Приложение 16
к АООП ООО для учащихся с ЗПР
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы безопасности жизнедеятельности»
основное общее образование – 2 уровень
срок реализации программы – 2 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
классифицировать
и
характеризовать
условия
экологической
безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных
веществ в атмосфере, воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и
продуктов питания с использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей
среды и продуктов питания;
безопасно, использовать бытовые
приборы контроля качества
окружающей среды и продуктов питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного
характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций
криминогенного характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации на улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в подъезде;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке
мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира
транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе
железнодорожном, воздушном и водном);
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических
походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать
(обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
природного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных
ситуаций природного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций природного характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
техногенного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях
техногенного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов,
продуктов) в случае эвакуации;
классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма,
наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма,
экстремизма, наркотизма;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного
устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении
или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по
освобождению заложников;
классифицировать
и
характеризовать
основные
положения
законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних
за правонарушения;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах
большого скопления людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в
местах большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах
массового скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и
значение для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и
укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по
укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических
поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;
анализировать
последствия
возможных
опасных
ситуаций
криминогенного характера;
безопасно вести и применять права покупателя;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма,
наркотизма;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных
привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на
здоровье человека;
классифицировать
и
характеризовать
основные
положения
законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и
защищающих права ребенка;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при
формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области
безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая
Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности,
опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить
несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной
безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в
области безопасности жизнедеятельности.
Содержание учебного предмета
8 класс (34 часа)
Раздел 1. Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе (8 часов)
Ядовитые растения нашей местности, их влияния на здоровье человека.
Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу
при встречах с опасными животными. Гроза в лесу.
Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде.
Действия в неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании.
Умения отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему.
Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду.
Расширение кругозора. Ядовитые растения, мифы о грибах, опасные
земноводные
Раздел 2. Современный транспорт и безопасность (10 часов)
Транспорт в современном мире. Виды транспортных средств.
Негативное воздействие транспорта на природу. Чрезвычайные ситуации на
дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, поведение
их участников, помощь пострадавшим.
Метро – транспорт повышенной опасности. Возможные опасные ситуации,
связанные с метро. Правила поведения в метро.
Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера. Нестандартные
ситуации во время полёта.
Меры предосторожности при ухудшении самочувствия во время полёта.
Особенность железнодорожного транспорта. Правила поведения при
крушении поезда, при возникновении в вагоне пожара.
Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт, ремни
безопасности, наказания за нарушения правил безопасного полёта
Раздел 3. Безопасный туризм (16 часов)
Виды активного туризма: пеший, водный, лыжный, горный, конный,
парусный, вело-, спелео-, авто-, мото- и другие опасности, подстерегающие
туриста. Обязанности туриста в туристской группе. Зависимость безопасности в
туристском походе от подготовленности каждого туриста и всей туристской
группы. Объективные трудности турпохода. Субъективные трудности турпохода.
Движение по туристскому маршруту. Правила безопасности в туристском
походе. Преодоление естественных препятствий. Рациональное распределение
группового снаряжения между участниками похода. Требования к составлению
графика движения туристской группы. Туризм и экология окружающей среды.
Обеспечение безопасности при переправах через реки. Способы переправы через
водотоки (реки): «вброд», «на плавсредствах», «над водой», «вплавь», «по льду».
Алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия.
Распределение ролей между участниками похода при организации переправ.
Если турист отстал от группы… Алгоритм (правила) обеспечения
собственной безопасности туриста, который оказался в лесу один (отстал от
группы). Состав индивидуального аварийного набора туриста. Действия
туристской группы в ЧС по организации поиска туриста, отставшего от группы.
Основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака
туристской группы. Требования безопасности к бивуаку туристской группы при
организации вынужденной остановки на ночлег. Типы костров, используемых в
туризме, и их назначение. Правила разведения костров.
Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения
в водном походе. Требования к специальному личному туристскому снаряжению в
водном походе. Правила безопасности в путешествиях с использованием
плавсредств.
Узлы в туристском походе. Функции, свойства и особенности узлов,
используемых туристами в путешествиях. Требования к узлам, продиктованные
практикой их применения в походных условиях. Положительные качества и
недостатки разных видов узлов, используемых в походах.
Расширение кругозора. Требования к подбору рюкзака для туристского
похода
Итоговое контрольное тестирование Итоговое повторение и обобщение
9 класс (34 часа)
Раздел 1. Когда человек сам себе враг (8 часов)
Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на
растущий организм.
Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных
напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Психологическая
готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем.
Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм
человека. Токсикомания
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера,
их классификация и характеристика (16 часов)
Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера». Классификация ЧС. Система оповещения. Общие правила эвакуации.
Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн.
Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во
время землетрясения. Извержение вулкана – грозное стихийное явление. Признаки
начала извержения. Поведение во время извержения вулкана.
Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе
схода селей, снежных лавин и оползней.
Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при
угрозе их приближения.
Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению
последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия
перед наводнением и при наводнении.
Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при
лесном пожаре.
Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах
жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ.
Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях
различного вида
Раздел 3. Противодействие экстремизму и терроризму (10 часов)
Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и
после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.
Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в
России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму.
Особенности проведения спецопераций
Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия
обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации.
Итоговое контрольное тестирование Итоговое повторение и обобщение.
Тематическое планирование
8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе (8 ч)
Ядовитые растения и грибы
Поведение в лесу при встречах с опасными животными
Гроза в лесу
Причины возникновения опасных ситуаций на воде
Умение отдыхать на воде. Правила катания на лодке
Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания
Правила поведения на льду
Обобщающее повторение
Раздел 2. Современный транспорт и безопасность (10 ч)
Транспорт в современном мире
Чрезвычайные ситуации на дорогах
Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий
Помощь пострадавшим при ДТП
Метро – транспорт повышенной опасности
Авиакатастрофы
Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера
Особенность железнодорожного транспорта
Правила поведения при крушении поезда, возникновении пожара
Обобщающее повторение
Раздел 3. Безопасный туризм (16 ч)
Виды активного туризма
Обеспечение безопасности в туристических походах
Движение по туристскому маршруту
Правила безопасности в туристическом походе
Требования к составлению графика движения туристской группы
Преодоление естественных препятствий
Обеспечение безопасности при выборе места для бивуака
Если турист отстал от группы
Смена климатогеографических условий
Подготовка к водному туристскому походу
Обеспечение безопасности в водном туристском походе
Узлы в туристском походе
Туристические узлы (практическое занятие)
Итоговое тестирование
Первая медицинская помощь при проведении туристических походов
«Своя игра» – итоговое повторение
№
п/п
1
2
3
4
5
9 класс
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Когда человек сам себе враг (8 ч)
Почему курят подростки?
Чем опасен сигаретный дым
Влияние курения на растущий организм
Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков
Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при
отравлении алкоголем
6
Что такое наркотики и наркомания?
7
Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания
8
Обобщающее повторение
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их
классификация и характеристика (16 ч)
9
Определение чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных
ситуаций
10 Система оповещения. Общие правила эвакуации
11 Что такое землетрясение, его признаки. Правила поведения во время
землетрясения
12 Извержение вулкана. Поведение во время извержения вулкана
13 Что такое сели и оползни. Поведение при угрозе схода селей, снежных
лавин и оползней
14 Ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их
приближения
15 Причины возникновения наводнений. Действия перед наводнением и при
наводнении
16 Природные пожары, их причины
17 Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре
18 Обобщающее повторение
19 Причины и виды техногенных ЧС
20 Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
21 Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ
22 Аварии на гидродинамических объектах
23 Правила поведения при авариях различного вида
24 Обобщающее повторение
Раздел 3. Противодействие экстремизму и терроризму (10 ч)
25 Что такое экстремизм и терроризм
26 Как снизить угрозу теракта
27 Правила поведения во время взрыва и после него
28 Взятие в заложники и правила поведения в этом случае
29 Особенности проведения спецопераций
30 Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму
31 Что такое национальная безопасность Российской Федерации
32 Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации
33 Итоговое тестирование
34 Обобщающее повторение за курс «ОБЖ» 9 класс