История АООП ООО ЗПР

Приложение 12
к АООП ООО для учащихся с ЗПР
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«История»
основное общее образование –2 уровень
срок реализации программы – 5 лет

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
 определять место исторических событий во времени, объяснять смысл
основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры,
нашей эры);
 использовать историческую карту как источник информации о
расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира,
расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
 проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,
материальных памятниках Древнего мира;
 описывать условия существования, основные занятия, образ жизни
людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях
древней истории;
 раскрывать
характерные,
существенные
черты:
а) форм
государственного устройства древних обществ (с использованием понятий
«деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония»
и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных
обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований
людей в древности;
 объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства
памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта,
произведений искусства;
 давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней
истории.
Выпускник получит возможность научиться:
 давать характеристику общественного строя древних государств;
 сопоставлять свидетельства различных исторических источников,
выявляя в них общее и различия;
 видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
 высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного
наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству
(VIII –XV вв.) (6 класс)
Выпускник научится:
 локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы
становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории
Руси и всеобщей истории;
 использовать историческую карту как источник информации о
территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в

Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов,
завоеваний, колонизаций и др.;
 проводить поиск информации в исторических текстах, материальных
исторических памятниках Средневековья;
 составлять описание образа жизни различных групп населения в
средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и
художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой
истории;
 раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и
социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах;
б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных
воззрений, представлений средневекового человека о мире;
 объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и
всеобщей истории Средних веков;
 сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья,
показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая
раздробленность», «централизованное государство» и др.);
 давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории
Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
 давать сопоставительную характеристику политического устройства
государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
 сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя
в них общее и различия;
 составлять на основе информации учебника и дополнительной
литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран,
объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс)
Выпускник научится:
 локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события
Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и
всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и
всеобщей истории в Новое время;
 использовать историческую карту как источник информации о границах
России и других государств в Новое время, об основных процессах социальноэкономического развития, о местах важнейших событий, направлениях
значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
 анализировать информацию различных источников по отечественной и
всеобщей истории Нового времени;
 составлять описание положения и образа жизни основных социальных
групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и

художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях
отечественной и всеобщей истории Нового времени;
 систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
 раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и
социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции
политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,
«абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях;
д) художественной культуры Нового времени;
 объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов
отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений,
реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
 сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать
исторические ситуации и события;
 давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории
Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
 используя
историческую
карту,
характеризовать
социальноэкономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
 использовать элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами (определение принадлежности и достоверности
источника, позиций автора и др.);
 сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в
чем заключались общие черты и особенности;
 применять знания по истории России и своего края в Новое время при
составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края
и т. д.

Содержание учебного предмета
5 класс (68 часов)
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (5 часов)
Первобытный мир. Первые люди на Земле. Открытия и изобретения древних
охотников. Искусство и религия первобытных людей. Первые земледельцы и
скотоводы. Освоение металлов. От первобытности к цивилизации. Счет лет в
истории.
Раздел 2. Древний восток (21 час)
Цивилизации речных долин. «Египет – дар Нила». Страна двух рек. Вавилон
при царе Хаммурапи. Древнейшие цивилизации Индии и Китая.
Древний Египет. Ключ к тайнам древнеегипетской истории. Жизнь в
Древнем Египте. История Египта в истории фараонов. Культура Древнего Египта.
Западная Азия в век железа. Железный век в мировой истории, его
предпосылки и преимущества. Финикия. Древняя Палестина. Ассирийская военная
держава. Победители Ассирии.
Великие державы Древнего Востока. Образование державы Маурьев в
Индии. Единое государство в Китае. Великая Персидская держава.
Раздел 3. Древняя Греция (21 час)
Древнейшая Греция. Две истории греческой цивилизации. Греция и Крит в
эпоху бронзы. Поэмы Гомера. Боги и герои Эллады.
Рождение античного мира. Греческие полисы и Великая греческая
колонизация. Афинский полис. Древняя Спарта.
Могущество и упадок Афин. Как начинались греко-персидские войны.
Персидское нашествие на Грецию и его итоги. Расцвет демократии в Афинах. Рабы
в Древней Греции в V в. до н.э. Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.). Грекоперсидские войны и Пелопоннесская война в истории Афин и Древней Греции, а
также в развитии демократических и олигархических форм управления, проблема
объединения полисов в единое государство V в. до н.э.
Греческая культура. Культура как феномен жизни и деятельности человека.
Граждане, ученые и атлеты Греции. Архитекторы, скульпторы, поэты Греции.
Своеобразие мировоззрения древних греков, его влияние на культуру народа.
«Греческий след» в жизни современного человечества.
Македонские завоевания. Возвышение Македонии. Завоевания Александра
Македонского (334 – 323 гг. до н.э.). Греческий Восток.
Раздел 4. Древний Рим (18 часов)
Образование Римской республики
Римское тысячелетие. Рим под властью царей. Республика римских граждан.
Рим во главе Италии. Основные изменения во внутреннем и внешнем положении
Рима к III в. до н.э.
Римские завоевания в Средиземноморье
Предпосылки выхода Рима в III в. до н.э. на широкую международную
арену. Основные соперники Рима в борьбе за господство в Западном и Восточном

Средиземноморье. Первая война с Карфагеном (264 – 241 гг. до н.э.). Война с
Ганнибалом (218 – 201 гг. до н.э.). Рим – завоеватель Средиземноморья.
Гражданские войны в период Римской республики (II – I вв. до н.э.)
Внутреннее положение Рима в связи с образованием мощного
Средиземноморского государства. Противоречия между римлянами и союзниками,
покоренными народами, аристократами и народом; проблемы крестьян и
ремесленников в связи с ростом и дешевизной рабского труда, угроза военному
могуществу Рима и т.д. Народные трибуны – братья Гракхи. Сулла – первый
военный диктатор Рима. Восстание Спартака. Цезарь – повелитель Рима. Падение
республики.
Расцвет и могущество Римской империи (конец I в. до н.э. – II в.н.э.)
Император Октавиан Август. Цезари Рима. Жизнь в Римской империи.
Особенности политической, социальной и культурной жизни Рима во времена
«республики-империи».
Закат античной цивилизации
Римская империя и варвары на рубеже II - III вв. Кризис античной
цивилизации.
Кризис Римской империи в III веке. Христианство – новая религия старого
мира. Рим в период Поздней империи. Падение Западной Римской империи.
Итоговое повторение (3 часа)
Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме.
Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству.

6 класс (68 часов)
Раздел 1. Становление средневековой Европы (6 часов)
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V – XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки.
Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное
устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы.
Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в
Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.
Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и
светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма.
Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и
монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство:
образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община.
Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город.
Жизнь и быт горожан.
Цехи и гильдии.
Раздел 2. Византийская империя и славяне (2 часа)
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство.
Императоры Византии.
Раздел 3. Арабы в 6-11 веках (3 часа)
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед.
Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Раздел 4. Феодалы и крестьяне (1 час)
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.
Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов.
Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа)
Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Раздел 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы (2 часа)
Кризис католической церкви. Папы и императоры.
Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе
(7 часов)
Государства Европы в XIV-XV вв. Возникновение сословнопредставительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во
Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая
хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации.
Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война:
причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и
городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Раздел 8. Славянские государства и Византия в 14-15 веках (2 часа)
Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Раздел 9. Культура Западной Европы в средние века (3 часа)
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый
эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и
готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало
книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и
поэзия.
Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (4 часа)
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун.
Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин.
Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский
султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его
покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства,
верования, особенности хозяйственной жизни.
Раздел 11. Народы и государства на территории нашей страны в
древности (5 часов)
Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории
нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического
положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Городагосударства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат.
Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории
нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Раздел 12. Русь в 9-первой половине 12 в. (6 часов)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования
восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община.
Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX - начало XII в.)
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые
Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские
города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Раздел 13. Русь в середине 12-начале 13 веков (3 часа)
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи.
Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.
Распад Древнерусского государства.
Раздел 14. Русские земли в середине 13 -14 веков (8 часов)
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая
половина XIII в.).
Удельный
период:
экономические
и
политические
причины
раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое
население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство,
политический строй крупнейших русских земель.
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку
Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние
Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и
княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение
славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и
нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в. Чингисхан и объединение монгольских
племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей
страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский

орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия
монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития
нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая
половина XIII - середина XV в.).
Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба
против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Раздел 15.Формирование единого русского государства (14 часов)
Завершение образования Российского государства в конце XV–начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III.
Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой
северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав
населения страны. Становление центральных органов власти и управления.
Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и
подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся
культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном
народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва –
третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

7 класс (68 часов)
Раздел 1. История Нового времени (конец XV – начало XVII века) (28
часов)
С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаки его
разрушения. Раннее и позднее Новое время.
Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической
цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, науки и
образования и т.д.); европейские страны между раздробленностью и
централизацией, империя Карла V Габсбурга и угроза со стороны Османской
империи.
Великие географические открытия.
Начало колониальных захватов. Судьба американских индейцев и других
жителей захваченных европейцами территорий.
Эпоха Возрождения. Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.
Реформация. Крестьянская война в Германии и королевская реформация.
Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской
и их основные отличия от католицизма.
Контрреформация. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и
ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты
Европы.
Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков
и перерождение средневековой католической цивилизации в западную
цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между
новыми классами. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной
картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль
барокко).
Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI
века). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.
Утверждение абсолютизма в Англии.
Английская буржуазная революция. Ускорение процесса разрушения
аграрного общества в Англии (Великобритании).
Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других
европейских стран. Разные темпы разрушения аграрного общества.
Международные отношения в Новое время.
Эпоха Просвещения. Культурное наследие эпохи Просвещения.
Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах. Борьба
великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой.
Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии.
Социальные последствия промышленного переворота.
Война за независимость (1775-1783) и образование США.

Великая французская революция. Основные этапы и рубежи революции.
Революционные войны. Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты
личности). Итоги и мировое значение революционных преобразований.
Международные отношения в Новое время. Освоение европейцами Америки
(различие северных и южных, рабовладельческих колоний). Проникновение
европейцев в страны Востока, знакомство с культурным наследием и традициями
исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Первые попытки
европеизации в Османской империи и в Иране. Империя Великих Моголов и
Индии, ее крушение и начало завоевания Индии англичанами (1757 г.).
Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии.
Раздел 2. История России (40 часов)
Как Россия стала евразийской державой? Народы и государства на
территории нашей страны к рубежу XV-XVI века (уровень социальноэкономического развития, государственность, культурно-цивилизационные связи).
Завершение объединения русских земель в Российское государство, его
многонациональный характер.
Россия в XVI веке – вопрос о сохранении аграрного общества и зарождении
признаков Нового времени. Основы хозяйства (вотчины, поместья, оброки,
барщина, Юрьев день, развитие ремесел и торговли). Слои населения.
Становление органов власти и государственных порядков Российского
государства. Вопрос о преемственности традиций Запада и Востока и идея
исключительности («Москва – третий Рим»). Государственная символика России
(герб, Московский Кремль).
Правление Ивана IV (1533-1584) и черты его личности. Венчание на царство
в 1547 году. «Избранная рада». Реформы середины XVI века.
Присоединение Казанского ханства (1552 г.) и Астраханского ханства (15541556 гг.): цель и значение для России и народов Поволжья. Успешное начало
Ливонской войны (1558-1583 гг.).
Формирование самобытной культуры Российского государства (шатровый
стиль, книжная культура, бытовые правила и «Домострой»). Иван Федоров и
начало книгопечатания (1564 г. – «Апостол»).
Опричнина (1565-1572 гг.).
Окончание Ливонской войны и ее итоги. Разорение страны. Поход Ермака
(1581-1582 гг.) и присоединение Западной Сибири. Пресечение династии
московских Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова и его политика.
Социально-экономические трудности и движение к крепостному праву.
Смута начала XVII века. Самозванцы (Лжедмитрий I). Внешняя экспансия
Польши и Швеции (1609-1618). Объединение разнородных сил для спасения
страны. Ополчение К. Минина, Д.М. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский
собор 1613 года и избрание династии Романовых.

Ликвидация последствий Смуты. Развитие торговых связей (ярмарки и
другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры.
Активизация связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада.
Правление первых Романовых - Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) и
Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) – от сословно-представительной монархии к
самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов,
ростки регулярной армии). Соборное уложение 1649 г. Народные движения второй
половины XVII века.
Внешняя политика России в XVII в. Положение различных народов в
многонациональном Российском государстве.
Значение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII
века). Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительством Степана Разина.
Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России
XVII века. Развитие образования и научных знаний, усиление светских элементов в
литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и нравов знати и
простых сословий допетровской Руси.
Петр I (1682-1725). Вопрос о причинах начала преобразований. Первые
европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.
Северная война (1700-1721). Создание регулярной армии и флота. Заводское
строительство. Положение простого народа. Ништадтский мир 1721 года и
образование Российской империи. Укрепление международного положения.
Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат, коллегии,
губернаторы. Табель о рангах как реформа дворянства и чиновничества.
Подчинение церкви государству.
Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки,
образования и искусства (регулярное градостроительство, Петропавловский собор,
светский портрет).
Дворцовые перевороты (1725–1762).
Фаворитизм – роль в истории страны. Расширение прав и привилегий
дворянства.
Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма. Крепостнический
характер экономики (рост оброков и барщины, крепостной труд на мануфактурах)
и зарождение капиталистических отношений (развитие торговли, включение в
мировой рынок, развитие мануфактурной промышленности).
Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762–1796), черты личности и
цели императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и результаты). Социальные
движения и восстание Е.И. Пугачева: причины, состав участников, итоги и
значение для страны.
Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении роста
территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.: русско-турецкие
войны, присоединения в Причерноморье и на Кавказе, участие в разделах Польши.
А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков.

Положение различных народов Российской империи.
Просветительские реформы Екатерины II.
Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты» дворянству и
городам, сословное самоуправление.
Светский, рациональный характер культуры: наука и образование
(Московский университет 1755 г.), литература (Г.Р. Державин и другие) и
искусство (Академия художеств, европейские художественные стили в России –
барокко и классицизм). Вопросы о взаимосвязи и взаимовлиянии российской и
мировой культуры в XVIII веке. М.В. Ломоносов: судьба и вклад в российскую
культуру.

8 класс (68 часов)
Раздел 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху
(8 часов)
Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному.
Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации.
Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией.
Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические
изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах
транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.
Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому
капитализму. Черты монополистического капитализма. Индустриальное общество:
новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная
культура и повседневность Изменения в социальной структуре общества,
вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения.
Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс.
Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые
развлечения. Наука: создание научной картины мира XIX в. В зеркале
художественных исканий. Литература и искусство. Причины быстрого развития
естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX
в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии,
медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные
художественные направления в живописи и музыке. Либералы, консерваторы и
социалисты: какими должны быть общество и государство. Причины появления
главных идейнополитических течений XIX в. Характеристика основных
положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития
социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины
возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в
социалистическом лагере. Основные понятия темы: Традиционное общество;
индустриальное общество, модернизация; индустриализация; индустриальная
революция; демократизация; обмирщение сознания; правовое государство;
гражданское общество. Индустриальная революция, свободный фабричнозаводской капитализм, монополия, монополистический капитализм, империализм,
конкуренция, экономический кризис, синдикат картель, трест, концерн.
Социальная структура общества, аристократия, буржуазия, средний класс, наемные
рабочие, эмиграция, эмансипация. Научная картина мира, связь науки и
производства Романтизм, реализм, натурализм, критический реализм,
импрессионизм, постимпрессионизм. Либерализм, неолиберализм, консерватизм,
неоконсерватизм, социализм, утопический социализм, марксизм, социалреформизм, анархизм.
Раздел 2. Строительство Новой Европы (7 часов)
Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти
Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика

Наполеона в годы Консульства и Империи. Разгром империи Наполеона. Венский
конгресс. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию,
освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс.
Священный союз. Англия: сложный путь к величию и процветанию.
Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба. Парламентская
реформа 1932., установление законодательного парламентского режима.
Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава. Франция
Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису.
Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г.:
причины и ход. Кризис Июльской монархии. Франция: революция 1848г. и Вторая
империя. Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные
мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское
восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и
внешняя политика Наполеона III. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам
единая и неделимая Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и
политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и
цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революции. Пруссия и
Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии. Объединение
Германии. Объединение Италии. Два пути объединения. Война, изменившая карту
Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты франко-прусской войны,
причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г.,
провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871
г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль
Парижской коммуны в истории. Основные понятия темы: Империя, коалиция,
консульство, буржуазная монархия, Кодекс Наполеона, континентальная блокада.
Венский конгресс, Священный союз, система европейского равновесия.
Викторианская эпоха, имущественный ценз, чартизм, хартия, тред-юнионы,
Парламентская монархия. Конституционно-монархический режим, Июльская
монархия, бланкизм. Вторая республика, Вторая империя, авторитарный режим.
Юнкер, радикал, ландтаг, карбонарий. Канцлер, путь объединения «сверху», путь
объединения «снизу». Мобилизация, оппозиция, Парижская коммуна, реванш,
реваншизм. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы
индустриального общества.
Раздел 3. Страны Западной Европы и Америка в конце 19 века (10 часов)
Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под
солнцем. Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные
реформы. От «нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне.
Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины
замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в.
Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской
колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ. Франция: Третья
республика. Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. –

начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических
реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в
конце XIX – начале XX в. Италия: время реформ и колониальных захватов.
Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в.
Политическое развитие Италии. «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в
конце XIX – начале XX в. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски
выхода из кризиса. Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX
в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии,
особенности политического строя страны. Политическое и экономическое развитие
Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в..
Основные понятия темы: Милитаризация, пангерманизм, шовинизм, антисемитизм,
Тройственный союз. Колониальный капитализм, Антанта, гомруль, доминион.
Государственные займы, ростовщический капитализм, Третья республика, радикал,
атташе, коррупция. Государственный сектор в экономике, «эра Джолитти».
Национально-освободительное движение, двуединая монархия.
США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.
США: империализм и вступление в мировую политику. Характеристика
экономического и социально-политического развития США в первой половине
XIX в. Отличия между Севером и Югом. Экономическое развитие США в конце
XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое
развитие США в конце XIX – начале ХХ в. Латинская Америка в XIX – начале XX
в.: время перемен. Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской
Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение
освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в.
Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки
в XIX в. Основные понятия темы: Абсолютизм, гомстед, расизм, иммигрант,
конфедерация, Гражданская война. Олигархия, резервация. Каудильизм,
авторитарный режим. Традиционные общества в XIX веке: новый этап
колониализма. Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная
техника». Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во
второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины
быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в
XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в. Китай:
сопротивление реформам. «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка
модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения
реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней. Индия:
насильственное разрушение традиционного общества. Разрушение традиционного
общества в Индии. Великое восстание 1857г. Африка: континент в эпоху перемен.
Традиционное общество. Раздел Африки. Создание ЮАС. Основные понятия темы:
Сегунат, самурай, контрибуция, колония, Мэйдзи. «опиумные войны»,
полуколония, движение тайпинов и ихэтуаней. Сипаи, «свадеши», индийский
Национальный Конгресс.

Раздел 4. Россия в эпоху преобразований Петра (12 часов)
Россия в конце XVII – первой четверти XVIII в. Политическая карта мира к
началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах.
Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда.
Новый характер 47 взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика
колониализма. Роль и место России в мире. Предпосылки масштабных реформ. А.
Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские
походы. Великое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России.
Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная
(губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение
Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота,
рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа.
Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I.
Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам
Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и
крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии.
Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его
распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение
социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество,
горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической
системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи:
Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний
Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в.
Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в
системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России
в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги.
Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России
империей. Формирование 48 системы национальных интересов Российской
империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в. Культура и нравы.
Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения.
Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания.
Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая
печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая
столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений.
Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство
городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное
искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение петровских
преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху
модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.

Раздел 5. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов (7
часов)
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей
в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины,
сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II.
«Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции – попытка ограничения абсолютной
власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в
1725–1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный
совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение
привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики
в отношении 49 крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в
системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и
экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика.
Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение
Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725–
1762 гг. Внешняя политика в 1725–1762 гг. Основные направления внешней
политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735―1739 гг.
Русско-шведская война 1741–1742 гг. Начало присоединения к России казахских
земель. Россия в Семилетней войне 1756–1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков.
Итоги внешней политики.
Раздел 6. Российская империя при Екатерине II и Павле 1 (11 часов)
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние
вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение
и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя
политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных
земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное
экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и
городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов.
Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное
хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение
Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура
российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные
движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. 50 Народы
Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного
Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской
империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная
церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России.
Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие
России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с
Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.

Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с
азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и
Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России
революционным движениям в Европе. Расширение территории России и
укрепление её международного положения. Россия – великая европейская держава.
Россия при Павле I. Изменение порядка престолонаследия. Ограничение
дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в
отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи.
Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях.
Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф.
Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Раздел 7. Культурное пространство Российской империи в 18 веке (13
часов)
Повседневная жизнь сословий в XVIII в. Образование и наука в XVIII в.
Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение
общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской
академии 51 художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский
(шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В.
Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского
литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.
Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало
ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения
Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация
дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах.
Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения,
особенности питания.

9 класс (68 часов)
Раздел 1. Новейшая история. Первая половина 20 века (15 часов)
Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало
борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального
общества.
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв.
Начало модернизации в Японии.
Международные отношения в Новое время.
Первая мировая война: причины, участники, основные этапы военных
действий, итоги.
Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины
мира. Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис
индустриального общества на рубеже XIX-XX вв. Культурное наследие Нового
времени.
Мир после Первой мировой войны. Лига наций. Международные
последствия революции в России. Революционный подъем в Европе и Азии, распад
империй и образование новых государств. М. Ганди, Сунь Ятсен.
Ведущие страны Запада в 1920-х – 1930-х гг.: от стабилизации к
экономическому кризису. «Новый курс» в США. Формирование тоталитарных и
авторитарных режимов в странах Европы в 1920-х - 1930-х гг. Фашизм.
Б.Муссолини. Национал-социализм. А.Гитлер.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-х гг. Военно-политические кризисы в
Европе и на Дальнем Востоке.
Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных
действий. Антигитлеровская коалиция. Ф.Д.Рузвельт. И.В.Сталин, У.Черчилль.
«Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост.
Движение Сопротивления. Итоги войны.
Раздел 2. Новейшая история. Вторая половина 20 века (9 часов)
Создание ООН. Холодная война. Создание военно-политических блоков.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и
Африке.
Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики.
Социальное государство. «Общество потребления». Кризис индустриального
общества в конце 60-х–70-хгг. Эволюция политической идеологии во второй
половине ХХв. Становление информационного общества.
Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной
и Восточной Европы.
Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в.
Выбор путей развития государствами Азии и Африки.

Распад «двухполюсного мира». Интеграционные процессы. Глобализация и
ее противоречия. Мир в начале XXI в.
Формирование современной научной картины мира. Религия и церковь в
современном обществе. Культурное наследие ХХ в.
Раздел 3. История России. Россия в первой четверти XIX в. (9 часов)
Европа на рубеже XVIII-XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона
I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия. Россия на
рубеже XVIII-XIX вв.: территория, население, сословия, политический и
экономический строй. Император Александр I. Конституционные проекты и планы
политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа
народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические
преобразования начала XIX в. и их значение. Международное положение России.
Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и
расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав
России. Война со 52 Швецией и включение Финляндии в состав Российской
империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.
Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои.
Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского
самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу.
Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие
промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ. Социальный
строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея
служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их
программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его
значение. Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского
правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция
Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. – первые конституции на
территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской
войны. Венская система международных отношений и усиление роли России в
международных делах. Россия – великая мировая держава.
Раздел 4. Россия в второй четверти XIX в. (7 часов)
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал
во внутренней политике Николая I и их проявления. Формирование
индустриального
общества,
динамика
промышленной
революции,
индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности
промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.
Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности
социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного
переворота. 53 Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как
центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения

30–50-х гг. XIX в. Национальный вопрос в Европе, его особенности в России.
Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830–1831 гг. Положение
кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.
Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви.
Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами. Россия и революции в
Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный
вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы
международных отношений.
Раздел 5. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов)
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический
прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые
источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Император Александр II и основные направления его внутренней политики.
Отмена крепостного права, историческое значение реформы. Социальноэкономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка
сельскохозяйственного
и
промышленного
производства.
Реорганизация
финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение
промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и
урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание
социальных противоречий. Политические реформы 1860–1870-х гг. Начало
социальной
и
правовой
модернизации.
Становление
общественного
самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к
правовому государству. Особенности развития общественной мысли и
общественных движений в 1860–1890-е гг. Первые рабочие организации.
Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее,
студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.
Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия
европейских держав в 1850–1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и
мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во
второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи.
Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863–1864 гг.
Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы
Поволжья. Особенности конфессиональной политики. Основные направления и
задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская
политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика.
Отношения с США, продажа Аляски.
Раздел 6. Россия в 1880-1890 гг. (9 часов)
Император Александр III и основные направления его внутренней политики.
Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства.
Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения

и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.
Особенности экономического развития страны в 1880–1890-е гг. Положение
основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской
общины в пореформенный период. Общественное движение в 1880–1890 гг.
Народничество и его эволюция. Распространение марксизма. Национальная и
религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.
Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные
направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния
на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Подъём
российской демократической культуры. Развитие системы образования и
просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и
общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук.
Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в
литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая
литература. Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое
значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества
русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера.
Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в
развитии культуры и общественной жизни. 56 Взаимодействие национальных
культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Изменения в быте: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения.
Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта.
Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан.
Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие
мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
Раздел 7. Россия в 1880-1890 гг. (12 часов)
Россия в начале ХХ в.: кризис империи Мир на рубеже XIX–XX вв. Начало
второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития.
Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма.
Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира.
Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм
начала ХХ в. Место и роль России в мире. Территория и население Российской
империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.
Урбанизация. Политическая система Российской империи начала XX в. и
необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших
эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и
конфессиональная политика. Экономическое развитие России в начале XX в. и его
особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала.
Специфика российского монополистического капитализма. Государственномонополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный
и рабочий вопросы, попытки их решения. Общественно-политические движения в
начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических
партий в России. Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в.
Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области,
генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край.
Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское
ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие
народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и
Дальнего Востока. Русская православная церковь на рубеже XIX–XX вв.
Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и
традиционные верования. Международное положение и внешнеполитические
приоритеты России на рубеже XIX–XX вв. Международная конференция в Гааге.
«Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в
дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904–1905 гг., её итоги и
влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Революция 1905–1907 гг.
Народы России в 1905–1907 гг. Российское общество и проблема национальных
окраин. Закон о веротерпимости.
Общество и власть после революции 1905–1907 гг. Политические реформы
1905–1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской
монархии. Классификация политических партий. Реформы П. А. Столыпина и их
значение. Общественное и политическое развитие России в 1912–1914 гг.
Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные
политические партии и их программы. Национальная политика властей. 58
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в
Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.
Серебряный век русской культуры. Духовное состояние российского
общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и
культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия:
поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые
направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное
искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр:
традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет.
Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева.
Рождение отечественного кинематографа. Культура народов России. Повседневная
жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.

Тематическое планирование
5 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

Наименование разделов, тем
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (5 ч)
Жизнь первобытных людей
Родовые общины охотников и собирателей
Последствия перехода к производящему хозяйству
Появление неравенства
Повторение. Значение первобытной эпохи в истории человечества
Раздел 2. Древний Восток (21 ч)
Местоположение и природные условия
Возникновение единого государства в Египте
Быт земледельцев и ремесленников
Быт и служба вельмож
Религия древних египтян
Искусство древних египтян
Особенности древнеегипетского письма
Повторение
Двуречье в Древности
Вавилонское царство
Финикийские плаватели
Древние евреи
Представления о Библии и Ветхом Завете
Ассирийская держава
Образование Персидской державы
Повторение. Западная Азия в древности.
Местоположение и природа Древней Индии
Представление о кастах
Учение Конфуция
Объединение Китая при Цинь Шихуане
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру
Раздел 3. Древняя Греция (21 ч)
Местоположение и природные условия
Критское царство
Микенское царство
Поэма Гомера «Одиссея»
Религиозные верования греков
Бедственное положение земледельцев
Понятия «гражданин», «демократия
Спартанский полис
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
Олимпийские игры в древности - общегреческие празднества
Победа греков над персами в Марафонской битве
Нашествие персидских войск на Элладу
Гавани Пирея

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Город Афины
Образование афинян
Возникновение театра
Перикл во главе Афин
Возвышение Македонии при царе Филиппе
Александрия Египетская – крупнейший торговый и культурный центр
Поход Александра Македонского на Восток
Повторение. Древняя Греция
Раздел 4. Древний Рим (18 ч)
Легенда об основании Рима
Установление господства Рима над Италией
Устройство Римской республики
Вторая война Рима с Карфагеном
Господства Рима во всем Восточном Средиземноморье
Рабство в Древнем Риме
Земельный закон братьев Гракхов
Крупнейшее в древности восстание рабов
Диктатура Цезаря
Характер власти Октавиана Августа
Соседи Римской империи
Нерон
Возникновение христианства
Расцвет Римской империи во II в.
Рим – столица империи
Повторение. Древний Рим
Правление Константина
Взятие Рима готами
Повторение (3 ч)
Участие граждан в управлении государством
Вклад народов древности в мировую культуру
Достижения народов древности в мировую культуру

6 класс
№
п/п

Наименование разделов, тем

Раздел 1. Становление средневековой Европы (13 ч)
1
Введение
2
Древние германцы и римская империя
3
Королевство франков и христианская церковь в 5-8 веках
4
Возникновение и распад империи Карла Великого
5
Западная Европа в 9-11 веках
6
Культура Западной Европы в раннее средневековье
Раздел 2. Византийская империя и славяне (10 ч)
7
Византия при Юстиниане
8
Образование славянских государств
Раздел 3. Арабы в 6-11 веках (11 ч)
9
Возникновение ислама
10 Культура стран халифата
11 В рыцарском замке
Раздел 4. Феодалы и крестьяне (1 ч)
12 Средневековая деревня и ее обитатели
Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)
13 Формирование средневековых городов
14 Горожане и их образ жизни
Раздел 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы (2 ч)
15 Могущество папской власти
16 Крестовые походы
Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе
(7 ч)
17 Как происходило объединение Франции
18 Что англичане считают началом своих свобод
19 Столетняя война
20 Крестьянские восстания во Франции и Англии
21 Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии
22 Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском
полуострове
23 Усиление власти князей в Германии
Раздел 8. Славянские государства и Византия в 14-15 веках (2 ч)
24 Гуситское движение в Чехии
25 Завоевание турками Балканского полуострова
Раздел 9. Культура Западной Европы в Средние века (3 ч)
26 Образование и философия
27 Средневековое искусство
28 Культура раннего Возрождения Италии
Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (4 ч)
29 Средневековый Китай. Индия. Государство и культура
30 Япония. Государство и культура. Государства и народы Африки

Индия. Государство и культура
Доколумбовая Америка. Итоговое повторение по теме «Эпоха
Средневековья»
Раздел 11. Народы и государства на территории нашей страны в древности
(5 ч)
33 Введение. Древние люди и их стоянки на территории современной России
34 Неолитическая революция
35 Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
36 Образование первых государств
37 Восточные славяне и их соседи. История заселения территории родного
края в древности
Раздел 12. Русь в 9-первой половине 12 в. (6 ч)
38 Первые известия о Руси
39 Становление Древнерусского государства
40 Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства
41 Урок-практикум по теме «Становление Древнерусского государства»
42 Правление князя Владимира
43 Крещение Руси
Раздел 13. Русь в середине 12-начале 13 веков (3 ч)
44 Русское государство при Ярославе Мудром
45 Русь при наследниках Ярослава Мудрого
46 Владимир Мономах
Раздел 14. Русские земли в середине 13 -14 веков (8 ч)
47 Общественный строй и церковная организация на Руси
48 Культурное пространство Европы и культура Руси
49 Повседневная жизнь населения
50 Политическая раздробленность на Руси
51 Владимиро - Суздальское княжество
52 Новгородская республика
53 Монгольская земля и изменения политической карты мира
54 Батыево нашествие на Русь
Раздел 15. Формирование единого Русского государства (14 ч)
55 Северо-Западная Русь между Востоком и Западом
56 Золотая Орда: государственный строй
57
Золотая орда: население, экономика, культура
58 Литовское государство
59 Усиление Московского княжества
60 Объединение русских земель вокруг Москвы
61 Куликовская битва
62 Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в.
63 Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 в.
64 Московское княжество в первой половине 15 в.
65 Распад Золотой Орды и его последствия
66 Московское государство и его соседи во второй половине 15 в.
67 Формирование культурного пространства единого Российского
государства
68 Итоговое повторение по теме «История России» с 9-15 вв.
31
32

7 класс
№
Наименование разделов, тем
п/п
Раздел 1. История Нового времени (конец XV – начало XVII века) (28 ч)
1
Вводный урок: от Средневековья к Новому времени
2 Технические открытия и выход к Мировому океану
3
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
4
Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе
5 Дух предпринимательства преобразует экономику
6 Европейское общество в раннее Новое время
7
Повседневная жизнь
8 Великие гуманисты Европы
9
Мир художественной культуры Возрождения
10 Рождение новой европейской науки
11 Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
12 Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
13 Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на
морях
14 Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
15 Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики
Соединенных провинций
16 Парламент против короля. Революция в Англии
17 Путь к парламентской монархии
18 Международные отношения в XVI-XVIII вв.
19 Великие просветители Европы
20 Мир художественной культуры Просвещения
21 На пути к индустриальной эпохе
22 Английские колонии в Северной Америке
23 Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки
24 Франция в XVIII в. Причины и начало французской революции
25 Французская революция. От монархии к республике
26 Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера
Наполеона Бонапарта
27 Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового
времени. Начало европейской колонизации
28 Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени»
Раздел 2. История России (40 ч)
29 Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий
30 Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
31 Формирование единых государств в Европе и России
32 Российское государство в первой трети XVI в.
33 Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.
34 Начало правления Ивана IV
35 Реформы Избранной Рады
36 Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине
XVI в.

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного
Причерноморья, Сибири в середине XVI в.»
Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное
направления
Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с
Западной Европой, Ливонская война
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»
Народы России во второй половине XVI в.
Опричнина
Итоги царствования Ивана IV
Россия в конце XVI в.
Церковь и государство в XVI в.
Культура и народов России в XVI в.
Повседневная жизнь народов России в XVI в.
Повторительно-обобщающий урок по теме Россия в XVI в.»
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI-начале
XVII в.
Смута в Российском Государстве: причин, начало
Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами
Окончание Смутного времени
Экономическое развитие России в XVII в.
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве
Изменения в социальной структуре российского общества
Народные движения в XVII в.
Россия в системе Международных отношений: отношения со странами
Европы
Россия в системе Международных отношений: отношения со странами
исламского мира и с Китаем
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и
раскол
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
Культура народов России в XVII в.
Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского
человека в XVII в.
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного
Кавказа в XVII в.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.»
Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI I в.»
Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVII в.»
Итоговое повторение

8 класс
№
п/п

Наименование разделов, тем

Раздел 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху
(8 ч)
1
Введение в историю Нового времени (1800 – 1900 годы)
2
Модернизация – переход от аграрного к индустриальному обществу
3
Развитие техники в 19 в. Изменения в экономике стран Запада
4
Индустриальное общество: новые слои населения и новые проблемы
5
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность
6
Наука, литература, искусство в Новом времени
7
Общество и государство: либералы, консерваторы, социалисты
8
Контрольная работа по разделу 1
Раздел 2. Строительство Новой Европы (7 ч)
9
Империя Наполеона
10 Разгром империи Наполеона. Венский конгресс
11 Франция (1830 – 1848 гг.)
12 Великобритания: сложный путь к величию и процветанию
13 Германия и Италия: на пути к единству
14 Франко – Прусская война 1870 г.
15 Контрольная работа по разделу 2
Раздел 3. Страны Западной Европы и Америка в конце 19 века (10 ч)
16 Германская империя
17 Великобритания
18 Франция: Третья республика
19 Италия
20 От Австрийской империи к Австро – Венгрии
21 США в 19 веке
22 Контрольная работа разделу 3
23 Япония. Индия
24 Китай
25 Итоговая контрольная работа по курсу «Всеобщая история»
Раздел 4. Россия в эпоху преобразований Петра (12 ч)
26 Введение. Россия и Европа в конце 17 века
27 Предпосылки Петровских реформ
28 Начало правления Петра 1
29 Великая Северная война 1700 – 1721 гг.
30 Реформы управления Петра 1
31 Экономическая политика Петра 1
32 Российское общество в Петровскую эпоху
33 Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.
34 Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам
35 Перемены в культуре России в годы Петровских реформ
36 Повседневная жизнь и быт при Петре 1

37 Значение петровских преобразований в истории страны
Раздел 5. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов (7 ч)
38 Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762). Причины и сущность
39 Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762)
40 Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762). История в лицах
41 Внутренняя политика и экономика России в 1725 - 1762
42 Внешняя политика России в 1725 – 1762 гг. Россия в системе
международных отношений
43 Обобщение и систематизация по разделам 4 и 5
44 Контрольная работа по разделам 4 и 5
Раздел 6. Российская империя при Екатерине 2 и Павле 1 (11 ч)
45 Внутренняя политика Екатерины 2
46 Экономическое развитие России при Екатерине 2
47 Социальная структура российского общества второй половины 18 века
48 Восстание под предводительством Е. И. Пугачева
49 Внешняя политика Екатерины 2
50 Внутренняя политика Павла 1
51 Внешняя политика Павла 1
52 Крым в 18 веке
53 Крым в 18 веке. Начало освоения Новороссии и Крыма
54 Обобщение и систематизация по разделу 6
55 Контрольная работа по разделу 6
Раздел 7. Культурное пространство Российской империи в 18 веке (13 ч)
56 Общественная мысль, публицистика, литература, пресса в 18 веке
57 Образование в России в 18 веке
58 Российская наука и техника в 18 веке
59 Русская архитектура в 18 веке
60 Живопись и скульптура
61 Музыкальное и театральное искусство
62 Народы России в 18 веке.
63 Перемены в повседневной жизни российских сословий
64 Обобщение и систематизация по разделу 7
65 Контрольная работа по разделу 7
66 Итоговая контрольная работа по курсу «История России» в 8 классе
67 Итоговый урок обобщения и систематизации материала по курсу
«История» в 8 классе. Защита проектов
68 Итоговый урок обобщения и систематизации материала по курсу
«История» в 8 классе.

9 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Наименование разделов, тем

Раздел 1. Новейшая история. Первая половина 20 века (15 ч)
Введение. Индустриальное общество в начале XX века
Политическое развитие в начале XX века
«Новый империализм». Первая мировая война
Последствия войны: революции и распад империй
Капиталистический мир в 1920- е гг. США и страны Европы
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода
США: «новый курс» Ф. Рузвельта
Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция
Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания
Восток в первой половине 20 века
Культура и искусство первой половины 20 века
Международные отношения в 1930-е гг.
Вторая мировая война. 1939-1945 гг.
Повторительно – обобщающий урок. Контрольная работа
Исследовательский проект «Реформы или революция»
Раздел 2. Новейшая история. Вторая половина 20 века (9 ч)
Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны».
Завершение эпохи индустриального и становление информационного
общества
Политическое развитие. Гражданское общество. Социальные движения
США. Великобритания
Франция. Италия
Германия. Страны Центральной и Восточной Европы
Латинская Америка, страны Азии и Африки во второй половине 20- начале
21 веков
Международные отношения. Глобализация. Культура второй половины 20начала 21 веков
Повторительно – обобщающий урок по курсу «Новейшая история»
Раздел 3. Россия в первой четверти XIX в. (9 ч)
Россия и мир на рубеже XVIII–XIX вв.
Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского
Внешняя политика Александра I в 1801 –1812 гг.
Отечественная война 1812 г.
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в
1813–1825 гг.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике
Александра I в 1815–1825 гг.
Национальная политика Александра I. Материал для самостоятельной
работы и проектной деятельности учащихся
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.
Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

34
35
36
37
38
39

40

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

54

55
56
57
58

Раздел 4. Россия во второй четверти XIX в (7 ч)
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике
Николая I
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.
Общественное движение при Николае 1
Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик
страны. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
учащихся
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817–1864 гг. Крымская
война 1853–1856 гг.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и
образование. Материал для самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.:
художественная культура народов России. Материал для самостоятельной
работы и проектной деятельности учащихся
Раздел 5. Россия в эпоху Великих реформ (7 ч)
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.
Реформы 1860–1870-х гг.: социальная и правовая модернизация
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период
Общественное движение при Александре II и политика правительства
Национальная и религиозная политика Александра П. Национальный
вопрос в Европе и в России. Материал для самостоятельной работы и
проектной деятельности учащихся
Внешняя политика Александра И. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.
Раздел 6. Россия в 1880–1890-е гг. (9 ч)
Александр III: особенности внутренней политики
Перемены в экономике и социальном строе
Общественное движение в 1880-х – первой половине 1890-х гг.
Национальная и религиозная политика Александра III. Материал для
самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
Внешняя политика Александра III
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: достижения
российской науки и образования. Материал для самостоятельной работы и
проектной деятельности учащихся
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: русская
литература. Материал для самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.:
художественная культура народов России. Материал для самостоятельной
работы и проектной деятельности учащихся
Повседневная жизнь разных слоев населения в XIX в. Материал для
самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
Раздел 7. Россия в начале XX в (12 ч)
Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика и противоречия развития
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX–XX вв.

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 –
1904 гг.
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904–1905 гг.
Первая российская революция и политические реформы 1905–1907 гг.
Социально-экономические реформы П. А. Столыпина
Политическое развитие страны в 1907–1914 гг.
Серебряный век русской культуры. Материал для самостоятельной работы
и проектной деятельности учащихся
Информационно-творческие проекты
Дискуссия на тему «Россия в начале 20 века»
Итоговая контрольная работа
Заключительный урок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».