Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные
инспекторы дорожного движения» для 4 класса разработана в рамках Федерального закона
«О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности»,
«Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Программа модифицирована на основе программы «Безопасность дорожного
движения»: Программа и тематическое планирование. 1-4 классы / авт.-сост. Р.П. Бабина –
М.: Мнемозина, 2009 и авторской примерной программы внеурочной деятельности Н.Ф
Виноградовой.
С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно
повышаются требования ко всем участникам движения. Практически каждое дорожнотранспортное происшествие совершается по вине пешехода. Необходимо научить ребенка
правилам жизни во взрослом мире - в мире спешащих людей и машин. Причем надо
отметить, что автомобили становятся опасными человеку в силу его
недисциплинированности - как водителя, так и пешехода. Происшествие всегда является
следствием того, что родители недосмотрели, педагоги недоучили, водитель не проявил
достаточного профессионализма.
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира и
является актуальной на сегодняшний день. Попадание ребенка в дорожно-транспортное
происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной
травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом,
травмирует его на всю жизнь.
Актуальность обучения, воспитания и в целом профилактики детского дорожнотранспортного травматизма подчеркивается высокими статистическими показателями. В
этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к
среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере
дорожного движения.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Юные
инспекторы дорожного движения» социально-гуманитарная.
Новизна программы состоит в том, что:
- наряду с образовательными задачами, она решает и задачи воспитания законопослушных
граждан нашей страны. Обучение и воспитание базируются на знании психологических и
физиологических возрастных особенностей поведения школьников;
- программа создает условия для адаптации школьников при изучении ПДД и оказания
первой медицинской помощи, и дает возможность сгруппировать и классифицировать
большое количество теоретического и практического материала;
- в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и
традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;
- изложены организация и содержание работы по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма.
Данная программа является педагогически целесообразной в виду нескольких
причин: систематизируются и значительно расширяются теоретические и практические
знания по безопасности дорожного движения (в школьном курсе темы разбросаны как по
отдельным дисциплинам, так и разброс по годам), по медицине (формируются практически
значимые для ребенка навыки оказания первой медицинской помощи).
Отличительная особенность программы заключается в том, что особое внимание
уделяется учебе – «выучи, соблюдай сам и научи других» по ПДД и практике – «попробуй,
постарайся понять и у тебя все получится» по медицине. В программу включены
практические занятия с выходом на территорию города учащихся начальных классов.
Решаются несколько практических задач:
- переход через проезжую часть дороги колонной и в одиночку;
- передвижение организованной колонны в светлое и темное время суток;
- консультации по вопросам безопасного передвижения в школу и обратно;
- сопровождение учащихся на экскурсии и т.п.
Сроки реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные
инспекторы дорожного движения» рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа. Занятия
проходят 1 раз в неделю для учащихся 4-х классов.
Цель программы: формирование у детей сознательного и ответственного
отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников
дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного
поведения на дорогах.
Задачи:
Обучающие:
1. дать ребёнку системные знания о значении важнейших дорожных знаков,
указателей, линий разметки проезжей части и правилах движения на проезжей части;
2. научить умению пользоваться общественным транспортом, пониманию сигналов
светофора и жестов регулировщика и применять на практике полученные знания;
Развивающие:
1. формировать и развивать у детей навыки безопасного поведения на улице;
2. повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
3. развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности,
научить
общению
в
коллективе
и
с
коллективом,
реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
1. осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такие виды
деятельности для каждого, в которых будут созданы ситуации успешности для каждого;
2. воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а также к
жизни и здоровью всех участников дорожного движения;
3. воспитывать чувство ответственности, дисциплины; осознания опасности
неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного
движения.
Планируемые результаты:
Личностные:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе
«Юные инспекторы дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы; слушать собеседника;
обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
К занятиям привлекаются работники правоохранительных органов, медицинский
работник, родители учащихся, а по необходимости другой персонал школы.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также
проведение массовых мероприятий.
Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных
пособиях);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков
безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для
этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных
упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На
каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться
ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание
и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и
прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной
площадке);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и
пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в
основном чтение, изучение);
видеометод (просмотр, обучение).
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
(воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов, тем
Участники дорожного движения
Изучение правил дорожного движения
Светофор и его сигналы
Дорожные знаки
Первая медицинская помощь при
травмах
Фигурное вождение велосипеда
ИТОГО:
Общее
количест
во
часов
2
8
4
6
Из них
Теорет Практи
ически ческие
е
1
1
3
5
2
2
2
4
8
2
6
6
-
6
34
10
24
Формы
аттестации/
контроля
тестировани
е, конкурсы,
викторины,
игры
Содержание учебного материала
Раздел 1. Участники дорожного движения (2 часа)
Введение. Участники дорожного движения. Движение пешеходов и машин.
Практическая работа:
№ 1 «Участники дорожного движения»
Раздел 2. Изучение Правил дорожного движения (8 часов)
Расположение транспортных средств на проезжей части. Остановочный путь
транспорта. Встречный разъезд. Остановка и стоянка. Проезд перекрестков. Движение
через железнодорожные пути и по автомагистрали. Приоритет маршрутных транспортных
средств. Пользование внешними световыми
приборами и звуковыми сигналами.
Буксировка механических транспортных средств. Перевозка людей. Ответственность за
нарушение ПДД. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста. Порядок допуска
водителей скутеров, мопедов и велосипедистов. Возрастной ценз для водителей мопедов и
велосипедов. Требования ПДД к водителям скутеров, мопедов и велосипедов. ПДД для
велосипедистов и водителей скутеров и мопедов.
Практическая работа:
№ 2 «Остановочный путь»
№ 3 «Моделирование дорожных ситуаций и их решение»
№ 4 «Перевозка людей»
№ 5 «Решение задач по правилам ПДД»
№ 6 «Моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД»
Раздел 3. Светофор и его сигналы (4 часа)
Виды светофоров (транспортный и пешеходный). Разбор дорожных ситуаций с
применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки. Регулировщик – наш
помощник. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов.
Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков,
разметки. Нерегулируемые перекрестки. Правила перехода нерегулируемых перекрестков.
Линии пешеходного нерегулируемого перехода.
Практическая работа:
№ 7 «Моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД
(светофор)»
№ 8 «Решение задач по ПДД (светофор)»
Раздел 4. Дорожные знаки (6 часов)
Наши друзья – дорожные знаки. Назначение дорожных знаков, их классификация.
Предупреждающие. Запрещающие. Информационно-указательные. Знаки сервиса. Разбор
дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.
Практическая работа:
№ 9 «Знаки на дороге»
№ 10 «Моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД (знаки
на дороге)»
№ 11 «Решение задач по ПДД (знаки на дороге)»
№ 12 «Решение задач по ПДД (знаки на дороге)»
Раздел 5. Первая медицинская помощь при травмах (8 часов)
Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в
дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Виды перевязочных средств и правила
наложения повязок. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Состав и
назначение автоаптечки. Оказание ПМП при травмах и ранениях (переломы – открытые и
закрытые, ожоги, обморожения, кровотечения и т.д.). Правила транспортировки
пострадавших.
Практическая работа:
№ 13 «Автомобильная аптечка»
№ 14 «ПМП при кровотечении»
№ 15 «Правила наложения повязок»
№ 16 «Транспортировка пострадавших»
№ 17 «ПМП пострадавшим»
№ 18 «Решение задач»
Раздел 6. Фигурное вождение велосипеда (6 часов)
Проезд препятствий «Перенос предметов», «Езда по кругу», «Восьмерка» и
«Прицельное торможение», «Желоб» и «Рельсы», «Сламом», «Наклонная» и «Узкая
полоса», «Дорога с выбоинами» и «Дорога с ямами», «Дорога с искусственными
неровностями», «Узкий проезд», «Проезд под перекладиной». Фигурное вождение
велосипеда
Практическая работа:
№ 19 «Проезд препятствий «Желоб», «Проезд под перекладиной», «Дорога с
искусственными неровностями» и «Рельсы»
№ 20 «Проезд препятствий «Перенос предметов» и «Езда по кругу», «Сламом»
№ 21 «Проезд препятствий «Наклонная», «Прицельное торможение» и «Узкая
полоса»
№ 22 «Проезд препятствий «Дорога с выбоинами» и «Дорога с ямами», «Узкий
проезд»
№ 23 «Фигурное вождение велосипеда»
№ 24 «Конкурс «Безопасное колесо»
Материально-техническое обеспечение программы
1. Компьютер, мультимедийный проектор;
2. наглядная агитация для родителей и детей;
3. плакаты, сюжетные картинки;
4. форма ЮИД;
5. интерактивный велотренажер;
6. велосипед;
7. учебное оборудование для занятий по веловождению.
Список литературы
1. Азбука города: для учащихся младших классов / В. А. Халилуллина // Досуг в школе. –
2009г.
2. Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.
3. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: Феникс,
2005. – 160 с.
4. «Добрая дорога детства» 2003-2005 гг
5. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Методическое
пособие/ 6. Под общей ред. В. Н. Кирьянова. – М., Издательский Дом Третий Рим, 2006. 80с.
7. Извекова Н.А . Правила дорожного движения для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 6 с.
8. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М:
«ВАКО», 2006, - 192 с.
9.
Н.В.
Ковалева:
Конкурсы,
викторины,
праздники
по
ПДД
для
школьников: Феникс,2008г.
10. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М:
«ВАКО», 2006. – 208 с.
11. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного
движения. 12. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб., 2001г.
13. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров
Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с
1.07.2003 года.
14. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010 годы
15. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/
Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. -56с.
16. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней
школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.-сост.
В.В.Шумилова, 17. Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007.
18. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, №
196-ФЗ.
19. Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением
ГИБДД МВД России. – М., 2001.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДАТА
Кол-во Примечани
часов
е
по плану по факту
Раздел 1. Движение пешеходов и их обязанности (2 часа)
1
Введение. Участники дорожного движения
1
2
Движение пешеходов и машин
1
Пр. р. № 1
Раздел 2. Изучение Правил дорожного движения (8 часов)
Расположение транспортных средств на
3
1
проезжей части
Остановочный путь транспорта. Встречный
4
1
Пр. р. № 2
разъезд. Остановка и стоянка
5
Проезд перекрестков
1
Пр. р. № 3
Движение через железнодорожные пути и по
6
автомагистрали. Приоритет маршрутных
1
транспортных средств
Пользование
внешними
световыми
7
приборами
и
звуковыми
сигналами.
1
Пр. р. № 4
Перевозка людей
Правила движения для мотоциклиста,
8
мопедиста.
Буксировка
механических
1
Пр. р. № 5
транспортных средств
ПДД для велосипедистов и водителей
9
1
скутеров и мопедов
Возрастной
ценз
для
водителей.
10
1
Пр. р. № 6
Ответственность за нарушение ПДД
Раздел 3. Светофор и его сигналы (4 часа)
Виды
светофоров
(транспортный
и
11
1
пешеходный)
Регулировщик – наш помощник. Значение
12 сигналов регулировщика для транспортных
1
средств, пешеходов
Разбор дорожных ситуаций с применением
13 сигналов регулировщика, светофора, знаков,
1
Пр. р. № 7
разметки
14 Нерегулируемые
перекрестки.
Правила
перехода нерегулируемых перекрестков.
1
Пр. р. № 8
Линии
пешеходного
нерегулируемого
перехода
Раздел 4. Дорожные знаки (6 часов)
Наши друзья – дорожные знаки. Назначение
15
1
Пр. р. № 9
дорожных знаков, их классификация
Предупреждающие знаки. Запрещающие
16
1
знаки. Знаки сервиса. Знаки приоритета
Информационно-указательные знаки. Знаки
17
1
особых предписаний. Предписывающие знаки
Разбор дорожных ситуаций с применением
18
1
Пр. р. № 10
дорожных знаков и дорожной разметки
Изготовление макетов дорожных знаков. Игра
19
1
Пр. р. № 11
«Знаешь ли ты дорожные знаки»
20 Почитаем знаки? Угадай, какой знак
1
Пр. р. № 12
№
п/п
Наименование разделов, тем
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Раздел 5. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (8 часов)
Состав
и
назначение
автоаптечки.
Использование препаратов из медицинской
1
Пр. р. № 13
аптечки по назначению. Виды перевязочных
средств и правила наложения повязок
Классификация возможных травм и первая
1
Пр. р. № 14
доврачебная помощь пострадавшим в ДТП
Виды кровотечений.
Обработка ран и
Пр. р. № 15
способы остановки кровотечения
Правила транспортировки пострадавших
1
Пр. р. № 16
Отработка различных приёмов оказания
1
первой доврачебной помощи пострадавшему
Правила наложения шин при закрытом
1
Пр. р. № 17
переломе
Правила наложения стерильных повязок
1
Правила
оказания
сердечно-легочной
1
Пр. р. № 18
реанимации
Раздел 6. Фигурное вождение велосипеда
(6 часов)
Проезд препятствий «Желоб», «Проезд под
перекладиной», «Дорога с искусственными
1
Пр. р. № 19
неровностями» и «Рельсы»
Проезд препятствий «Перенос предметов» и
1
Пр. р. № 20
«Езда по кругу», «Сламом»
Проезд
препятствий
«Наклонная»,
1
Пр. р. № 21
«Прицельное торможение» и «Узкая полоса»
Проезд препятствия «Дорога с выбоинами» и
1
Пр. р. № 22
«Дорога с ямами», «Узкий проезд»
Фигурное вождение велосипеда
1
Пр. р. № 23
Школьный этап конкурса «Безопасное
1
Пр. р. № 24
колесо»