Приложение 19
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ СОШ №1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
основное общее образование - 2 уровень
срок реализации программы -2 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у
учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных,
познавательных, регулятивных, коммуникативных),позволяющих достигать
личностных,
метапредметных:
предметных
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных
и
результатов.
На первый план при изучении курса изобразительного искусства выносится задача
совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.
Личностными результатами изучения курса являются:
Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого
самовыражения личности:
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства
Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление
опыта эстетического переживания;
Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы
Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
В развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании
целостного восприятия мира;
В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции,;
В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и
частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль
В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой
сферы, глазомерных навыков.
В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность
научиться:
В познавательной сфере:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль
изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-
осваивать
основы
изобразительной
грамотности,
художественных
выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;
-различать изученные виды и жанры искусств;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
средств
- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа,
произведения искусства
- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные
операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации
- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
В ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять
систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и
воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
-
уважать
культуру
другого
народа,
осваивать
духовно-нравственный
потенциал,
накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к
искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных
в произведениях искусства.
В коммуникативной сфере:
-
формировать
коммуникативную,
информационную
и
социально-эстетическую
компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи (: школьники
учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), давать полный
словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по
декоративно-прикладному изображению, формулировать (при помощи учителя) вопросы и
ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного
действия, обосновывают этапы выполнения работы).
-
В эстетической сфере:
реализовывать
творческий
потенциал
в
собственной
художественно-творческой
деятельности;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;
- воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству,
художественным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор
В трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в
своей творческой деятельности
- овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между
ними связями, отношениями, зависимостями.
Содержание учебного материала.
6 класс
Рисование с натуры:
Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников
эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты формы предметов;
совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному
анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т. Д.), пропорции,
связь частей между собой, цвет; развитие умения в определенной последовательности (от
общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться
простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в
рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в
соответствии с натурой.
Декоративное рисование
Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественно
полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении
сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и
умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах
выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка
пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.
Рисование на темы
Развитие и совершенствование уучащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке;
обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы
элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное
содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного
произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать
акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие
у
учащихся
активного
изобразительного
искусства;
рассматриваемого
произведения,
и
целенаправленного
выработка
выявляя
умения
основную
восприятия
высказываться
мысль
по
художника
произведений
содержанию
и
отмечая
изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о
своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с
широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с
народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных
цветовых сочетаний.
7 класс
Рисование с натуры
Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект
изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и
положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения
пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в
рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков
изображаемых объектов.
Декоративное рисование
Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических
формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в
оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На
конкретных
примерах
раскрытие
декоративного
значения
цвета
при
составлении
орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной
жизни.
Рисование на темы
Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке
связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в
зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать
предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного
уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного
искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и
жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах
выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в
изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений
декоративно-прикладного искусства.
Тематическое планирование
6 класс (34 часа)
№
Наименование раздела, темы
п/п
Раздел № 1. Изобразительное искусствоповседневной жизни человека (8 ч)
1
Беседа. «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа
художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров»
2
Рисование с натуры: натюрморт из овощей. Эскиз
3
Натюрморт из овощей
4
Декоративное рисование:
составление симметричного узора в квадрате из
природных форм. Эскиз
5
Симметричный узор в квадрате из природных форм
6
Декоративное рисование: эскиз для значка
7
Эскиз для значка. Завершение работы
8
Рисование с натуры: натюрморт из фруктов. Эскиз
Раздел № 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)
9
Рисование с натуры: Натюрморт из фруктов
10
Беседа. Реальность и фантазия в творчестве художника
11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Натюрморт
12
Рисование с натуры: - натюрморт
13
Рисование на тему: «Что мы видели на стройке». Эскиз
14
Рисование на тему: «Что мы видели на стройке»
15
Декоративное рисование: Новогодняя открытка. Эскиз
16
Декоративное рисование: Новогодняя открытка
Раздел № 3. Вглядываясь в человека. Портрет (11 ч)
17
Беседа. Конструкция головы человека и ее пропорции.
18
Рисование с натуры: портрет.
19
Рисование с натуры: ваза. Эскиз
20
Ваза
21
Рисование с натуры: игрушка
22
Рисование с натуры: конус
23
Рисование с натуры: подсвечник со свечой
24
Рисование на тему: «Белка песенки поет, да орешки все грызет». Эскиз
25
Рисование на тему: «Белка песенки поет, да орешки все грызет» (живопись)
26
Беседа. Великие портретисты
27
Рисование с натуры: птица
Раздел № 4.Изображения пространства (7 ч)
28
Беседа. Изображения пространства
29
Рисование на тему: «Птицы - наши друзья» (весна). Эскиз
30
«Птицы - наши друзья» (весна)
31
Рисование с натуры: глобус. Эскиз
32
Рисование с натуры: Глобус
33
Декоративное рисование: оформление почтового конверта. Эскиз
34
Оформление почтового конверта
Тематическое планирование
7 класс
№
Наименование раздела, темы
п/п
Раздел № 1. Изобразительное искусствоповседневной жизни человека (34 ч)
1
Беседа. «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа
художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
2
Рисование с натуры: стопка книг
3
Декоративное изделие: Лепка фигуры человека
4
Рисование с натуры: 2 предмета (кружка, кастрюля)
5
Рисование с натуры: чашка (усеченный конус). Эскиз
6
Чашка (усеченный конус)
7
Рисование на темы: «Осенний лес». Эскиз
8
Рисование на темы: «Осенний лес» (живопись)
9
Рисование с натуры: торшер (комбинированная форма)
10
Рисование с натуры: чайная пара
11
Беседа. «Как и о чем создаются картины» ( сюжетная картина).
12
Рисование с натуры: настольная лампа
13
Рисование с натуры: коробка углом к ученикам
14
Рисование на тему: «Новый год»
15
Декоративное рисование: макет пригласительного билета. Эскиз
16
Макет пригласительного билета
17
Беседа. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения
18
Рисование с натуры: предметы круглой формы
19
Рисование на тему: «Зимний лес». Эскиз
20
Рисование на тему: «Зимний лес» (живопись)
21
Рисование с натуры: башня из кубиков. Эскиз
22
Рисование с натуры: башня из кубиков (живопись)
23
Беседа. «Как и о чем создаются картины». И. Билибин
24
Декоративное рисование: составление узора для вазы. Эскиз
25
Составление узора для вазы
26
Рисование с натуры: ваза
27
Декоративное рисование: Иллюстрация к литературному произведению. Эскиз
28
Декоративное рисование: Иллюстрация к литературному произведению
29
Декоративное рисование: эскиз медали (эмблемы), посвященной спортивным
соревнованиям
30
Рисование с натуры: игрушки
31
Беседа. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения
32
Рисование с натуры: чайник. Эскиз
33
Рисование с натуры: Чайник (живопись)
34
Рисование на тему: «День Победы!»
Тематическое планирование 7класс (индивидуально)
№
Наименование раздела, темы
п/п
Раздел № 1. Изобразительное искусство (9 ч)
1
Беседа. Изображение фигуры человека в истории искусства
2
Декоративное рисование: Фигура человека
3
Рисование с натуры: 2 предмета (кружка, кастрюля)
4
Рисование на темы: «Осенний лес»
5
Беседа. Тематическая картина.
6
Рисование на тему: «Зимний лес»
7
Рисование с натуры: ваза
8
Рисование с натуры: чайник.
9
Рисование на тему: «День Победы!»