Строчная буква ц
Заглавная Ц
Строчная и заглавная буквы Ц, ц. Интонирование восклицательного
предложения
Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами
Строчная буква, э
Заглавная буква Э
Строчная буква щ
Строчная буква щ. Правописание сочетаний ща, щу
Заглавная буква Щ
Строчная ф
Заглавная буква Ф
Строчные буквы ь, ъ
Списывание с печатного и письменного шрифта
Закрепление написания изученных букв
Раздел 3. Послебукварный период (18 ч)
Оформление предложений на письме
Оформление предложений в тексте. Знаки препинания в конце предложения
Списывание с печатного текста
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»
Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»
Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
Предложение
Предложение. Текст
Основная мысль текста
Правописание имён собственных
Заглавная буква в именах собственных
Слуховой диктант «Бор»
Работа с деформированным текстом
Буквосочетания чк, чн, чт
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Письмо слов и предложений
Контрольное списывание
Закрепление изученного
Русский язык (36 ч)
Раздел 1. Наша речь (2 ч)
Наша речь. Для чего нужна речь?
Устная и письменная речь. Что такое родной язык
Раздел 2. Текст, предложение, диалог (2 ч)
Текст и предложение
Диалог
Раздел 3. «Слова, слова, слова…» (4 ч)
Роль слов в речи
Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов
«Вежливые» слова
Однозначные и многозначные слова
Раздел 4. Слово и слог. Ударение (4 ч)
Деление слов на слоги
Перенос слов
Ударение (общее представление)
Ударные и безударные слоги
Раздел 5. Звуки и буквы (24 ч)
Чем отличаются звуки от букв?
Русский алфавит, или Азбука
Гласные звуки и буквы
Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах
Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э
Обозначение ударного гласного буквой на письме
Особенности проверяемых и проверочных слов
Правописание гласных в ударных и безударных слогах
Написание буквы, обозначающей безударный гласный звук
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука
Согласные звуки и буквы
Слова с удвоенными согласными
Слова с буквами И и Й
Твёрдые и мягкие согласные звуки
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки
Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с
мягким знаком
Глухие и звонкие согласные звуки
Парные глухие и звонкие согласные звуки
Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова
Правописание парных согласных звуков на конце слов
Контрольный диктант
Повторение и обобщение изученного материала
2 класс
№
п/п
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Наша речь (4 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
Знакомство с учебником. Какая бывает речь?
Что можно узнать о человеке по его речи?
Как отличить диалог от монолога?
Наша речь. Закрепление
Раздел 2. Текст (5 ч)
Что такое текст?
Что такое тема и главная мысль текста?
Части текста
Контрольный диктант «На даче»
Работа над ошибками
Раздел 3. Предложение (12 ч)
Что такое предложение?
Как из слов составить предложение?
Контрольное списывание
Что такое главные члены предложения?
Что такое второстепенные члены предложения?
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения
Что такое распространённые и нераспространённые предложения?
Как установить связь слов в предложении?
Обучающее сочинение по картине И. О. Остроухова «Золотая осень»
Анализ сочинений
Контрольный диктант: «Пушок»
Работа над ошибками
Раздел 4. Слова, слова, слова…(18 ч)
Что такое лексическое значение слова?
Лексическое значение слова
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение многозначных слов
Что такое синонимы?
Что такое антонимы?
Словарь синонимов и антонимов
Что такое родственные слова?
Родственные слова
Корень слова. Однокоренные слова
Выделение корня в однокоренных словах
Какие бывают слоги?
Ударный слог
Как определить ударный слог?
Перенос слов с одной строки на другую
Обучающее сочинение по серии картинок «Помощь зайчонку»
Анализ сочинений
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
Контрольный диктант: «Зимой в лесу»
Раздел 5. Звуки и буквы (26 ч)
Работа над ошибками. Как различить звуки и буквы?
Как мы используем алфавит?
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Как определить гласные звуки?
Контрольное списывание
Безударный гласный звук в корне
Как подобрать проверочное слово?
Слова с безударным гласным звуком в корне
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Закрепление
Проверяемые и непроверяемые орфограммы
Слова с непроверяемым безударным гласным звуком в корне
Правописание слов с непроверяемым безударным гласным звуком в корне
Как определить согласные звуки?
Согласный звук [Й] и буква Й
Согласный звук [Й] и буква Й. Закрепление
Слова с удвоенными согласными
Сочинение по картине А.С. Степанова «Лоси»
Анализ сочинений
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Правописание слов с твердыми и мягкими согласными звуками
Как обозначить мягкость согласного звука на письме?
Мягкий знак в конце и середине слова
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова
Контрольный диктант по теме «Снежные фигурки»
Работа над ошибками. Звуки и буквы. Закрепление
Раздел 6. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (23 ч)
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ШН, НЧ
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ШН, НЧ. Закрепление
Буквосочетания ЖИ- ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ
Правописание буквосочетаний ЖИ- ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ
Звонкие и глухие согласные звуки
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
Проверка парных согласных в корне слова
Распознавание проверяемых и проверочных слов
Проверка парных согласных
Парные звонкие и глухие согласные на конце слова
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. Закрепление
Работа с деформированным текстом
Повторение и закрепление изученного
Диктант «Зяблик»
Работа над ошибками
Обобщение изученного материала
Правописание слов с разделительным мягким знаком
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
Использование на письме разделительного мягкого знака
Правило написания разделительного мягкого знака в словах
Разделительный мягкий знак. Закрепление
Обучающее сочинение «Зимние забавы»
Анализ сочинений
Раздел 7. Части речи (36 ч)
Части речи
Что такое части речи?
Имя существительное
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Собственные и нарицательные имена существительные. Словарный
диктант
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей
Заглавная буква в именах сказочных героев, в названии книг, журналов и
газет
Заглавная буква в написании кличек животных
Заглавная буква в географических названиях
Обучающее изложение по тексту «Люлька»
Анализ изложений. Заглавная буква в словах. Обобщение
Число имён существительных
Единственное и множественное число имён существительных
Изменение имен существительных по числам
Контрольный диктант «Друзья»
Работа над ошибками. Что такое глагол?
Глагол как часть речи
Глагол как часть речи. Закрепление
Единственное и множественное число глаголов
Изменение глагола по числам
Правописание частицы НЕ с глаголами
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»
Что такое текст-повествование?
Что такое имя прилагательное?
Связь имени прилагательного с именем существительным
Прилагательные, близкие и противоположные по значению
Число имён прилагательных
Что такое текст-описание?
Общее понятие о предлоге
Раздельное написание предлогов со словами
Восстановление предложений
Имя прилагательное. Обобщение
Диктант «Дети в лесу»
Работа над ошибками
Что такое местоимение?
Местоимение как часть речи
Что такое текст - рассуждение?
Повторение (12 ч)
Текст
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
Сочинение по картине И.И. Шишкина «Три медведя»
Анализ работ. Предложение
Главные и второстепенные члены предложения
Слово и его значение
Части речи. Существительное, прилагательное
Части речи. Глагол, местоимение
Звуки и буквы
Итоговый контрольный диктант
Правила правописания
Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс
3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Язык и речь (2 ч)
Наша речь. Виды речи
Наш язык
Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание (13 ч)
Текст
Типы текстов
Предложение
Виды предложений по цели высказывания
Виды предложений по интонации
Предложение с обращением
Главные и второстепенные члены предложения
Главные и второстепенные члены предложения. Закрепление
Простое и сложное предложения
Простое и сложное предложения. Закрепление
Словосочетание
Словосочетание. Связь слов
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Раздел 3. Слово в языке и речи (18 ч)
Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова
Синонимы и антонимы
Омонимы
Слово и словосочетание
Фразеологизмы
Обучающее изложение по рассказу Н. Сладкова «Ёлочка»
Анализ изложений. Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Имя числительное
Однокоренные слова
Звуки и буквы. Гласные звуки
Звуки и буквы. Согласные звуки
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак
Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал»
Анализ изложений. Обобщение и закрепление изученного
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
Раздел 4. Состав слова (13 ч)
Работа над ошибками. Что такое корень слова?
Корень слова. Словарный диктант
Сложные слова
Окончание слова. Как найти в слове окончание?
38
39
40
41
42
43
44
Окончание слова. Словарный диктант
Приставка. Как найти в слове приставку?
Значения приставок
Суффикс? Как найти суффикс в слове?
Значения суффиксов. Словарный диктант
Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»
Анализ сочинений. Что такое основа слова?
45
46
Состав слова. Закрепление
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Раздел 5. Правописание частей слова (22 ч)
В каких значимых частях есть орфограмма?
Безударная гласная в корне
Правописание слов с безударными гласными в корне
Правописание слов с безударными гласными в корне. Закрепление
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне
Проверка слов с парными согласными в корне
Правописание слов с парными согласными в корне
Написание слов с глухими и звонкими согласными в корне
Слова с непроизносимыми согласными в корне
Правописание слов с непроизносимыми согласным звуком в корне
Правописание слов с удвоенными согласными
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»
Анализ сочинений. Слова с удвоенными согласными
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»
Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок
Правописание суффиксов и приставок. Закрепление
Правописание приставок и предлогов
Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
Разделительный твердый и мягкий знаки
Разделительный твердый и мягкий знаки. Закрепление
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»
Раздел 6. Имя существительное (27 ч)
Работа над ошибками. Части речи
Имя существительное
Значение имён существительных в речи
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Обучающее изложение по тексту «Горностай»
Анализ изложений. Собственные и нарицательные имена
существительные
Число имён существительных
Число имён существительных. Закрепление
Род имён существительных
Род имён существительных. Словарный диктант
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
Закрепление
Имя существительное. Обобщение знаний
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Работа над ошибками.
Склонение имен существительных
Падеж имен существительных
Упражнения в определении падежей
Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван - царевич и лягушка квакушка»
Анализ сочинений. Именительный падеж
Родительный падеж
Дательный падеж
Винительный падеж
Творительный падеж
Предложный падеж. Словарный диктант
Все падежи. Закрепление
Обобщение знаний об имени существительном
Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён
существительных»
Раздел 7. Имя прилагательное (14 ч)
Работа над ошибками. Имя прилагательное
Роль прилагательных в тексте
Текст-описание
Род имен прилагательных
Изменение имён прилагательных по родам
Род имён прилагательных. Закрепление
Число имён прилагательных
Изменение имён прилагательных по числам
Падеж имён прилагательных
Изменение имён прилагательных по падежам
Сочинение-отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»
Анализ сочинений. Имя прилагательное. Закрепление
Обобщение знаний
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Раздел 8. Местоимение (3 ч)
Работа над ошибками. Личные местоимения
Изменение личных местоимений по родам
Местоимение
Раздел 9. Глагол (18 ч)
Глагол
Значение и употребление глаголов в речи
Значение и употребление глаголов в речи. Закрепление
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма глагола. Закрепление
Число глаголов
Изменение глаголов по числам
Времена глаголов
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов
Изменение глаголов по временам
Изменение глаголов по временам. Закрепление
Обучающее изложение «Купание медвежат»
Анализ изложений. Род глаголов в прошедшем времени
Род глаголов в прошедшем времени
Правописание частицы НЕ с глаголами
Правописание частицы НЕ с глаголами. Закрепление
Обобщение знаний. Словарный диктант
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Повторение (6 ч)
Работа над ошибками. Части речи
Слово, предложение. Текст
Правописание окончаний имен прилагательных
Итоговый контрольный диктант: «Изученное в 3 классе»
Правописание приставок и предлогов
Правописание безударных гласных
4 класс
№
п/п
Наименование разделов, тем
Повторение (10 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Наша речь и наш язык
Текст и его план. Признаки текста
Обучающее изложение «Первая вахта»
Анализ изложения. Типы текстов
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания
и по интонации
Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Диалог. Обращение
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения
Контрольный диктант по теме «Повторение»
Работа над ошибками. Словосочетание
Раздел 1. Предложение (6 ч)
Однородные члены предложения
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Простые и сложные предложения
Сложное предложение и предложение с однородными членами
Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Закрепление
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Раздел 2. Слово в языке и речи (17 ч)
Работа над ошибками. Лексическое значение слова
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные
слова. Устаревшие слова
Синонимы, антонимы, омонимы
Фразеологизмы
Состав слова. Значимые части слова
Распознавание значимых частей слова
Правописание гласных и согласных в корне слова
Правописание слов с удвоенными согласными
Приставки и суффиксы
Разделительный твёрдый и мягкий знаки
Части речи. Морфологические признаки частей речи
Склонение имён существительных и имён прилагательных
Имя числительное. Глагол
Наречие как часть речи
Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке»
Анализ сочинений. Правописание наречий
Контрольный диктант по теме «Части речи»
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
Раздел 3. Имя существительное (30 ч)
Работа над ошибками. Падеж имен существительных
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного
падежей неодушевленных имен существительных
Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в
родительном и винительном падежах, в дательном падеже
Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и
предложном падежах
Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания.
Несклоняемые имена существительные
Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных
2-е склонение имен существительных
Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения
3-е склонение имен существительных
Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения
Обучающее изложение «Горная тревога»
Анализ изложений. Падежные окончания имен существительных. Способы
проверки безударных падежных окончаний
Именительный и винительный падежи
Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже
Упражнение в правописании безударных окончаний имен
существительных в родительном и дательном падежах
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех
падежах
Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»
Анализ сочинений. Повторение
Контрольный диктант «Как мужик убрал камень»
Работа над ошибками. Склонение имен существительных во множественном
числе
Именительный падеж имен существительных множественного числа
Родительный падеж имен существительных множественного числа
Родительный
и
винительный
падежи
имен
существительных
множественного числа
Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных
множественного числа
Правописание падежных окончаний имен существительных в
единственном и множественном числе
Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний имен
существительных»
Работа над ошибками. Наши проекты
Раздел 4. Имя прилагательное (25 ч)
Имя прилагательное как часть речи
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
Род и число имен прилагательных
Описание игрушки
Склонение имен прилагательных
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в
единственном числе
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода
в именительном падеже
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода
в родительном падеже
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода
в дательном падеже
Именительный, винительный, родительный падежи
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода
в творительном и предложном падежах
Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и
среднего рода
Склонение имен прилагательных женского рода
Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского
рода
Родительный, дательный, творительный, и предложный падежи имен
прилагательных женского рода
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода
Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных
Склонение имен прилагательных во множественном числе
Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»
Анализ сочинений. Именительный и винительный падежи имен
прилагательных множественного числа
Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа
Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Падежи имён прилагательных
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Работа над ошибками. Повторение
Раздел 5. Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам
Изменение личных местоимений по падежам
Изложение повествовательного текста с элементами описания «Мимоза»
Анализ изложений. Обобщение по теме «Местоимение»
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Раздел 6. Глагол (27 ч)
Роль глаголов в языке
Изменение глаголов по временам
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
Неопределенная форма глагола
Изменение глаголов по временам
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов. Закрепление
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Анализ сочинений
I и II спряжение глаголов настоящего времени
I и II спряжение глаголов будущего времени
Наши проекты «Пословицы и поговорки»
Безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и
будущем времени
Безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.
Повторение
Возвратные глаголы
Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах
Закрепление изученного
Правописание глаголов в прошедшем времени
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Анализ контрольного диктанта. Повторение
Обобщение по теме «Глагол»
Изложение повествовательного текста «Лесной пожар»
Анализ изложений. Повторение
Глагол. Обобщение
Повторение (14 ч)
Язык. Текст. Речь
Предложение и словосочетание
Предложение и словосочетание. Обобщение
Лексическое значение слова
Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь»
Анализ сочинений. Состав слова
Состав слова
Части речи
Части речи. Обобщение
Правописание орфограмм в значимых частях слова
Итоговый контрольный диктант
Работа над ошибками. Повторение
Звуки и буквы
Игра «По Галактике Частей речи»