Приложение 18
к АООП ООО для учащихся с ЗПР
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Музыка»
основное общее образование – 2 уровень
срок реализации программы – 4 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм,
темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических,
героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на
основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений
разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения
об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии
общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические
песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и
народного музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной
драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в
русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной
школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на
основе полученных знаний о стилевых направлениях;
различать
жанры
вокальной,
инструментальной,
вокальноинструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола,
ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт
и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации,
рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых,
струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики,
образцы народного музыкального творчества, произведения современных
композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и
современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи,
сюжета в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-нролла и др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного
произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы
на основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские
(сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере)
исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (a cappella);
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя
различные формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения
об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни
человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников
Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных
и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии
для записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и
признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере
мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской
музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской
церковной музыки;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях,
в том числе с ориентацией на нотную запись;
Содержание учебного предмета
5 класс (34 часа)
Раздел 1. Музыка и литература (15 часов)
Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка
народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная,
старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности
каждого из искусств. Симфония-действо. Кантата. Средства музыкальной
выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные
инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепианной музыки.
Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке. Контраст
интонаций. Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль.
Инструментальные темы. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся
исполнители (дирижеры, певцы). Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое
развитие. Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и
литературные жанры.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (19 часов)
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Песенность.
Знаменный распев. Песнопение. Пение а сареllа. Солист. Орган. Исторические
события, картины природы, характеры, портреты людей в различных видах
искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная
живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция.
Линия. Палитра чувств. Гармония красок. Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска,
орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр. Концертная симфония.
Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация. Роль дирижера в
прочтении музыкального сочинения. Группы инструментов симфонического
оркестра. Выдающиеся дирижеры. Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд.
Набросок. Зарисовка. Органная музыка. Хор а сареllа. Католический собор.
Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка. Цветовая гамма.
Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита.
Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и
изобразительного искусства.
6 класс (34 часа)
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 часов)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и
формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола,
хоровой концерт, кантата и др.). Романс. Интонация. Музыкальная и поэтическая
речь. Мелодия и аккомпанемент. Вариации. Рондо. Куплетная форма. Особенности
формы (вступление, кода, реприза, рефрен). Приемы развития. Повтор. Контраст.
Выразительность. Изобразительность. Диалог. Песня, ария, хор в оперном спектакле.
Речитатив. Народные напевы. Фразировка. Ритм. Оркестровка. Жанры народных
песен. Мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа. Многообразие жанров
инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для
фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней
Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши.
Образы русской духовной и светской музыки. Духовный концерт, полифония.
Музыка в народном духе. Особенности развития (вариантность). Контраст образов.
Варьирование. Живописность музыки. Контраст – сопоставление. Хор – солист.
Единство поэтического текста и музыки.
Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката,
фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония Развитие темы. Стиль.
Двухчастный цикл. Контрапункт.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 часов)
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства.
Воплощение времени и пространства в музыкальном искусстве, нравственных
исканий человека. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и
симфонической музыки. Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный
язык. Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита. Форма. Сходство и различия как основной
принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность).
Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их
сопоставления, столкновения, конфликта. Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад.
Тембр. Динамика. Программная музыка и ее жанры. Пастораль. Военный марш.
Лирические, драматические образы. Программная увертюра. Сонатная форма.
Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические образы. Выдающиеся артисты балета. Образпортрет. Массовые сцены. Контраст тем. Современная трактовка классических
сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Вокально-инструментальный
ансамбль, хор, солисты. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.
7 класс (34 часа)
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (16 часов)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности
композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов
(историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь
музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах.
Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра,
ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые
танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены
и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации
музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»):
выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом
спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Использование различных форм
музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания
музыкальных образов.
Раздел 2. Музыкальная драматургия – развитие музыки (18 часов)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме,
симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии
крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и
инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения
художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение
национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической
музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители
и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и
творческих заданий для освоения
8 класс (34 часа)
Раздел 1. Жанровое разнообразие музыки (16 часов)
Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть
написано множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности,
маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в
классической и популярной музыке. Песня как самый демократичный жанр
музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация
интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной»,
народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального
фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные
жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох. Танец, его значение
в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие
танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных
жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и
как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).
Раздел 2. «Музыкальный стиль - камертон эпохи» (18 часов)
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве
прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного
исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов.
Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение
взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип
взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и
зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм,
импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с
музыкальной культурой более ранних исторических периодов. Стили и направления
современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, попмузыка и др.). Известные
композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика.
Полистилистика в музыке XX–XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с
музыкой предшествующих поколений.
Тематическое планирование
5 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Музыка и литература (15 ч)
Что роднит музыку с литературой
Вокальная музыка. Песня
Музыкальный фольклор народов мира
Вокальная музыка. Романс
Фольклор в музыке русских композиторов
Фольклор в музыке русских композиторов
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Вторая жизнь песни
Всю жизнь мою несу родину в душе…
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Музыка в театре, кино, на телевидении
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
Урок обобщения и систематизации знаний
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (19 ч)
Что роднит музыку с изобразительным искусством
Небесное и земное в звуках и красках
Звать через прошлое к настоящему
Звать через прошлое к настоящему. А. Невский
Музыкальная живопись и живописная музыка
Живописная музыка
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
Волшебная палочка дирижера
Образы борьбы и победы в искусстве
Застывшая музыка
Полифония в музыке и живописи
Музыка на мольберте
Импрессионизм в музыке и живописи
О подвигах, о доблести и славе...
В каждой мимолетности вижу я миры…
Мир композитора
Современная музыка
Урок обобщения и систематизации знаний
6 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)
Удивительный мир музыкальных образов
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский
романс
Два музыкальных посвящения
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея
«Уноси мое сердце в звенящую даль…»
Музыкальный образ и мастерство исполнителя
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения
Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь»
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство
Древней Руси
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт
«Фрески Софии Киевской»
«Перезвоны». Молитва
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке
Баха
Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Авторская музыка: прошлое и настоящее
Джаз – искусство 20 века
Вечные темы искусства и жизни
Образы камерной музыки
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж
Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»
«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?»
Картинная галерея
Образы симфонической музыки «Метель»
Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина
Симфоническое развитие музыкальных образов
«В печали весел, а в веселье печален». Связь времен
Программная увертюра
Увертюра «Эгмонт»
Увертюра
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Мир музыкального театра
Мир музыкального театра
Образы киномузыки. Проверочная работа
7 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (16 ч)
Классика и современность
В музыкальном театре. Опера
Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Опера
А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь»
В музыкальном театре. Балет
Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»
Героическая тема в русской музыке
Мой народ – американцы
Д. Гершвин «Порги и Бесс»
Опера Ж. Бизе «Кармен»
Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита»
Сюжеты и образы духовной музыки
Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос – супер-звезда»
Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и
Джульетта»
Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и
Джульетта»
Раздел 2. Музыкальная драматургия – развитие музыки (18 ч)
Музыкальная драматургия – развитие музыки
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная
Камерная и инструментальная музыка. Этюд
Транскрипция
Циклические формы инструментальной музыки
Сюита в старинном духе А. Шнитке
Соната
Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена
Симфоническая музыка
Симфония № 40 В.-А. Моцарта
Симфония № 1 («Классическая») С.С. Прокофьева
Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта
Симфония № 5 П.И. Чайковского
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси
Инструментальный концерт
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Д.
Гершвина
Музыка народов мира
Урок-викторина
8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Жанровое разнообразие музыки (16ч)
Искусство вокруг нас. Жанровое многообразие музыки. Песня «Баллада о
красках» Я. Френкель
Художественный образ – стиль – язык. Песня – самый демократичный
жанр
Особенности песенной музыки. Песня «Счастья, тебе, Земля!»
Ю.Саульского
Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Многообразие жанров
народного песенного искусства
Зримая музыка. Духовное и светское песенное искусство. Песня
«Школьный романс» Е.Крылатова
Песня вчера, сегодня, завтра. «Романс о гитаре» Б.Кравченко
Танец сквозь века
Танцевальная музыка прошлого и настоящего. Песня «О Грине и Григе»
А.Загота
Развитие танцевальной музыки. Музыкальный портрет. Александр
Невский
Танец, его значение в жизни человека. Портрет композитора в литературе
и кино. «Прощай, двадцатый век!» А.Дольского
Мир в зеркале искусства
Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. Роль искусства в
сближении народов. «Город» А.Якушевой
Искусство художественного перевода – искусство общения. Как
происходит передача сообщений в искусстве?
Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры
Марш, его значение в жизни человека. Песня «Белые тихие вьюги»
С.Никитин
Обобщающий урок-концерт по теме: «Классика и современность».
Символы в жизни и искусстве
Раздел 2. Музыкальный стиль – камертон эпохи (18 ч)
Музыкальный стиль. Музыкально-поэтическая символика огня
Развитие традиций оперного спектакля. «Гляжу в озёра синие…» Л.
Афанасьева
Барокко. Откровенье вечной красоты
Классицизм
Романтизм. Песня «Город золотой» Гребенщиков
Реализм
Импрессионизм. Песня «Дорога» С. Баневич
Неоклассицизм и классический авангард
Джаз
Рок-н-ролл
27
28
29
30
31
32
33
34
Кантри и фолк-рок, этническая музыка. Песня «Всё пройдёт» М.
Дунаевский
Арт-рок
Хард-рок и хэви-метал. Песня «Города» В.Егоров
Рэп. Эстрада
Авторская песня
Стилизация и полистилистика. Песня «Хватит плакать, распахни глаза
пошире...» В. Матвеева
Музыкальный ринг
Традиции и новаторство в музыке. Исследовательский проект «Полна
чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»