Природоведение 5-6 АООП

Приложение 16
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальными
нарушениями) МБОУ СОШ №1 г.
Углегорска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"ПРИРОДОВЕДЕНИЕ"

основное общее образование - 2 уровень
срок реализации программы -2 года

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и
подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и
географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
 формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
 демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживойприродой;
 формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
 воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительнойработы;
 воспитание социально значимых качествличности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается
наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое
мышление,

умение

анализировать,

обобщать,

классифицировать,

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в
дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим
миром у учеников специальной коррекционной школы формируются
первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в
природе, знакомятся с временами года,

их признаками, наблюдаютза

явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных,
получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет
переход от первоначальных представлений, полученных I—IV классах, к
систематическим

знаниям

по

географии

и

естествознанию,

но

одновременно служит основой для них.
Минимальный уровень:


узнавание и называние изученныхобъектовна
фотографиях;

иллюстрациях,

и



представления о назначении изученныхобъектов,их ролив
окружающеммире;



отнесение изученных объектов к определенным группам (осина –

лиственное дерево леса);


называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же

изучаемой группе (полезные ископаемые);


соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового

образажизни, понимание их значение в жизни человека;


соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и

обществе (под контролем взрослого);


выполнение несложных заданий под контролем учителя;

адекватная оценка своей работы, проявление к

нейценностного

отношения, понимание оценкипедагога.
Достаточный уровень:


узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в

естественных условиях;


знание способов получения необходимой информации об изучаемых

объектах по заданию педагога;


представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте

в окружающем мире;


отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз-

личных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее
растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее
летом);


называние сходныхпо определенным признакам объектов из тех,

которые были изучены на уроках, известны из других источников;


объяснение своегорешения;



выделение существенных признаков групп объектов;



знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и

обществе, правил здорового образа жизни;


участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания

рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;


выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии

предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и
работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;


совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм

в отношении изученных объектов и явлений;


выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

осуществление деятельности по уходу за комнатнымии
культурнымирастениями.

Содержание учебного предмета
5 класс (68 часов)
Введение(1 час)
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью.
Зачем надо изучать природу.
Тема 1. Окружающий мир (6 часов)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживойприроды. Дом ,в котором
мы живём.Наш город (посёлок, село, деревня).
Тема 2. Природа, которая нас окружает (11 часов)
Солнце.Планета Земля. Форма Земли. Оболочки

Земли:

атмосфера,

гидросфера, литосфера, биосфера.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера,
литосфера, биосфера.Теплый воздух легче холодного, теплый воздух
поднимается вверх, холодный опускается вниз.Движение воздуха. Ветер.
Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способызащиты. Погода.
Времена года.Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в
природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
Тема 3. Россия (5 часов)
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие
географические объекты, расположенные на территории нашей страны:
Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки.
Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва столица России. Транспорт. Крупные города, их достопримечательностями,
население нашей страны.
Тема 4. Природа нашей страны( 26 часов)
Равнины, горы, холмы, овраги.Почва — верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть

почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных
и

глинистых почв: способность впитывать

воду, пропускать ее

и

удерживать.Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам.
Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы
в народном хозяйстве.Эрозия почв. Охрана почв.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как
жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при
охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые
твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства

воздуха:

Использование

прозрачность,

упругости

бесцветность,

воздуха.

объем,

Теплопроводность

упругость.
воздуха.

Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха
при нагревании и сжатие при охлаждении.Знакомство с термометрами.
Измерение температуры воздуха.Полезные ископаемые. Виды полезных
ископаемых. Свойства.Значение. Способы добычи.

Содержание учебного предмета
6 класс (68 часов)
Тема 1. Воздух(4 часа)
Состав воздуха:кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство
поддерживать
оддерживШ горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных
ж

Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных
металлов:

цвет,

блеск,

твердость,

упругость,

теплопроводность, ржавление. Распознавание стали ичугуна.

пластичность,

Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.Здоровое (рациональное)
питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.Дыхание. Органы
дыхания. Вред курения. Профилактика простудных заболеваний. Обращение за
медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного пункта).
Телефоны экстренной помощи. СпециализвоеСп

з

Тема 4. Вода (16 часов)
23

Роль воды в питании живых организмов

24

Свойства воды как жидкости

25

Способность растворять некоторые твердые вещества

26

Учет и использование свойств воды.

27

Растворимые и нерастворимые вещества.

28

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

29

Растворы. Использование растворов

30

Трисостояния воды

31

Работа воды в природе

32

Наводнение (способы защиты от наводнения)

33

Значение воды в природе

34

Использование воды в быту, промышленности и сельскомхозяйстве

35

Вода в природе: осадки, воды суши

36

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды

37

Моря и океаны. Свойства морскойводы.

38

Значение морей и океанов в жизни человека
Тема 5. Человек (12 часов)

39

Как работает (функционирует) наш организм

40

Взаимодействие органов.

41

Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.)

42

Охрана зрения

43

Профилактика нарушений слуха.

44

Правила гигиены

45

Здоровое (рациональное) питание

46

Режим. Правила питания. Меню на день. Дыхание

47

Витамины.

48

Органы дыхания. Вред курения

49

Обращение за медицинской помощью

50

Медицинские учреждения своего города. Телефоны экстренной

помощи.
Тема 6.Растительный мир Земли(6 часов)
51

Разнообразие растительного мира на нашейпланете

52

Растительный мир разных районов Земли

53

Растения,произрастающие

в разныхклиматическихусловиях

нашей страны
54

Растения своей местности: дикорастущие и культурные

55

Красная книга России

56

Красная книга Сахалинской области
Тема 7.Животный мир Земли (6 часов)

57

Животные рядом с человекомДомашние животные в городе и
деревне

58

Уход за животными в живом уголке или дома

59

Животный мир разных районов Земли

60

Животный мир России. Охрана животных. Заповедники

61

Красная книга России.

62

Красная книга Сахалинской области
Тема 8. Обобщающие уроки (6 часов)

63

Занятия населения нашего города

64

Промежуточная аттестация

65

Ведущие предприятия города, области

66

Культурные и исторические памятники

67

Другие местные достопримечательности

68

Обычаи и традиции своего края.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».