Приложение 3
к АООП НОО для учащихся с ЗПР
МБОУ СОШ № 1 г.Углегорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
начальное общее образование – 1 уровень
срок реализации программы – 4 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
начального общего образования должны быть ориентированы на применение
знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях
и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего
народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей
народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности
русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения
(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между
людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта;
фольклорная лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание
значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях
устного народного творчества и произведениях детской художественной
литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую
культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта;
уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках
изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых
выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого
общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным
компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского
литературного языка для культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного
русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение
объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень
слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных
лексических
норм
современного
русского
литературного языка:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее
точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых
ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного языка:
употребление отдельных грамматических форм имен существительных:
словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями
отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических
ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени
прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и
сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме
прошедшего времени);
редактирование
письменного
текста
с
целью
исправления
грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном
курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного
текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного
текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения
лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей
синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе
редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения
нормативного произношения слова, вариантов произношения;
использование учебных словарей для уточнения состава слова;
использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения
слова;
использование
орфографических
словарей
для
определения
нормативного написания слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм
речевого этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского
народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или
их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц,
притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного
текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее
существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста:
устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи
между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы;
приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с
примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста: пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения:
убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и
завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в
ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ,
ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, минидоклад;
создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении
музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии
в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
создание текста как результата собственного мини-исследования;
оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского
речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации.
Содержание учебного предмета
1 класс (16 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной
строки и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т. д.).
2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак,
рубаха, сарафан, лапти и т. д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Раздел 2. Язык в действии (5 часов)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Слово и его значение
Многозначные
слова.
Наблюдение
за
сочетаемостью
слов
(пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных
предложений, не объединенных общей темой. Озаглавливание. Коллективное
составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам.
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно
поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос
на новое содержание).
2 класс (17 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки,
салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (ухват, ушат,
ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба,
каша, щи, похлебка, бублик, коврижка, ватрушка), какие из них сохранились
до наших дней; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети
(например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы возникновение которых связано
с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, каши не
сваришь, ни за какие коврижки).
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками
других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий
смысл, но разную образную форму (например, ехать в Тулу со своим
самоваром (русск.), ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: Словарь «Почему это так называется».
Раздел 2. Язык в действии (5 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов). Работа со словарем ударений.
Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Как появляются
фразеологизмы; пословицы.
Знакомство со словарями: толковым,
орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю,
контексту. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать
прямое и переносное значения, определять основу переноса значения.
Умение
сконструировать
образное
выражение
(сравнение,
олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать
слова
с переносным значением
при
составлении
предложений.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)
Типы текстов: описание, повествование. Умение редактировать текст с
точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Умение делить текст на части. План текста.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы в диалоге,
завершение диалога (например, как выразить несогласие; как убедить
товарища).
Создание текстов – повествований. Создание текста: развернутое
толкование значения слова.
3 класс (17 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3 часа)
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой,
фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой);
2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского
русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея,
салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых
связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например,
работать спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром).
Раздел 2. Язык в действии (7 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и
эмоционально
окрашенные.
Знакомство
со
словарём
синонимов.
Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение,
олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и
назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения,
употреблять его в заданной речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря.
Знакомство с элементами словообразования.
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План,
виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст
в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять
описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном
стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Волшебные
слова:
слова
приветствия,
прощания,
просьбы,
благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые
слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
4 класс (17 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)
Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита,
чело, выя, уста, око, шуйца, десница);
1)
слова, называющие доспехи древнего русского воина (например,
копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица);
2)
слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень,
пядь, локоть и т.д.)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились
устаревшие слова (например, беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех,
коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша
медного не стоит)
Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и
переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет –
сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы,
поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте
стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических
особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном
языке.
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический,
деловой),
художественный.
Умение
определять
стилистическую
принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация.
Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной временной
схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция
текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять
элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной
композиционной структуры.
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Наименование раздела, темы
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 ч)
Как писали в старину
Дом в старину: что как называлось
Во что одевались в старину
Имена в малых жанрах фольклора
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Выделяем голосом важные слова
Где поставить ударение
Слово и его значение
Однозначные и многозначные слова
Как сочетаются слова
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч)
Как люди общаются друг с другом
Вежливые слова
Как люди приветствуют друг друга
Спрашиваем и отвечаем
Зачем людям имена
Текст
Заглавие текста
2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
По одежке встречают
Ржаной хлебушко калачу дедушка
Любишь кататься – люби и саночки возить
В решете воду не удержишь
Самовар кипит – уходить не велит
Проектное задание: Словарь «Почему это так называется»
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Помогает ли ударение различать слова?
Для чего нужны синонимы?
Для чего нужны антонимы?
Как появляются фразеологизмы и пословицы?
Как можно объяснить значение слова? Переносное значение слова
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)
Типы текстов: описание, повествование
Типы текстов: описание, повествование. Закрепление
Учимся связывать предложения в тексте
Зачем нужен план?
Участвуем в диалогах
Итоговый тест
3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3 ч)
Отношения между людьми в словах
Занятия людей в словах
Музыкальные инструменты в словах
Раздел 2. Язык в действии (7 ч)
Как правильно произносить слова
Изобразительно-выразительные средства языка
Метафора, эпитет, сравнение, олицетворение
Фразеологизмы
Откуда приходят слова?
Как растет слово?
Как растет слово?
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч)
Темы текстов. Основная мысль текста. Опорные слова
Сочинение на тему: «Мой выходной день»
Типы текста
Рассуждение
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный)
Культура общения
Итоговый тест
4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Наименование разделов, тем
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 ч)
Путешествие в прошлое
Русский богатырь
Чем мерили в старину?
Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Омонимы, омофоны, омоформы
Как правильно произносить слова
Фразеологизмы
Диалектизмы
Пословицы и поговорки. Афоризмы
Сочинение по пословице
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч)
Художественный стиль
Композиция текста
Работа с деформированным текстом
Рассказ на тему: «Что произошло после того, как наша кошка Мурка
научилась разговаривать»
Газетно-публицистический стиль
Я пишу письмо
Итоговый тест