ИЗО АООП ООО ТНР

Приложение 17
к АООП ООО для учащихся с ТНР
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Изобразительное искусство»
основное общее образование –2 уровень
срок реализации программы – 3 года

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
 характеризовать
особенности
уникального
народного
искусства,
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица,
солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
 раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в
народном искусстве и в современной жизни;
 создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
 создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
 определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
 создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки
с опорой на народные традиции;
 создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных
элементов в цветовом решении;
 пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора;
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции
народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и
т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических
элементов;
 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале
плоскостных или объемных декоративных композиций;
 распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных
промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с
созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью
в традиции одного из промыслов;
 характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на
основе народных традиций;
 различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
 различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов
других народов России;
 находить общие черты в единстве материалов, формы и декора,
конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях
народных и современных промыслов;
 различать и характеризовать несколько народных художественных
промыслов России;
 называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем
состоит различие временных и пространственных видов искусства;

 классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее
значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
 объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
 композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
 создавать
образы,
используя
все
выразительные
возможности
художественных материалов;
 простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
 навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов
(кухонная утварь);
 изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
 создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры
из геометрических тел;
 строить изображения простых предметов по правилам линейной
перспективы;
 характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство
изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины
пространства;
 передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
 творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры
наклейками на картоне;
 выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
 рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном
искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
 применять перспективу в практической творческой работе;
 навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках
наблюдаемого;
 навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила
линейной и воздушной перспективы;
 видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового
состояния и настроения в природе;
 навыкам создания пейзажных зарисовок;
 различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная
перспектива;
 пользоваться правилами работы на пленэре;
 использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о
красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной
выразительности живописного произведения;

 навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической
организации плоскости изображения;
 различать основные средства художественной выразительности в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
 определять композицию как целостный и образный строй произведения,
роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и
детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки,
использовать коллажные техники;
 различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический
пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
 различать и характеризовать виды портрета;
 понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
 пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
 видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения
пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по
представлению, по памяти;
 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками
плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
 использовать графические материалы в работе над портретом;
 использовать образные возможности освещения в портрете;
 пользоваться правилами схематического построения головы человека в
рисунке;
 называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения;
 навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры
человека;
 навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
 навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
 рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории
искусства;
 приемам выразительности при работе с натуры над набросками и
зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
 характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и
целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над
жизнью;
 объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях
станковой живописи;
 изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над

эскизом;
 узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая
живопись»;
 перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической
картины;
 характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение
значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих
позиций и идеалов;
 узнавать и характеризовать несколько классических произведений и
называть имена великих русских мастеров исторической картины;
 характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии
русской культуры;
 рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании
образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной
истории;
 называть имена нескольких известных художников объединения «Мир
искусства» и их наиболее известные произведения;
 творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на
выбранный исторический сюжет;
 творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки
композиции на историческую тему;
 творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
 представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из
Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
 называть имена великих европейских и русских художников, творивших на
библейские темы;
 узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских
художников на библейские темы;
 характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
 рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в
годы Великой Отечественной войны;
 описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и
ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
 творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому
историческому событию или историческому герою;
 анализировать художественно-выразительные средства произведений
изобразительного искусства XX века;
 культуре зрительского восприятия;
 характеризовать временные и пространственные искусства;
 понимать разницу между реальностью и художественным образом;

 представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных
иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
 опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;
 собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды
героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
 представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и
творчестве художников-анималистов;
 опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов
животных;
 систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории
архитектуры и дизайна;
 распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
 понимать сочетание различных объемов в здании;
 понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и
материал;
 иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох;
 понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
 различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
 характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в
пространстве городской среды;
 понимать плоскостную композицию как возможное схематическое
изображение объемов при взгляде на них сверху;
 осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка –
вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
 применять в создаваемых пространственных композициях доминантный
объект и вспомогательные соединительные элементы;
 применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
 создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
 создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайнпроектов;
 получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в
пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
 приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой
архитектуры;
 характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

 понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX
веков;
 называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
 понимать основы краткой истории костюма;
 характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных
принципов дизайна одежды;
 применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в
формировании букета по принципам икэбаны;
 использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой,
природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных
объектов;
 отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный
композиционный замысел;
 использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в
процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
 узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София
Киевская. Фрески. Мозаики;
 различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского
Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов
Московского Кремля;
 различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи.
Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и
художественной жизни Руси;
 узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
 характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и
храма Покрова-на-Рву;
 раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке.
Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
 работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
 различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при
моделировании архитектурного пространства;
 сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней
Руси;
 рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
 ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений
изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

 использовать в речи новые термины, связанные со стилями в
изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
 выявлять и называть характерные особенности русской портретной
живописи XVIII века;
 характеризовать признаки и особенности московского барокко;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале.
Выпускник получит возможность научиться:
 активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
 владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою
точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
 понимать специфику изображения в полиграфии;
 различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты,
афиши и др.);
 различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное, фотографическое);
 проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
 создавать художественную композицию макета книги, журнала;
 называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX
веков;
 называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и
архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
 называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и
определять скульптурные памятники;
 называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и
определять их произведения живописи;
 называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и
определять произведения пейзажной живописи;
 понимать особенности исторического жанра, определять произведения
исторической живописи;
 активно воспринимать произведения искусства и аргументированно
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные
метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

 определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники
архитектуры модерна;
 использовать навыки формообразования, использования объемов в
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные
макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
 называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй
половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале;
 узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX
веков;
 узнавать, называть основные художественные стили в европейском и
русском искусстве и время их развития в истории культуры;
 осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
 применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
композиции на определенную тему;
 понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX
века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура);
 использовать выразительный язык при моделировании архитектурного
пространства;
 характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
 получать представления об особенностях художественных коллекций
крупнейших музеев мира;
 использовать навыки коллективной работы над объемно-пространственной
композицией.

Содержание учебного предмета
5 класс (34 часа)
Раздел 1. Древние корни народного искусства (9 часов)
Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского
искусства. Язык крестьянского прикладного искусства – условно-символический.
Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают
здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего
конкретную реальность.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства –
солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение
мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные
изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условносимволический характер.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение
картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля,
подземно-водный мир).
Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика
(потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д.).
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол,
круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и
красоты. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда – область
конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство
пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных
предметов народного быта, выявление символического значения декоративных
элементов.
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ.
Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений
народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира,
нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной
одежды. Календарные народные праздники – это способ участия человека,
связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это
коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного
праздника, их символическое значение.
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве (7 часов)
Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде –
городской, и совершенно иной жизнью. Задача – дать учащимся понимание этих
форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также
дать представление об общности народных художественных промыслов и их
различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслов.
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных
игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных
игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы
и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской,
дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной
промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство
формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов,
тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный
изящной линией.
Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение
произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора.
Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки – основные
элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной
росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные
приемы городецкой росписи.
Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и
вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная
кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности,
объемности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие
букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений
промыслов в современном быту и интерьере.
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно
используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах,
которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы
классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по
определенному признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного
обобщения темы четверти.
Раздел 3. Декор – человек, общество, время (10 часов)
Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни
общества в целом и каждого человека в отдельности.
Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и
любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в
своей жизни предметов декоративного искусства.
Беседа на тему: «Какую роль играет декоративное искусство в организации
общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной
принадлежности».
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных
человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно
значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем
образном строе вещи.
Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в
Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских
фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего
Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях.
Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, они и являются особым
знаком – знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту
тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая

(где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и
декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко).
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства
геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода.
Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства,
страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей,
объединений.
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (8 часов)
Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством
и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может
быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или
параллелью классов, работающих по данной теме. Учитель выступает здесь в роли
режиссера и главного художника.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного
искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани,
моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами
декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в
создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет,
фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.
Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах
современных художников.
Создание декоративной работы в материале (творческий проект)
В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по
декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник
«Украсим школу своими руками».

6 класс (34 часа)
Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8
часов)
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды
искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и
декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды
изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные
материалы
и
их
выразительность
в
изобразительном
искусстве.
Значение особенностей художественного материала в создании художественного
образа. Художественные материала и художественная техника.
Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды
рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого
вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок.
Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы в
их выразительные возможности.
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и
образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа.
Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных
художников. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его
выразительные
возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная
шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и
холодные цвета, Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение
свойств цвета.
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые
отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая
композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи
эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с
окружающим пространством и освещением, Художественные материалы в
скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства,
художественные материалы и их выразительные возможности, художественное
творчество
и
художественное
восприятие,
зрительские
умения.
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира.
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека.
Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в
творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к
изображаемому.
Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.
Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят,
передавая из поколения в поколение?
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем
рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в

истории
искусства.
Натюрморт
в
живописи,
графике,
скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства.
Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и
декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке.
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и
объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе
всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной
формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли
задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости
предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел.
Понятие ракурса.
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения.
Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая
тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи.
Свет как средство организации композиции в картине.
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в
натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок.
Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об
окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность
художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры.
Печатная форма (матрица) и оттиски.
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный
цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая
организация натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание
цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в
натюрморте настроений и переживаний художника.
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в
натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений
людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его
развитие. Натюрморт в искусстве ХТХ—ХХ веков. Натюрморт и выражение
творческой индивидуальности художника. Художественно-творческое задание
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет (11 часов)
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История
возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека.
Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового
времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете.
Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма
головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица.
Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица,
мимика.
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы,
соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и
призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от
конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность
индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный
портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал
скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории
изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение
человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности
графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно.
Выразительность графического материала.
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор
деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура,
дружеский шарж.
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и
изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет,
изображение против света, контрастность освещения.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как
выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им
портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и
творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в
произведениях великих художников.
Особенности и направления развития портретного образа и изображения
человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера: П. Пикассо, А.
Матисс, С. Дали. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве 20
века. Кроссворд
Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 часов)
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве.
Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве.
Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический
жанры.
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы
как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие
изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим
действием и сюжетом, Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве древней
Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы в его смысл.
Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной
перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как
изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его
образный смысл.
Перспектива учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость
картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов –
перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы
воздушной перспективы и изменения контрастности.
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в
пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж
Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя.
Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота
горизонта в картине и его образный смысл. Пейзаж-настроение как отклик на

переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира.
Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота
разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в
пейзаже-настроении. История формирования образа природы в русском искусстве.
Образы природы в произведениях А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина
Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников.
Многообразие графических техник. Разные образы города в истории искусства и в
российском искусстве ХХ века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны
предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем
создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после
предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть
использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую
организацию листа. Задание: создание графической композиции «Наш (мой)
город». Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного
искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства
выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как
целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства – труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

7 класс (34 часа)
Раздел 1. Художник – дизайн и архитектура. Искусство композиции –
основа дизайна и архитектуры (8 часов)
Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и
архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с
изобразительным и декоративно-прикладным искусством.
Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических
идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и
культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственноструктурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей.
Дизайн – логичное продолжение вклада художника в формирование вещнопредметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до
машин, станков и т. д. Дизайн и архитектура как создатели «второй
природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной
материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты,
функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и
дизайнерского творчества. Возникновение архитектуры и дизайна на разных
этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй
природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и
красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации
замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и
изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности
(симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм,
цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его
художественно-композиционные,
визуально-психологические
и
социальные
аспекты.
Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных
искусств (8 часов)
От плоскостного изображения
–
к макетированию объёмнопространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как
«чертежа» пространства. Здание – объём в пространстве и объект в
градостроительстве. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и
его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое
видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено
архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания.
Модульное макетирование. Дизайн как эстетика я машинного тиражирования вещей.
Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус
вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль
цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и
эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в
жизни человека (10 часов)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных
искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального
градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-

стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей
эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ
жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространств –
основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры
в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе.
Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком.
Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и
индивидуальное проектирование (8 часов)
Автопортрет на каждый день. Организация пространства жилой среды как
отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса,
потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и
архитектуре. Социопсихология, мода и культура как параметры создания
собственного костюма или комплекта одежды. Грим, причёска, одежда и
аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или
общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует
современный мир

Тематическое планирование
5 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Наименование разделов и тем
Раздел 1. Древние корни народного искусства (9 ч)
Древние образы в народном искусстве
Декор русской избы
Коллективная работа «Вот моя деревня»
Внутренний мир русской избы
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Народный праздничный костюм
Форма и декор женских головных уборов
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве (7 ч)
Древние образы в современных народных игрушках
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Городца
Хохлома
Жостово. Роспись по металлу
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
Раздел 3. Декор – человек, общество, время (10 ч)
Зачем людям украшения
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Декор и положение человека в обществе
Роль ДПИ в эпоху Древнего Египта
Декоративное искусство Древней Греции
Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика
Одежда «говорит» о человеке
Костюм эпохи Средневековья
О чем рассказывают гербы и эмблемы
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (8 ч)
Современное выставочное искусство
Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах
современных художников
Народная праздничная одежда
Эскиз русского народного костюма
Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма
Русский костюм в современном мире
Коллективная работа «Наш веселый хоровод»
Народные промыслы родного края

6 класс
№
п/п

Наименование разделов и тем

Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)
1
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
2
Рисунок – основа изобразительного творчества
3
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий
4
Пятно как средство выражения. Ритм пятен
5
Основы цветоведения
6
Цвет в произведениях живописи
7
Объемные изображения в скульптуре
8
Основы языка изображения
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)
9
Реальность и фантазия в творчестве художника
10
Изображение предметного мира – натюрморт
11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
12
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
13
Освещение. Свет и тень
14
Натюрморт в графике
15
Цвет в натюрморте
16
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет (11 ч)
17
Образ человека – главная тема в искусстве
18
Конструкция головы человека и ее пропорции
19
Изображение головы человека в пространстве
20
Портрет в скульптуре
21
Графический портретный рисунок
22
Сатирические образы человека
23
Образные возможности освещения в портрете
24
Портрет в живописи
25
Роль цвета в портрете
26
Великие портретисты
27
Портрет в изобразительном искусстве 20 века
Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 ч)
28
Жанры в изобразительном искусстве
29
Изображения пространства
30
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива
31
Пейзаж – настроение. Природа и художник
32
Пейзаж в русской живописи
33
Пейзаж в графике
34
Выразительные особенности изобразительного искусства. Язык и смысл

7 класс
№
п/п

Наименование разделов, тем

Раздел 1. Художник – дизайн и архитектура. Искусство композиции – основа
дизайна и архитектуры (8 ч)
1
Основы композиции в конструктивных искусствах
2
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или
«Внесём порядок в хаос!»
3
Прямые линии и организация пространства
4
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и
тоновые пятна
5
Буква – строка – текст. Искусство шрифта
6
Когда текст и изображение вместе
7
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне
8
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического
дизайна
Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных
искусств (8 ч)
9
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету
10
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
11
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов.
Понятие модуля
12
Важнейшие архитектурные элементы здания
13
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени
14
Форма и материал
15
Цвет в архитектуре и дизайне
16
Роль цвета в формотворчестве
Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в
жизни человека (10 ч)
17
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого
18
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и
дизайна
19
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
20
Вещь в городе и дома. Городской дизайн
21
Интерьер и вещь в доме
22
Дизайн пространственно-вещной среды интерьера
23
Природа и архитектура
24
Организация архитектурно ландшафтного пространства
25
Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление
26
Защита проекта
Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и
индивидуальное проектирование (8 ч)
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у
27
тебя дом
28
Интерьер, который мы создаём
29
Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй

30
31
32
33
34

Мода, культура и ты
Композиционно конструктивные принципы дизайна одежды
Встречают по одёжке
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя – моделируешь мир


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».